Текст: Дарья Андреевна Фролова,
методист МКУ ЦРО, руководитель Интегрированная
муниципальная команда тьюторов, г. Усть-Илимск
Все более актуальным становится освоение современных образовательных технологий, позволяющих проектировать образовательные ситуации и создавать условия для развития субъектности. Возникает вопрос, почему при наличии вариативных инновационных программ, образовательных технологий и подходов, которые раскрывают в образовательной деятельности пути и механизмы, обеспечивающие субъектность ребенка, его активную роль в процессе своего образования, отдельным педагогам так сложно принять позицию ребенка, отказаться от концепции ведущей роли.
Возможно, одной из причин является низки уровень сформированности субъектной позиции самого педагога, который проявляется в низкой психологической готовности к личностно-профессиональному саморазвитию.
Далеко не все педагоги понимают и могут использовать для развития свои потенциальные возможности, ресурсы и индивидуальные особенности.
Что может подтолкнуть педагога к переменам в профессиональном мышлении, повысить мотивацию к дальнейшему развитию?
Один из способов – создание особой образовательной среды, насыщенной потенциальными возможностями.
Примером деятельности, направленной на создание такой среды, является тьюторское сопровождение педагогических работников дошкольного образования города Усть-Илимска, которое осуществляет интегрированная муниципальная команда тьюторов (далее – ИМКТ, команда). Состав команды ИМКТ разнообразен, в нее входят представители разных образовательных учреждений и профессий: заведующие, заместители заведующих, старшие воспитатели, воспитатели, специалисты дошкольных учреждений и управления образования. Команда видит свою миссию в формировании субъектной позиции педагога, поэтому использует формы и методы работы с педагогами, которые провоцируют активность, способствуют раскрытию внутреннего потенциала.
Деятельность команды связана с выявлением, сопровождением инновационных практик, подготовкой их к экспертизе, поиском ресурсов для организации образовательных мероприятий на основе образовательных запросов педагогов, а также с просвещением педагогов дошкольных учреждений по вопросам индивидуализации.
Чтобы взаимодействие было эффективным, адресным, были разработаны методические инструменты тьюторского сопровождения профессионального роста педагогов: «Матрица профессионального роста», «Анкета по выявлению запроса», «Анкета для молодого педагога по выявлению профессиональных затруднений». В конце учебного года проводим анкетирование, по результатам которого выявляются образовательные дефициты, а также опыт, которым педагоги готовы поделиться.
Для организации практической помощи в реализации запросов педагогов, транслировании опыта создаются различные презентационные площадки, проводятся тематические модульные мероприятия по выбору педагогов. Педагоги в зависимости от выбранного направления модуля объединяются во временную творческую группу и представляют опыт. Направления модульных мероприятий разнообразны: проектная деятельность, образовательные технологии, образовательный процесс, построенный с учетом запроса детей, поддержка детской инициативы, организация самостоятельной деятельности детей, методики дошкольного образования, участие детей в создании развивающей предметно-пространственной среды и другое. Тематические модульные мероприятия проходят в разных форматах: семинары погружения, мастер-классы, открытые просмотры образовательной деятельности, интерактивные игры, онлайн-встречи, размещение видеоматериалов на официальном сайте команды по адресу: http://уидоу.уицро.рф/.
ИМКТ постоянно ищет возможности создания открытого образовательного пространства для педагогов дошкольного образования города Усть-Илимска. Официальный сайт команды является открытой ресурсной площадкой. На сайте представлены разнообразные рубрики и разделы, которые восполняют профессиональные дефициты по вопросам индивидуализации и другим вопросам дошкольного образования, педагоги представляют опыт в формате видеороликов: виртуальный мастер-класс «Образовательные технологии», виртуальная экскурсия «Соучастие детей в создании развивающей предметно-пространственной среды», видеоролики «Практики индивидуализации». Команда создает особую коммуникативную среду для апробации новых идей, поиска ресурсов для их реализации. Одним из самых успешных проектов стало взаимодействие четырех дошкольных образовательных учреждений г. Усть-Илимска в сетевых формах: МАДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка», МАДОУ «ЦРР – д/с № 29 «Аленький цветочек», МБДОУ д/с № 14 «Колобок», МБ-ДОУ детский сад № 34 «Рябинка». Эффективное объединение ресурсов нескольких дошкольных образовательных учреждений привело к созданию новых проектов, направленных на раскрытие интереса детей, разработаны механизмы и инструменты, позволяющие поддержать индивидуальность и инициативу детей в образовательном процессе и не только. Сетевые формы взаимодействия позволили эффективно объединить интеллектуальные и творческие ресурсы педагогов. Многие нашли единомышленников, увидели, что у всех бывают трудности, поняли, что можно делиться результатами своего труда, обмениваться нужной информацией. Все это помогает продвигаться вперед и воплощать собственные замыслы. С целью разрешения профессиональных затруднений педагогов ИМКТ организует консультирование по вопросам построения и реализации индивидуального образовательного маршрута, «Недели погружения в практики индивидуализации», коммуникативные игры «Полюса
сотрудничества», проектно-аналитические семинары, обучающие семинары, тимбилдинг и многое другое.
