Текст: Вера Ивановна Говорина,
заведующий кафедрой эстетического образования, учитель музыки МАОУ «Гимназия № 8», г. Ангарск
Наталья Ивановна Пак,
учитель музыки, МХК, ОДНКНР МАОУ «Гимназия № 8», г. Ангарск
Елена Николаевна Чурахина,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель биологии МАОУ «Гимназия № 8», г. Ангарск
Любовь Николаевна Нечипуренко,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Гимназия № 8», г. Ангарск
20 лет в гимназии № 8 г. Ангарска успешно работает кафедра эстетического образования – лаборатория проектирования нового программного содержания, где разрабатывается стратегия вариативности и интегративности образования в системе непрерывного эстетического воспитания. Целью работы кафедры является создание условий, обеспечивающих воспитание гармоничной личности, способной к творческому преобразованию мира. Одна из главных задач – стимулировать поиск педагогических идей по обновлению содержания образования и педагогических технологий в практике среднего общего и дополнительного образования детей и подростков. Инновационная деятельность кафедры осуществляется через использование современных педагогических технологий, обновление содержания образования, исследовательскую работу, организацию классов художественно-эстетической направленности.
Педагогами кафедры созданы и реализуются в учебном плане гимназии и в других общеобразовательных учреждениях города Ангарска и Иркутской области следующие авторские педагогические разработки:
1997 г. – «Фольклор – истоки духовности», Пак Н. И.
1997 г. – «Музыка: история и современность», Говорина В. И.
2001 г. – «Архитектура стран и народов», Зайцева Н. Н.
2006 г. – «Основы танцевальной культуры», Джура Л. С.
2006 г. – пособие к программе «Фольклор – истоки духовности», Пак Н. И.
2007 г. – «ИЗО + прогресс», Зайцева Н. Н.
2010 г. – «Ритмика и основы танцевальной культуры», Василенко О. М.
2010 г. – «Коллективное хоровое музицирование», Кухар М. В.
2010 г. – «Коллективное оркестровое исполнительство», Зименко И. А.
2013 г. – мультимедийное пособие к программе «Музыка: история и современность», Берёзкина Т. К., Говорина В. И.
2015 г. – «Вокальное исполнительство», Мусина Т. М.
Значимым результатом инновационной деятельности кафедры эстетического образования стало создание Ресурсного центра (далее – РЦ) «Культурологический форум». РЦ является частью муниципального сетевого проекта Ассоциация «СО-ДЕЙСТВИЕ», созданного более 10 лет назад как структура, оказывающая всестороннюю методическую помощь учителям и педагогам образовательной области «Искусство». Целью РЦ является формирование компетентностной культуры педагога, инициирование деятельности через содействие горизонтальной профессиональной коммуникации в области искусства и культуры. За годы работы РЦ эволюционировал от Клуба учителей города, объединяющихся для проведения разовых внеклассных мероприятий, до региональной стажировочной площадки в области эстетического образования. Образовательные события РЦ «Культурологический форум» охватывают весь учебный год:
Детская этнографическая игра «Осенины» (дети) – октябрь;
Детская музыкальная игра «Хоровичок» (дети) – ноябрь;
Марафон «танцевальных» уроков (педагоги) – декабрь;
Марафон кружковых занятий хора (педагоги) – декабрь;
Школа мастер-классов и семинаров «Мастера говорят» – февраль;
Конкурс педагогического мастерства «Праздничная карусель» (с 2016 года статус – Региональный) – февраль;
Вокальная сессия «Лестница к Парнасу» (дети) – март;
Флешмоб «Держи ритм» (дети) – апрель;
Хоровой флешмоб «Дорогами Победы» (дети) – май.
Одной из форм повышения квалификации педагогов является школа семинаров и мастер-классов «Мастера говорят» (далее «Школа»), где принимают участие педагоги образовательной области «Искусство», представители общественных организаций и культуры, среднеспециального и высшего образования. Программа «Школы» формируется по запросам слушателей, в соответствии с потребностями сегодняшних реалий.
Темы, формирующие целевые ориентиры компетентности педагога:
■ Организация совместной и свободной деятельности с детьми в условиях дошкольного учреждения;
■ Методы и формы работы с детьми с ОВЗ ;
■ Правовой статус педагога;
■ Развитие УУД путем внедрения системы задач и заданий на уроке музыки;
■ Мастер-класс «Детский музыкальный театр»;
■ Мастер-класс «Развиваем мелкую моторику рук детей младшей группы детского сада».
