Текст: Наталья Викторовна Красулина,
учитель географии МКОУ Шелеховского района
«Большелугская СОШ № 8»
Мониторинг сформированности метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе позволяет увидеть личный прогресс каждого ученика и дает возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. При переходе в основную школу возникает главная проблема: как продолжить формирование метапредметных результатов, не растеряв наработанный опыт начальной школы [2].
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении уровня практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания более значимыми и применяемыми, а также позволяет более продуктивно формировать метапредметные результаты учащихся [1].
Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителей разных предметов. Обязательны взаимопосещение и обсуждение открытых уроков, взаимные консультации, взаимное планирование уроков, взаимопомощь при подготовке комплексных семинаров, экскурсий, внеклассных конференций по межпредметной тематике.
При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общих направления:
❶ Комплексное изучение разными науками одного и того же объекта.
❷ Использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках.
❸ Привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов. Анализируя посещенные уроки и внеклассные мероприятия, различные работы, выполненные учащимися, пришли к выводу, что узкие предметные знания плохо применяются в смежных дисциплинах. Например, учащиеся не могут применить свойство линейной функции из математики к графику плотности населения по географии, написать мини-сочинение (эссе) по биологии и т. д. Обсудив данную проблему, решили, что для повышения качества необходимо формировать у учащихся УУД средствами всех предметов, обеспечивая при этом единые подходы и единые требования.
В результате обсуждения был составлен план межпредметного взаимодействия для учащихся 5-6 классов.
В сентябре учителями школы проводится подготовка заданий для формирования у обучающихся УУД по основным школьным предметам с подбором единых требований к выполнению: математика, русский язык, литература, география, биология, история.
С октября по ноябрь уроки по данным предметам в 5–6 классах проводятся по определенной тематике, что позволяет ребятам увидеть взаимосвязь всех предметов. В октябре – работа с текстом. Математика – работа с текстом при решении задач, русский язык – работа с текстами различных стилей, литература – работа со стихотворным текстом, география – работа с текстом «Вулканы земли», биология – описание растительной клетки. В ноябре по математике, географии и биологии проводятся занятия для развития вычислительных навыков. Например, по географии – определение расстояний на карте, азимута; по биологии – определение длины хвоинок. В декабре на каждом уроке отрабатываются навыки работы с иллюстрациями: математика – с геометрическими рисунками, русский язык – с частями речи, литература – иллюстрации по текстам произведений, география – с погодой и метеорологическими наблюдениями, биология – со строением растительной клетки, история – с описанием исторических картин.
В январе ребята обучаются созданию презентаций: математика – при составлении графика, русский язык – при изучении правил написания писем, литература – презентация по любому произведению, география – по теме «Вода на земле», биология – по теме «Разнообразие грибов», история – по теме «Олимпийские игры».
В ноябре все учащиеся 5–6 классов делятся на группы по 4 человека.
Учителями предложены интегрированные темы проектов, всего 14 тем. Примеры:
- «Красота родного края» – биология, ИЗО, технология;
- Поэтический перевод в творчестве С. Я. Маршака и К. И. Чуковского – литература, английский язык;
- Комбинаторика в лоскутной технике – математика, технология;
- Математика в живописи – ИЗО, математика;
- Описание рельефа в литературных произведениях – география, литература;
- Культура Древней Греции – история, информатика.
Два учителя ведут группу, подготавливая ее к отчету. Таким образом, учащимся создается качественный проект и при этом он видит взаимосвязь разных предметов, взаимодействует с преподавателями разных предметов. На учителя за год приходится максимум 2-3 проекта, причем он работает с учениками не один, а во взаимодействии с другим учителем.
В марте – проведение интегрированных уроков для учащихся 5-6 классов.
Апрель – май – защита проектов, которые готовили группы учащихся.
Реализация межпредметных связей способствует закреплению и систематизации знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам. Межпредметные связи помогают учащимся использовать знания и умения, которые они приобрели ранее, при изучении других предметов, дают возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников школы.
Список литературы
1. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 74–76.
2. Лошкарева Н. А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса. Вып. 5. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981; Лошкарева Н. А. О понятии и видах межпредметных связей // Педагогика. М.: 1972. № 6. С. 48–56.
3. Межпредметные связи в учебном процессе / Под ред. Дмитриев С. Д. Киров – Йошкар-Ола: Кировский гос. пед. ин-т, 1978. С. 80.1
1 Фото в статье из архива автора.