• Приёмы развития способностей к запоминанию у детей школьного возраста

    19 Июл 2021
     
    14:01
     

    Текст: Людмила Александровна Константинова,
    учитель математики МКОУ Шелеховского района
    «Большелугская СОШ № 8»

    Проведенный анализ учебников математики показал, что учебные комплекты по математике не содержат специальных тренировочных упражнений по развитию памяти, не знакомят учащихся с приёмами лучшего запоминания математических правил.

    В своей практике применяю различные приемы и методы технологии развития критического мышления. Использую принцип-действие: «Посмотреть, проговорить, услышать, записать». В этом случае включается в работу зрительная, слуховая, двигательная память, в результате информация запоминается надолго.

    1. Мотивационно-целевой этап урока:
      ■ «Пропуск на урок». Входящему в кабинет предлагаю рассказать правило, определение, алгоритм, таблицу умножения и т. д.
      ■ Игра «Кот в мешке». Из числа желающих выбираем ведущего, который заранее составляет 5–10 вопросов по заданной теме и задает их своим одноклассникам.
    2. Процессуальный этап урока:
      ■ Метод «Учитель-ученик». Смысл метода состоит в том, что класс делится на сменные пары «учитель-ученик», «учитель» задает вопросы, которые готовит заранее. Уникальность в том, что дети знают заранее, кто из них будет учителем, а кто – учеником, но не знают, с кем из ребят они будут работать.
      ■ «Мозговой штурм». При изучении нового материала учащимся предлагаются задания, в результате которых они сами выходят на новые знания.
      ■ «Запоминай и делай». При организации динамической паузы предлагаю ребятам сначала прослушать, запомнить, а потом повторить упражнения последовательно.
    3. Рефлексивно-оценочный этап урока:
      ■ «От начала до конца». Предлагаю вспомнить и подробно описать весь ход урока, таким образом в сознании ребенка формируется целостная картина его деятельности на уроке, а также происходит тренировка памяти.
      ■ «Лучший разведчик». В конце урока «разведчики» должны ответить на вопросы, направленные на развитие внимания, наблюдательности.
      ■ Дома предлагается потренировать свою память с помощью упражнений: «Закрытые глаза», «Смена рабочей руки», «Часы», «Обратный отсчет», «В магазин без списка».

    Каким приёмам запоминания можно обучить подростка на уроках математики?
    1. Традиционному приему «Вопрос-ответ»: к данному тексту составить вопросы и задать их себе, а потом и одноклассникам.
    2. Прием «Ключевые слова» помогает составить плана текста, в качестве ключевых слов можно использовать необычные метафоры, имена…
    3. Прием перекодирования информации «Запоминаем рисуя». В основном цвет используется для выделения главных, ключевых слов в определениях, правилах, задачах.
    4. Прием «Схема» – перекодирование информации в виде «Кластера», «Таблицы».
    5. «Справочник по математике» является своеобразной «копилкой», оказывает огромную помощь при подготовке к ГИА.
    6. Записывать примеры из текста и составлять собственные по аналогии, а также правила в виде формулы.
      ■ Масштаб.
      ■ Правило пропорции «крест-накрест».
      ■ Правило фонтанчика – распределительное свойство умножения.

    ■ Самым простым и эффективным способом запоминания материала является прием ассоциаций. Чтобы запомнить что-то новое, необходимо связать это с каким-либо уже известным фактором, применяя своё воображение либо эмоцию. Данный прием является основой мнемоники.

    ■ «Генеалогическое древо» четырехугольников. Дети запоминают сразу все «родственные» связи фигур и существенные признаки. Жил-был четырёхугольник и были у него красавица-дочка ТРАПЕЦИЯ и сыночек ПАРАЛЛЕЛОГРАММ. У ТРАПЕЦИИ было всего две дочки – РАВНОБОКАЯ и ПРЯМОУГОЛЬНАЯ, а у ПАРАЛЛЕЛОГРАММА – два сыночка, ПРЯМОУГОЛЬНИК и РОМБик, да еще внук, очень похожий на своего отца ПРЯМОУГОЛЬНИКА и дядю РОМБА – КВАДРАТ.

    ■ Число π – «Это, я, знаю и, помню, прекрасно…» количество букв в слове обозначает цифру.

    ■ Округление десятичных дробей изучается в 5 классе, ребятам говорю, что они повзрослели, закончили начальную школу, стали старшими (сильными), так и числа бывают – 1, 2, 3, 4 – слабые (младшие), а вот цифры 5, 6, 7, 8, 9 – сильные. При округлении подчеркиваем цифру разряда, до которого надо округлить, и смотрим на «соседа-цифру» справа, если «сосед» слабый, то его отбрасывают (или заменяют на 0), а если «сосед» – сильное число, то оно отдает свою «силу +1», и его отбрасывают (или заменяют на 0).

    ■ Запоминаются с трудом значения синуса, косинуса углов 30°, 45°, 60°. Рассказываю такую историю: 3 дамы – 1, 2, 3 – отправились погулять, пошел дождик, они открыли зонтики (квадратный корень), но ножки (их по 2 у каждой) промочили и вернулись домой. Пока рассказываю, заполняю таблицу, которую ребята с легкостью запоминают.

    ■ Чтобы запомнить название осей координат, наблюдаем за движением своих губ: при произношении слова АБЦИССА губы вытягиваются в направлении «↔», что указывает на горизонтальную ось, а при слове ОРДИНАТА «↕» – вертикальная ось.

    ■ При построении точки на координатной плоскости представляем, что идем по улице и сначала заходим в дом, а потом поднимаемся или спускаемся по лестнице (х; у).

    ■ При изучении квадратичной функции: обращаю внимание на направление ветвей – руки вверх или вниз.

    ■ «Надо ли менять название функции на кофункцию?», или «Правило ослика Иа». Если угол а прилежит к вертикальному диаметру (90° a), 270° a), будем кивать головой вдоль вертикальной оси и отвечать «да», а если угол а прилежит к горизонтальному диаметру (180° a),(360° a), то поворачивать голову слева направо и отвечать «нет».

    ■ При изучении модуля учащиеся сами придумали ассоциацию – это «банька» для чисел.

    Результативность. У любого учителя есть любимые, результативные «приемчики», и от умения их рационально выбрать, удачно комбинировать, вмещать в рамки урока зависит эффективность запоминания информации, а в целом и всего процесса обучения. Уважаемому читателю представлены далеко не все приемы и методы развития памяти, но основные из них можно применять на разных предметных дисциплинах, их эффективность заключается в межпредметных связях, через которые ребенок воспринимает мир как единое целое.

    Список литературы

    1. Подлиняев О. Л. Эффективная память: учебное пособие. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2011. 199 с.
    2. Мерзляк А. Г. Математика: 5, 6 класс: учебник. М.: Вентана-Граф, 2019.
    3. Макарычев Ю. Н. и др. Алгебра. 7, 8, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
    4. Атанасян Л. С. и др. Геометрия 7-9, 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017.
    5. Алимов Ш. А. Математика: алгебра и начала математического анализа 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017.

    Мы в социальных сетях: