Текст: Вера Викторовна Казарина,
заведующий кафедрой естественно-математических дисциплин ГАУ ДПО ИРО
Кто только сегодня не говорит об эффективности! Эффективные технологии, эффективные процессы, эффективные проекты – этим занимаются и учёные, и специалисты различных отраслей. Обращая в этой «гонке за качеством» внимание на педагогику, чаще всего говорят о «несостоятельности» обучения, «неэффективности» учителя. Не поддерживая взгляды обывателей и огульные обвинения журналистов, мы все же должны признать, что качество обучения сегодня волнует каждого: от результатов образования напрямую зависит будущее страны. Благополучие каждого человека завтра зависит от деятельности школы сегодня, а результаты работы школы напрямую зависят от учителя. Как сделать деятельность педагога более эффективной? Именно с поиска ответов на этот вопрос мы начали свое знакомство с председателем сетевого предметного сообщества «Математика» профессионального педагогического объединения Иркутской области Кирилловой Татьяной Николаевной, учителем математики МКОУ СОШ № 5 Шелеховского района Иркутской области. Ответ здесь не может быть однозначным, однако мы сошлись во мнении: для того, чтобы стать эффективным учителем, необходимо научиться разбираться в людях вообще и в учениках в частности.
К этим же выводам приходят многие педагоги. Например, А. Л. Крупенин, И. М. Крохина пишут: «Казалось бы, какие здесь могут существовать проблемы – возьмите учебник психологии, добавьте к нему руководства по использованию различных тестов, и вы свободно определите, с каким ребенком имеете дело. У вас на руках будут достоверные данные»
[Кр]. Только что делать дальше с этими данными конкретному учителю математики? На практике, даже проведя исследования совместно со школьным психологом, учитель не использует эту оценку в повседневной педагогической деятельности. Почему? Ответ прост: учителю математики важно оценить знания по математике, а не ребёнка. Вот мы и подошли к той же проблеме, поскольку, поставив отметку по математике, учителю нужно как-то использовать её. И тогда у учителя несколько вариантов. Можно поставить отметку в журнал – и забыть, но этот вариант вряд ли стоит обсуждать.
А вот если учителю не все равно, какая отметка у ученика, тогда ему придется искать ответ на многочисленные вопросы. Почему оценка именно такая?
Что еще я могу сделать для того, чтобы Вася (Петя, Таня…) знали математику лучше? Любят ли они мой предмет? Из всей массы вопросов мы выбрали один: правильно ли я оцениваю ребёнка? Для поиска ответа на него 11 марта 2021 года сотрудниками кафедры естественно-математических дисциплин ГАУ ДПО ИРО был организован семинар с привлечением членов сетевого предметного сообщества учителей математики Иркутской области «Формирующее и диагностическое оценивание предметных и метапредметных результатов при изучении математики». В работе семинара приняли участие 232 учителя математики. Вера Викторовна Казарина, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, рассказала о современных требованиях к системе оценки достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы общего среднего образования, осветила проблемы оценивания функциональной грамотности обучающихся. На семинаре был представлен накопленный опыт педагогов: организация оценочной деятельности учителя на уроке математики (Марченко Т. А., МБОУ центр образования «Альянс» п. Харик Куйтунского района), методы и способы организации формирующего оценивания предметных и метапредметных результатов на уроках математики (Егерь И. В., МБОУ г. Иркутска СОШ № 11), использование информационных образовательных платформ для оценивания результатов обучения (Белова С. В., МБОУ г. Иркутска СОШ № 11). Рассматривались проблемные вопросы проведения анализа результатов всесоюзных проверочных работ на школьном уровне (Эрленбуш Н. Ю., МБОУ ИРМО «Малоголоустненская СОШ»), особенности организации деятельности учителя математики в роли эксперта муниципальной комиссии по проверке региональных проверочных работ (Анкудинова С. О., МОУ «Невонская СОШ № 1» имени Родькина Н. Д., Усть-Илимский район), формирующее оценивание предметных и метапредметых результатов во внеурочной деятельности (Шмидт Н. В., МБОУ «Гимназия № 1 им. А. А. Иноземцева» МО г. Братск). Участники семинара отметили высокое качество всех выступлений. Было предложено продолжить работу по обобщению накопленного опыта учителей математики при реализации проекта «Я – эффективный учитель!» через деятельность регионального сетевого сообщества учителей математики. И эта работа продолжается. Сегодня эксперты сетевого предметного сообщества «Математика» готовят материалы с представлением опыта оценочной деятельности учителей региона в июне на образовательной платформе «Образование для жизни», в октябре – на ежегодной региональной научно-практической конференции учителей математики. Надеемся, что наш опыт поможет другим педагогам превращать детей в хороших учеников, а значит, повысить эффективность работы учителя.
Список литературы:
- Крупенин А. Л. Эффективный учитель. Книга и технологии превращения детей в хороших учеников / А. Л. Крупенин, И. М. Крохина. Эффективный учитель. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г. 448 с.