Особое внимание в работе команды уделяется выявлению и сопровождению практик, ориентированных на интерес ребенка. Традицией стало проведение фестиваля «Практики индивидуализации в дошкольном образовании». Фестиваль организуется с целью выявления педагогических практик реализации принципа индивидуализации в условиях дошкольного учреждения.
В процессе открытого обсуждения проектов и диалога с экспертами участники раскрывают ключевую идею своих практик. Экспертами выступают члены ИМКТ, ими осуществляется отбор лучших практик и последующее тьюторское сопровождение для прохождения профессионально-общественной экспертизы, проводимой Межрегиональной тьюторской ассоциацией. В настоящее время в дошкольных учреждениях города Усть-Илимска успешно реализуются практики индивидуализации, сертифицируемые Межрегиональной тьюторской ассоциацией и рекомендованные для тиражирования на федеральном уровне: «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», МБ-ДОУ № 12 «Брусничка»; «Развитие интереса ребенка в условиях дошкольного учреждения» МБДОУ д/с № 14 «Колобок»; «Выявление и сопровождение реализации образовательного запроса ребенка дошкольного возраста посредством образовательного события» МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 18 «Дюймовочка»; «Шаг за шагом» МБДОУ д/с № 25 «Зайчик»; «Час ВЫБОРА», МБДОУ «Детский сад № 9 “Теремок”».
Масштаб взаимодействия нашей команды значителен: мы сотрудничаем со всеми дошкольными учреждениями города и различными профессиональными сообществами. В 2019–2020 году команда включилась в деятельность профессионального сообщества педагогов межмуниципальной школы Университета детства. В рамках первой межмуниципальной школы Университета детства в 2019 году при помощи технологии «Дизайн-мышление» участники
разработали проекты, разделились на творческие сетевые объединения и начали воплощать их в жизнь. В течение года члены
ИМКТ стали кураторами творческих групп, с помощью интерактивных методов способствовали оформлению идей в реальные шаги по реализации планов. В октябре 2020 года в рамках второй дистанционной межмуниципальной школы Университета детства участники сетевых объединений представили результаты проектов: «День без игрушек», «Навигатор по детскому саду», «Креативный мусор», «Мосток», «Дело в шляпе. Перезагрузка», «Ярмарка талантов», «Я хочу, я могу». Представленные проекты социально ориентированы, в основе лежит интерес детей. ИМКТ постоянно расширяет образовательную среду для педагогов, находит новые направления, формы взаимодействия. Это дает возможность педагогам восполнить профессиональные дефициты, реализовать собственные возможности, раскрыть свой профессиональный потенциал.
Общение в среде единомышленников всегда дает силу, которая мотивирует к постоянному движению. Найти себя в профессиональном мире – это шаг к становлению субъектности педагога.1
МНЕНИЯ УЧАСТНИКОВ
И. С. Муравьева, воспитатель МБДОУ д/с № 14 «Колобок»:
«Благодаря сетевому
взаимодействию у меня как у педагога
в первую очередь пришло понимание
сути процесса индивидуализации через
знакомство с опытом коллег посредством
диалога и практико-ориентированных
мероприятий, во-вторых, возникло желание
на группе с детьми апробировать некоторые
идеи из представленных проектов в своей
практике, в-третьих, появилась возможность
поделиться собственным авторским
видением и показать свои наработки
коллегам. Результат сотрудничества – это
общее достижение, сборник сетевого
взаимодействия».
А. В. Ненашева, старший воспитатель МБДОУ детский сад № 34 «Рябинка»:
«Сетевое взаимодействие возможно
тогда, когда у педагогов есть запрос на
профессиональное развитие. Положительным
моментом я считаю здесь то, что опыт
участников сети оказывается востребованным
не только в качестве примера для
подражания, но также в качестве индикатора
или зеркала, которое позволяет увидеть
уровень собственного опыта и дополнить
его чем-то новым, способствующим
эффективности дальнейшей работы».
1 Фото в статье из архива автора.