• Интегрированный предметно-языковой подход в сфере творческой деятельности учащихся образовательного учреждения

    21 Июл 2021
     
    13:07
     

    Текст: Эльмира Ибрагимовна Попова,
    учитель английского языка, заведующий кафедрой иностранных языков, доцент,
    кандидат педагогических наук
    МБОУ «Гимназия № 44 г. Иркутска»

    Юлия Анатольевна Калашникова,
    учитель английского языка МБОУ «Гимназия № 44 г. Иркутска»

    В последние десятилетия интегрированный предметно-языковой подход становится всё более популярным. Из самого термина «предметно-языковое интегрированное обучение» следует, что его ключевым методологическим положением является интеграция.

    Интеграция знаний рассматривается как стремление объединить
    известные человечеству факты, информацию и концепции для получения наиболее полной картины мира во всём его многообразии.
    Таким образом, иностранный язык является средством коммуникации и познания, а обучение на родном и иностранном языках становится единым процессом. Данная идея широко применяется как в изучении гуманитарных, так и естественно-научных и технических дисциплин.

    Развитие компетенций у обучающихся

    Школа готовит ребёнка к жизни в современном обществе через развитие у него различных компетенций. В языковом обучении базовой компетенцией является иноязычная коммуникативная компетенция в совокупности её составляющих:
    ■ речевая компетенция;
    ■ языковая компетенция;
    ■ социокультурная / межкультурная компетенция;
    ■ компенсаторная компетенция;
    ■ учебно-познавательная компетенция.
    Одним из методов развития этих компетенций может стать интеграция иностранного языка через творческую деятельность учащихся. В нашем случае интеграция иностранных языков может успешно проходить в процессе творческих мероприятий на базе английского, немецкого, китайского и французского языков. Проведение таких мероприятий позволяет сделать образовательный процесс интересным, экономить учебное время, снимает усталость. Такое интегрирование помогает формировать языковую картину мира каждого обучающегося, осуществлять межпредметный перенос.
    В качестве примера приводим некоторые творческие мероприятия из опыта работы кафедры иностранных языков гимназии № 44 г. Иркутска, которые проводились на базе нашей гимназии по английскому, китайскому и немецкому языкам с обучающимися школьного возраста. Мы руководствовались следующими приоритетными направлениями в работе: развитие творческого потенциала, формирование и поддержка образовательной траектории, включение в диалог культур, адаптация гимназистов к быстро меняющемуся миру.

    Развитие творческого потенциала

    На базе нашей гимназии проводился городской / региональный арт-фестиваль «Немецкое подворье в Сибири» (2016 – «День немецкого языка», 2017 – «Спасём планету вместе», 2018 – «Театр на немецком языке», 2019 – «Культура современной Германии»).
    В целях популяризации иностранных языков проводился конкурс «Танцевальный флешмоб». Не оставил равнодушными участников и зрителей муниципальный конкурс «Музыкальный глобус. Национальный колорит – 2019». Большую популярность приобрел муниципальный конкурс по английскому языку среди старшеклассников «Театральный батл». Увлекательный мир спектаклей, песен, импровизации, музыки и народного танца стран изучаемого языка оказывает помощь в формировании и развитии языковой компетенции обучающихся. Все перечисленные выше творческие мероприятия позволяют детям получить новые знания в таких предметах, как литература, музыка, история и география стран изучаемого языка.

    Формирование и поддержка образовательной траектории

    Кафедра иностранных языков гимназии № 44 в течение четырёх лет внедряла развивающую программу обучения немецкому языку «Немецкий язык с зайчишкой Хансом» для детей дошкольного возраста и учащихся 1–2 классов, разработанную Институтом имени Гёте. Кафедра также приняла участие в проекте при поддержке Института имени Гёте ИФИЯМ ИГУ «Немецкий как первый второй иностранный» (углублённый уровень). Это позволило в пери-
    од 2012–2016 гг. 19 учащимся 7–11 классов получить международные сертификаты FIT 1, FIT 2-FIT 1 (A1) –16 учащихся 6–7 классов, FIT 2
    (А2) – 3 учащихся 9 классов.
    Успешно зарекомендовала себя в гимназии и программа изучения английского языка «ACCESS». Такие мероприятия помогают результативно формировать языковую компетенцию учащихся, в ходе них происходит их творческая самореализация, развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих их образование.

    Включение в диалог культур

    Большую роль в диалоге культур играют международные проекты. «The Global Coalition» (Глобальная Коалиция), международный проект «Superior-Baikal Lakes». Целью данного проекта стало укрепление дружбы между народами через знакомство с культурой, традициями и обычаями, через изучение литературы, истории, искусства и музыки.
    В июле 2014 г. обучающиеся гимназии № 44 приняли группу учеников из Bayfield High School. Это был незабываемый опыт сотрудничества и коммуникации для обучающихся, так как любой проект – это прежде всего процесс познания и результат творческой деятельности. Продолжается сотрудничество с центром китайского языка «Институт
    Конфуция ИГУ», целью которого является организация совместной деятельности по развитию интереса обучающихся к китайскому языку, Китаю в целом, культуре народа, а также формирование начальных основ письменной и устной речи, что приносит свои положительные результаты в формировании языковой компетенции и интеграции в другие дисциплины.

    Адаптация гимназистов к быстро меняющемуся миру

    Стажировка в образовательных организациях ФРГ в рамках реализации программы доктора Гёбеля выступает в качестве средства интеграции обучающихся в международную социо-культурную среду, развития межкультурного диалога, эффективного способа изучения иностранных языков и культур. С 2014 по 2018 г. 13 учащихся гимназии прошли трёхмесячную стажировку с проживанием в немецких семьях. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что иностранный язык как никакой другой учебный предмет открыт для интегрирования в различные области знаний, и этот процесс предметно-языковой интеграции может быть успешно воплощён в сфере творческой деятельности учащихся.


    Список литературы

    1. Герасименко Т. Л. Вызовы предметно-языковог интегрированного обучения (CLIL) и перспективы ег использования в образовательном процессе // Filologicke Vedomosti. 2016. № 3. С. 60–63.
    2. Литвишко О. М., Черноусова Ю. А. Компетентностно-ориентированная модель обучения: преимущества методики CLIL в преподавании профессионально ориентированного английского языка: материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Пятигорск, 2015. С. 44–47.
    3. Слива М. Е. Вербальные и невербальные культурные коды как часть межкультурной и интракультурной коммуникации: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием КГПУ им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2018. С. 296–301.

    Мы в социальных сетях: