Текст: Юлия Анатольевна Фомина,
преподаватель,
кандидат исторических наук
ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»
Имеющиеся исследования в основном посвящены применению подобной методики для обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры. Применение данной методики у обучающихся СПО нуждается в дополнительном исследовании. В статье мы рассмотрели, каким образом использовать данный метод обучения в рамках среднего профессионального образования, и проанализировали примеры его применения на практических занятиях по основам философии.
Целью статьи является выделение особенностей интерпретации философского текста как разновидности самостоятельной работы и определение методики данной работы именно для обучающихся СПО.
Следует отметить, что обучающиеся СПО изучают именно дисциплину «Основы философии», которая не предполагает углублённого изучения многих философских вопросов. Задача курса – дать возможность познакомиться со взглядами философов, способствовать созданию у студентов представления о мире и месте человека в нём. Изучение философии призвано содействовать самостоятельной выработке студентом сознательного мировоззрения, развитию умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем, овладению приёмами ведения дискуссии, диалога. Курс «Основы философии» в колледжах часто сводится к обзорному изложению, а вопрос о том, нужна ли философия будущему технологу или специалисту лесного хозяйства, часто становится предметом дискуссий.
Источники, затрагивающие интерпретацию философского текста как вид самостоятельной работы
Существует целый ряд источников, так или иначе затрагивающих интерпретацию философского текста как вид самостоятельной работы. Это и учебники по курсу «Философия», и хрестоматии, содержащие избранные философские тексты, и рекомендации по работе с ними. Например, учебники издательства БГУ под редакцией А. А. Атанова, В. А. Туева [6, 8], хрестоматии под редакцией А. Н. Чумакова [9, 10, 11], практикум под редакцией С. А. Орлова [7]. Общую информацию о философских текстах содержат также некоторые источники на иностранном языке, например Kitcher P. S, Olafson F. A. рассматривают некоторые аспекты работы с философскими текстами, которые помогут в развитии общего кругозора обучающихся [13, 14]. Однако именно интерпретации философского текста посвящены только некоторые методические пособия. Так, методические рекомендации для преподавателей к проведению семинарского занятия по курсу «Философия» И. И. Замощанского посвящены анализу отрывка из произведения Платона «Государство» [3]. Источник содержит рекомендации по применению методики интерактивного обучения «Метод анализа конкретных ситуаций» для изучения и интерпретации философского текста. Е. Р. Южанинова в статье «Анализ философских текстов как метод ценностного самоопределения студентов» рассматривает, как можно использовать анализ философского текста в формировании ценностного самоопределения студента [12].
Проблемы изучения дисциплины «Основы философии» по программам СПО
Абсолютно все перечисленные источники адресованы обучающимся по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, и их не всегда можно использовать при изучении дисциплины «Основы философии» по программам СПО. Так, объём часов самостоятельной работы по специальностям колледжа БГУ – от 10 до 30. Для сравнения: самостоятельная работа обучающегося программе бакалавриата – 124 часа, для одной из специальностей специалитета – 108 часов. Поэтому большие трудоёмкие тексты для такой самостоятельной работы не подходят. Целесообразно выбрать отрывок текста или небольшой текст. Следует отметить, что ни один, даже самый полный учебник не заменит чтение первоисточника – философского текста. Однако философский текст нужно уметь прочитать и понять. Анализ и понимание текста – основополагающие средства познания для любого человека, изучающего философию.
Интерпретация философского текста
Существует такое направление философии, как герменевтика – теория интерпретации. Интерпретация философского текста зависит как от некоторого ряда условий, которые могут носить общеметодологический или мировоззренческий характер, так и от конкретной методики и техники интерпретации [2]. Текст нужно уметь прочитать и научиться систематизировать. Для этого необходимо знать терминологию времени, в которое жил автор, и его собственный понятийный аппарат. Одни и те же понятия часто коренным образом различаются у разных авторов. Так, например, понятие «диалектика» у Гегеля и Маркса имеет разное значение. Кроме того, на занятиях мы часто используем для интерпретации отрывки текста, а для полного понимания необходимо читать произведение целиком. Поэтому от преподавателя требуется тщательная разработка такого занятия. Необходимо заранее дать обучающимся задание составить глоссарий используемых в тексте терминов, который они будут потом использовать для интерпретации. Также необходимо в качестве подготовки для самостоятельной работы порекомендовать прочитать произведение целиком или его крупный фрагмент, тогда на занятии будет можно гораздо более полно выполнить работу с текстом.
Формы работы с философским текстом. Конспект
Формы работы здесь весьма разнообразны, но самой распространённой является конспектирование, которое развивает навыки самостоятельной работы, учит составлять план и делать выводы. Конспект (в переводе с латинского – обзор) – это своеобразное индивидуальное, самим учащимся создаваемое учебное пособие. Конспект позволяет глубже уяснить суть рассматриваемой проблемы, а также чётко и логично выстроить ответ на семинарском занятии [1]. Он подходит также для самостоятельной работы и может использоваться и в случае отсутствия семинарских занятий. В работе над конспектом есть несколько этапов. Во-первых, определение цели конспектирования. Во-вторых, ознакомление с текстом первоисточника, выявление главных проблем и теоретических положений. В-третьих, изложение материала своими словами, выписывание важнейших теоретических положений, определений, выводов как цитат, т. е. точно, в кавычках, с указанием страниц и выходных данных [1]. Распространённой ошибкой является то, что обучающиеся просто переписывают части текста, не вдумываясь в его смысл. Следует помнить, что выхваченная из контекста идея может исказить смысл первоисточника. Однако в то же время они учатся самостоятельно работать с текстом, осмысливают его и не ограничены во времени.
