Ольга Станиславовна Штепина,
директор Лицея № 36 ОАО «РЖД»,
г. Иркутск
Людмила Владимировна Зенцова,
заместитель директора
Лицея № 36 ОАО «РЖД»,
г. Иркутск
кандидат технических наук
Мы живем в эпоху самого сильного тренда,
который быстро и очень эффективно меняет глобальную картину мира.
Андрей Филатов, генеральный директор компании SAP в России и СНГ
Трудно не согласиться со словами А. Филатова: под «самым сильным трендом» без труда угадывается коронавирус, который дал возможность цифровой трансформации ворваться в нашу жизнь.
Летом прошлого года, принимая решение пройти обучение по программам повышения квалификации «Введение в цифровую трансформацию образовательных организаций» и «Цифровые технологии для трансформации школы» Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, мы понимали, что решение это было связано с желанием кардинального обновления в измененной пандемией образовательной реальности, с внедрением новых инструментов и оборудования, формированием у педагогов компетенций использования информационных технологий на новом уровне, освоением методик преодоления учебной неуспешности, а также умением всего педагогического коллектива работать с одаренными детьми.
Программа действий по повышению качества общего образования в частных образовательных учреждениях ОАО «РЖД» до 2024 года, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 21.02.2019 № 325 /р, ставит цель: «Создание условий и инновационных механизмов развития системы общего образования ОАО «РЖД», обеспечивающих высокое качество и конкурентоспособность образования, удовлетворение потребности работников компании в качественном образовании их детей». Достижение поставленной учредителем цели в эпоху ускоряющихся технологических изменений невозможно без цифровой трансформации Лицея № 36 ОАО «РЖД».
Инструментальный разрыв (недостаток технических средств, программ, инфраструктур) в рамках цифровой трансформации лицея преодолевается через развитие цифровой образовательной среды: оснащение средствами ИКТ, подключение к широкополосному Интернету, улучшение производительности и быстродействия лицейского сервера, расширение зон беспроводного доступа к глобальной сети, развитие сетевых сервисов, расширение использования современных цифровых инструментов всеми участниками образовательного процесса.
Сложнее оказалось с преодолением методического и идеологического (смыслового) цифровых разрывов. Методический разрыв проявляется через уровень цифровых компетенций, идеологический разрыв – через переосмысление и изменение образовательных процессов, оперирование старыми нормами и моделями деятельности при внедрении новых технических и программных инструментов, обучении сотрудников цифровым технологиям.
С точки зрения выявления этих разрывов мы проанализировали образовательные практики педагогов лицея в предметных группах «Языки логики (математика-информатика)», «Языки общения (родной, иностранные)», «Естественные науки», «Гуманитарные науки», «Искусство», «Здоровье-тело-безопасность», «Технологии созидания (труд, ИТ, проекты, конкурсы)».
Выяснилось, что набор цифровых решений, используемых педагогами в группах «Языки логики (математика-информатика)» и «Технологии созидания (труд, ИТ, проекты, конкурсы)», оказался намного шире, чем в других группах. К тому же в других группах терялась массовость их использования. Многие педагоги во время дистанционного обучения проводили проверку и оценивание работ обучающихся не с использованием цифровых возможностей, а «вручную», что требовало значительных временных, трудовых и психоэмоциональных затрат. Активнее других в плане цифровой проверки знаний обучающихся оказались учителя иностранных языков. Отмечено, что педагоги этой группы, за исключением предметных групп «Языки логики (математика-информатика)» и «Технологии созидания (труд, ИТ, проекты, конкурсы)», больше знали о новых цифровых технологиях, чем активно их применяли, несмотря на то, что недавно обучались по дополнительной профессиональной программе «Смешанное обучение в условиях современной цифровой образовательной среды». Наблюдалось неэффективное использование цифровых технологий, не все педагоги осознали возможности цифровых инструментов, не всем коллегам удалось преодолеть методический и идеологический (смысловой) разрывы.
Встал вопрос: что нужно делать, чтобы преодолеть эти разрывы?Важнейшими условиями преодоления методического и идеологического цифровых разрывов являются обновление содержания, методов и форм образовательной деятельности, разработка и внедрение в практику результативных цифровых учебно-методических материалов, переход к персонализированной и ориентированной на результат организации повышения квалификации.
