Текст: Светлана Геннадьевна Василькова,
учитель начальных классов
МБОУ г. Иркутска СОШ № 27
Ребёнок приходит в школу. Для него начинается новый этап жизненного пути. Современные федеральные государственные образовательные стандарты говорят, что научить ученика учиться должна начальная школа. Универсальные учебные действия должны быть сформированы у участника образовательного процесса, выходящего за порог первой ступени. При таком подходе в образовании возникла необходимость в использовании новых методов и приемов, которые помогут учащимся не только в учёбе, но и в обычной жизни. Интерес к образовательным технологиям растёт с каждым годом. Учитель сегодня должен идти в ногу со временем, со своими учениками. А для этого важно понимать, что современные дети уже в 1-2 классах владеют техническими новинками лучше учителя, и отказаться от цифровой революции мы уже не сможем. Поэтому одна из главных задач учителя – раскрыть, развить способности, которыми одарила ребёнка природа.
Так возник интерес к Технологии Развития Критического Мышления (ТРКМ). Суть данной технологии заключается в том, что информацию, которую получает ребёнок, нужно уметь переосмысливать, анализировать, перерабатывать, делать на её основе выводы, высказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение. Этим навыкам обучить непросто. ТРКМ известна в России с 90-х годов. В её основу положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребёнка. Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д. Халперн, К. Мередит, Д. Стил, Ч. Темпл, С. Уолтер и др.), так и в России (М. В. Кларин, С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев, И. В. Муштавинская, А. Г. Асмолов, А. А. Леонтьев и др.), сходятся во мнении: думать критически означает применять и использовать исследовательские методы – ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.
Урок строится по привычной схеме, но данные этапы в рамках ТРКМ называются иначе:
■ Введение – I стадия (фаза) – вызов;
■ Основная часть – II стадия – осмысление содержания;
■ Заключение – III стадия – рефлексия.
Примеры приёмов, используемых на уроках русского языка в 3 классе.
Приём «Кластер» При погружении в ту или иную тему использование графической организации материала позволяет сделать мыслительные процессы наглядными. Посередине доски (листа) пишем ключевые слова (или слово) темы. Вокруг фиксируем факты, идеи, образы, предложения, связанные с темой. Далее эти слова соединяем с ключевыми понятиями. В итоге получается структура, которая помогает сформулировать размышления, знания и усвоить материал в более лёгкой форме.
Приём таблица «ЗХУ» (Знаю, Хочу узнать, Узнал)
Данный приём удобен в начальных классах, так как предусматривает комплексный подход к теме. Раздаются листки с таблицей, которая заполняется в течение всего урока. Первая графа – «Знаю» – заполняется в начале урока на основе знаний, полученных по данной теме на предыдущих уроках. После заполнения учитель, мотивируя учащихся к рассуждению, формулирует новые вопросы, на которые ученики должны в ходе урока получить ответы. Заполняется вторая графа – «Хочу узнать».
В конце урока (на стадии «Рефлексия») заполняется последняя графа – «Узнал». Происходит развитие навыка самостоятельной работы с информацией и структурирование знаний по теме.
Приём «Дерево предсказаний»
Метод помогает развивать образное мышление, умение мыслить критически, соотносить аргументы и факты.
Дети учатся аргументированно высказывать своё мнение, доказывать и приводить предпосылки развития событий. Рисуем дерево. Ствол – выбранная тема урока, смоделированная ситуация; ветви – предположения; листья – обоснование этих предположений, аргументы.
Метод «Дерево предсказаний» нравится детям, а учителю помогает составить прогноз для продолжения изучения новой темы.
Метод «Думательных шляп» или «Шесть шляп мышления»
Один из любимых приёмов учеников, который помогает рассмотреть одну ситуацию с разных точек зрения, представить проблему и найти пути решения. Приём групповой работы, способствующий поиску стратегии для нестандартных решений, привлекает своей психологической ролевой игрой. Смоделированная ситуация позволяет каждому ученику чувствовать себя соавтором урока, договориться с собеседником, прислушаться к его мнению и придавать своим мыслям нужное направление.
ТРКМ предполагает огромное количество разнообразных стратегий, методов и приёмов. Учитель сам выбирает наиболее результативные, эффективные для своего класса. Технология помогает сформировать все виды универсальных учебных действий. Ученик, мыслящий критически, успешно усваивает учебный материал, умеет определять маршрут для собственных целей обучения. Развитие логического мышления с использованием ТРКМ актуально и повышает эффективность освоения предметных знаний. С уверенностью можно сказать, что дети получают удовольствие от сотрудничества, от ощущения свободы, умения анализировать с опорой на логику, а это не врождённые качества. Навыками рассуждать, убеждать, анализировать, придумывать можно овладеть с помощью практики данной технологии. ТРКМ можно использовать в различных предметных областях, с детьми любого возраста. Она универсальна!
Творите, ищите, пробуйте, внедряйте, в этом и есть суть настоящего учителя.1
1 Фото в статье из архива автора.