Метод анализа конкретной ситуации
Метод анализа конкретной ситуации Другой формой работы является метод анализа конкретной ситуации. Преимуществами данной формы являются возможность формирования навыков группового взаимодействия, формирование умения принимать решение за ограниченный промежуток времени, возможность учиться формулировать свои мысли и дискутировать. Этот метод больше подходит для семинарских занятий по ближайшей лекционной теме, чем для самостоятельной работы.
Приведём пример проведения занятия по методу анализа конкретной ситуации. Необходимо повторить пройденную тему «Современная философия», в которой одно из изучаемых направлений – герменевтика, т. е. теория интерпретации текстов, на что надо обратить особое внимание обучающихся. Новая тема «Учение о бытии и теория познания» является одной из самых сложных в философии. Для проведения занятия выбран отрывок из диалога «Государство» известнейшего философа античности Платона – «Символ пещеры».
Студенты собираются в команды по 5–7 человек для выработки командного решения: формулировка общего понимания текста. Перечисляются символы, которые требуют истолкования: пещера, узники, оковы, тени, предметы за ширмой, освободившийся узник, свет, солнце. После этого студент должен воспроизвести картину, но используя только истолкование символов. То есть должен получиться своеобразный «перевод» (примерно так же мы переводим тексты с одного языка на другой). Естественно, что при различии в толковании хотя бы одного символа существенно меняется и описываемая Платоном ситуация. Свою интерпретацию символов студенты заносят в таблицу:
За каждый правильно интерпретированный символ команда получает по одному баллу. После оценивания результатов был показан короткометражный фильм об этом произведении и возможной интерпретации символов. Такой способ проведения занятия даёт возможность совместить несколько компонентов преподавательской деятельности: во-первых, анализ древнего текста показывает многозначность трактовок, смысловую вариативность любой ситуации; во-вторых, мы можем вычленить из текста то, что не вкладывал сознательно автор, именно это содержание принадлежит тому, что в философии обозначается категорией «бытие», которая фиксирует и выражает не зависящую от человека реальность; в-третьих, такой мыслительный шаг обеспечивает выход на проблему понимания – несмотря на то, что автор жил в совершенно другом мире, его окружала другая обстановка, он руководствовался непривычными для нас ценностями, вёл совершенно отличный от современного образ жизни, событие понимания состоялось, что в свою очередь означает и определённое подобие ракурсов зрения, подобие в отношении к тому, что неизменно, то есть к бытию; в-четвёртых, знакомство с другим типом мышления, поведения, отношения к действительности делает предметом размышлений собственное мышление, образ жизни, мировосприятие [3].1
Список литературы
1. Анализ философских текстов. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по дисциплине «Философия» для бакалавров и специалистов: учеб. пособие. М.: Владос, 1997. 28 с.
2. Гафаров Х. С. Герменевтическая интерпретация философского текста. [Электронный ресурс]: материалы научной конференции, Санкт-Петербург // Санкт-Петербургское философское общество. В. 7, 2001. URL: http://anthropology.ru/ru/text/gafarov-hs/ germenevticheskaya-interpretaciya-filosofskogo-teksta (дата обращения: 10.06.2020);
3. Замощанский И. И. Интерпретация философского текста методом анализа конкретных ситуаций. [Электронный ресурс] // Екатеринбург: 2009. URL: https://study.urfu.ru/Aid/Publication/8815/1/ Zamozcansky.pdf (дата обращения: 15.06.2020);
4. Ницше Фридрих. Так говорил Заратустра. М.: Аст, 2015. 416 с.
5. Орлова С. А. Философия [Электронный ресурс]: практикум // Москва: Российская международная академия туризма, 2017. URL: http://www.iprbookshop.ru/70542.html (дата обращения: 10.06.2010).
6. Османова С. А. Модель сверхчеловека по Ф. Ницше: основные предпосылки и их анализ // Молодой ученый. 2018. № 40 (226). С. 235–242.
7. Философия: учебник для вузов [под ред. Атанова А. А., Туева В. А. и др.]. Иркутск: Изд-во БГУ, 2015. 466 с.
8. Философия: учебник для вузов /[под ред. Атанова А. А. и др.]. Иркутск: Изд-во БГУ, 2015. 487 с.
9. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для магистров всех направлений подготовки / [под ред.: Чумаков А. Н., Волобуев А. В., Деникин А. В., Деникина З. Д.]. М.: Проспект, 2017. 413 с.
10. Хрестоматия по философии: учебное пособие / [под ред. Чумаков А. Н. и др.]. М: Юрайт, 2015. 598 с.
11. Хрестоматия по философии: учебное пособие для вузов / [сост. Алексеев П. В.]. М.: Проспект, 2015. 574 с.
12. Южанинова Е. Р. Анализ философских текстов как метод ценностного самоопределения студентов // Теория и практика общественного развития, 2014. № 5. С. 84–86;
13. Olafson F. A. Philosophical anthropology [Electronic resource] // Encyclopaedia Britannica. 2014. URL: http:// www.britannica.com/EBchecked/topic/456743/ philosophicalanthropology (mode of access: 12.11.2014);
14. Kitcher P. S. Philosophy of science [Electronic resource] // Encyclopaedia Britannica. 2013. URL: http://www.britannica. com/ EBchecked/topic/528804/philosophy-ofscience. (mode of access: 12.11.2014)
1 Продолжение следует