Намечены действия администрации совместно с руководителями профессиональных объединений педагогов лицея по переосмыслению кардинально изменившейся ситуации, блокирующей возможность сохранения традиционных моделей обучения:
■ проведение рефлексии и саморефлексии, выявление дефицитов;
■ создание дополнительных условий свободного обмена информацией через открытую дискуссию;
■ навигация по готовым образовательным ресурсам;
■ оказание помощи в использовании образовательных ресурсов и цифровых технологий;
■ обучение цифровым технологиям (по запросу);
■ разработка собственных цифровых ресурсов;
■ представление опыта лучших практик работы онлайн.
Одним из организационно-управленческих решений стало привлечение педагогов к участию в августовском онлайн-марафоне «Дистанционное образование: как это работает?» Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании» (обучение созданию эффективных здоровьесберегающих и простых онлайн-уроков, оцениванию в рамках дистанционного обучения). После марафона ядро коллектива уже не просто было готово к переосмыслению кардинально изменившейся образовательной ситуации – педагоги преодолели методический и идеологический разрывы, эффективно использовали цифровые решения, самостоятельно разрабатывали ресурсы и готовы были обучать других.
Обучение, обмен мнениями, представление эффективного опыта работы продолжилось в течение 2020–2021 учебного года в рамках всевозможных стажировочных площадок, семинаров, вебинаров, научно-практических конференций, педагогических советов, открытых уроков, профессиональных конкурсов и конкурсов методических разработок различного уровня.
Значительный вклад в преодоление цифровых разрывов внес и лицейский фестиваль педагогического мастерства, который традиционно проводится весной.
При подготовке к XI фестивалю педагогического мастерства «Все грани творчества-2021» на заседаниях профессиональных объединений педагогов обсуждались эффективные практики и решения в электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях, обосновывался выбор дистанционных платформ и интернет-ресурсов, готовились видеоролики длительностью не более 3–5 минут по представлению этого опыта работы.
На фестивале транслировался опыт практических результатов профессиональной деятельности в форме выступлений, мастер-классов, видеопрезентаций и был представлен виртуальный методический кабинет как кейс методических материалов для организации образовательного процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
22 авторских обучающих видеоролика представляют богатейший опыт эффективных практик и решений. Авторы показали высокий уровень владения навыками работы с сервисами видеокоммуникаций, образовательными онлайн-платформами, интернет-ресурсами, продемонстрировали новые подходы в обучении. Подготовка видеороликов позволила авторам развить свои презентационные способности, умение работать на камеру, профессиональные компетенции в методике, дидактике, технике владения программами, сервисами и платформами.
Виртуальный методический кабинет позволяет организовать методическое пространство учителям, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, классным руководителям, создает оптимальный доступ к необходимой информации, обеспечивает оперативную методическую помощь молодым учителям, дает возможность поделиться опытом работы.
Виртуальный методический кабинет находится на официальном сайте лицея во вкладке «Лицей ОНЛАЙН»: http://licey-36.ru/index. php?dn=pages&cpu=virtualnyj-metodicheskijkabinet-liceya
Виртуальный методический кабинет в плане развития методических компетенций педагога удобен тем, что место, время, темп и количество просмотров обучающих видеороликов каждый, кто их просматривает, определяет для себя сам.
В новом методическом кабинете есть материал о том, как создать тест в Classtime, буклет в онлайн-редакторе Canva, работать с Яндекс.Учебником и Google Формами, изготовить детали макета модели железных дорог, провести онлайн-опрос с помощью Mentimeter, использовать сервисы Google Classroom и LearningApps, организовать дистанционный классный час в форме игры, применить блог во внеурочной деятельности, использовать платформу MyQuiz и интерактивную рабочую тетрадь Skysmart, организовать интеллектуальное соревнование «Своя игра» и создать онлайн-кроссворд, применять сервис OnlineTestPad и платформу Learnis. Имеется материал, который демонстрирует опыт проведения внеурочных занятий по математике в дистанционном формате, уроков вокала на платформе CORE, занятий по хореографии на платформе Microsoft Teams, знакомит с программой удаленного рабочего стола AnyDesk, программой трёхмерного проектирования Autodesk Inventor.
Трансформационные процессы в лицее продолжаются, создавая условия для обновления концептуальных подходов в организации педагогической деятельности, выявляя новые методические решения с использованием цифровых инструментов, выполняя задачу развития современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования.1
1 Фото в статье из архива авторов