В процессе рефлексии по окончании «Школы» из ответов на вопросы анкеты выяснилось, что… «Конечно, «Школа» нужна. Очень хороший формат видеоконференции, возможность посетить любое выступление» – Андрюхина Ольга Васильевна, учитель музыки, г. Шелехов. «Информация актуальна, поскольку у нас часто небольшой круг общения. Такая форма общения обогащает наш опыт, дарит новые позитивные впечатления, активизирует творческое мышление в серых буднях» – Гумирова Ольга Васильевна, учитель музыки, г. Тайшет Для участников конкурс «Праздничная карусель» – это возможность профессионального роста, повышения квалификации, формирования педагогического имиджа, трансляции и приобретения опыта по направлениям:
■ Смежные виды искусства;
■ Профессиональное исполнительство;
■ Реклама деятельности;
■ Компьютерные технологии в области искусства,
Результаты участия в конкурсах определяются приобретением следующих компетенций:
■ общекультурные компетенции;
■ в области педагогической деятельности;
■ в области менеджмента;
■ в области научно-исследовательской деятельности;
■ в области журналистско-редакционной, рекламной, культурно-просветительской деятельности, связи со СМИ;
■ в области художественного творчества.
Программа педагогического конкурса «Праздничная карусель» включает эксклюзивные конкурсы, разработанные учителями кафедры:
■ Конкурсы «Реклама своего вида деятельности», «Реклама хобби», «Творческий тандем»;
■ Профессиональные отраслевые конкурсы «Лучший в профессии» (хореограф, хормейстер, концертмейстер, руководитель оркестра);
В оценочный лист нижеследующих конкурсов нами внесены дополнительно критерии педагогического мастерства:
■ Конкурс «Сохранение народных традиций в многообразии жанров»;
■ Марафон дистанционных конкурсов (защита onlinе и без online-защиты).
■ Конкурсы «Концертные номера на празднике», «Антураж концертного номера».
Из анкет конкурсантов:
«Прекрасная площадка для общения, обмена опытом, представления своих результатов труда» – Андрюхина О.В., учитель музыки, г. Шелехов. «Фестиваль даёт возможность каждому проявить педагогическое творчество в близкой для себя предметной области, заряжает позитивом и энергией» – Овчинникова О. И., учитель ИЗО, ОДНКНР, МХК, г. Ангарск. «Неожиданно: многие удивили своими творческими находками, желанием самовыразиться» – Белых Е. В., учитель русского языка и литературы, г. Слюдянка. «Конкурс “Праздничная карусель” уникален. Собирает под своим крылом учителей разных направлений, из разных населённых пунктов. Конечно, хотелось бы общаться очно, зато есть возможность познакомиться с работой коллег из отдалённых уголков нашей области» – Балаева О. М., учитель истории и обществознания, г. Ангарск. «Программа очень насыщенная. Имеет хорошую методическую основу. Дает возможность участникам презентовать свою деятельность и позиционировать личный профессиональный опыт» – Летова Е. А. заместитель директора по ВР, г. Черемхово. «Впервые участвую в фестивале, очень интересно услышать выступления коллег. Некоторые методические идеи планирую адаптировать для своей работы» – Миль Н. С., Братский педагогический колледж, преподаватель.
За 20 лет работы педагоги кафедры эстетического образования приобрели соратников по всей Иркутской области и России:
► Иркутск, Черемхово, Шелехов, Тулун, Усолье-Сибирское, Тайшет, Братск, Усть-Илимск, Слюдянка, Бирюсинск; сёла, посёлки: Юрты, Казачинское, Залари, Чунский, Савватеевка, Баклаши, Введенщина;
► Краснодар, Абакан, Евпатория, Великий Новгород.
Всего в работе конкурса «Праздничная карусель-2021» приняли участие в качестве конкурсантов, жюри, лекторов¸ слушателей «Школы» 175 специалистов из 44 учреждений образования, светской и православной культуры.
На вопросы анкеты «Будете ли Вы участвовать в Программе конкурса еще?», «В каком конкурсе, в качестве кого?» участники отвечали: «Да. Хочу вернуться в конкурс тандемов в качестве участника. Конечно, и членом жюри быть интересно» – Белых Е. В., учитель русского языка и литературы, г. Слюдянка. «С удовольствием жду приглашения для участия в следующем году в качестве конкурсанта. Хотела бы попробовать себя и в жюри» – Балаева О. М., учитель истории и обществознания, г. Ангарск. «Думаю, что я и мои коллеги с удовольствие будем участвовать в фестивале – и в качестве конкурсантов, и в качестве слушателей «Школы мастер-классов» – Летова Е. А. заместитель директора по ВР, г. Черемхово.1
1 Фото в статье из архива авторов