Текст: Елена Николаевна Кузеванова,
заведующий сектором музееведения Байкальского музея Иркутского научного центра,
кандидат биологических наук, руководитель общественной организации
«Ассоциация Байкальская экологическая сеть»
Идея написать программу и учебник о Байкале для школьников появилась в конце 90-х годов. Уже тогда общественные организации, учителя, учёные – все понимали, насколько важно иметь объективную информацию об экологическом состоянии Байкала, Байкальского региона. В те времена у учёных и государственных контролирующих организаций результаты измерений, например, качества воды и воздуха расходились, так как они были получены разными методами, с разными ошибками измерений. А затем, когда эти данные попадали в общественную среду, у людей возникали большие опасения, что с Байкалом что-то не так, что Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат загрязнил озеро, вода отравлена, и так далее.
Первая учебная программа и первый учебник по
байкаловедению
Запрос учёным о создании школьной программы и учебника о Байкале был сделан учителями во время совместной работы над одним из международных проектов. В 2002 году в сотрудничестве с педагогами была создана первая учебная программа по байкаловедению для 5 и 6 классов, а затем – учебник. В 2006 году программа и учебник были впервые утверждены на уровне Департамента образования г. Иркутска и рекомендованы учителям для использования в учебном процессе.
Концепция программы «Байкаловедение» построена на следующих положениях:
■ образование обучающихся базируется на формировании мотивации к изучению общих естественнонаучных закономерностей природы Байкала;
■ современное экологическое мировоззрение формируется на основе понимания тесных взаимосвязей и взаимовлияния элементов природы и человеческой деятельности, а также с опорой на ценностный подход к изучаемому объекту;
■ программа «Байкаловедение» является неотъемлемой частью патриотического воспитания молодёжи, так как формирует любовь к своей Родине, природе Байкальского региона, способствует воспитанию российской гражданской идентичности.
В развитии УМК по байкаловедению в школе с 2006 года работает большая команда, в которую входят методисты и учителя на уровне города и области, объединенные в общественную организацию «Ассоциация Байкальская экологическая сеть».
Апробация УМК по байкаловедению в 2009–2014 годах
Апробация УМК по байкаловедению проходила на городском и областном уровнях в 2009–2014 годах. По данным министерства образования, в 2015 году байкаловедению обучались более 23000 школьников.
Для реализации раздела практических занятий программы ОГОУ ДОД «Областной детский эколого-биологический центр» в рамках дополнительного образования ежегодно проводил с 2002 года для 80–100 школьников областной летний практикум в Байкальском музее ИНЦ СО РАН в п. Листвянка. В музейных аквариумах ребята изучали биологические особенности байкальских рыб и крупных беспозвоночных, знакомились с поведением нерп в музейных аквариумах; на научно-исследовательском судне отбирали пробы воды с живыми организмами – губками, рачками, моллюсками, молодью рыб в соответствии с программой. В Экологическом образовательном центре музея школьники наблюдали за жизнью мельчайших обитателей Байкала в микроскопы, изучали влияние на микроскопических обитателей озера синтетических моющих средств и других веществ, широко используемых туристами на Байкале.
Ребят знакомили с понятиями «трофическая цепь», «сообщество», «экосистема», «устойчивое развитие». Все экспозиции Байкальского музея использовались для проведения занятий по биологическому разнообразию, истории происхождения озера и его геологическим особенностям, климату и качеству воды, антропогенному воздействию. На занятии «Человек и Байкал» ребята выходят на берег озера в п. Листвянка и оценивают степень его загрязнения. Посёлок является наглядным примером урбанизированной территории со значительной рекреационной нагрузкой на берегу водоёма. Сделав простейшие расчёты на основе собранных во время занятия данных, дети начинают понимать, как сильно зависит чистота байкальских берегов и прибрежных вод от поведения человека, делают выводы, что нужно изменить, чтобы сохранить байкальскую природу. Так в этой программе в сочетании теории и практики, объединении формального, неформального и дополнительного образования с детства формируется бережное отношение к Байкалу. Проверкой знаний и итогом летней практики являлись ежегодные олимпиады по байкаловедению.
Результаты апробации программы
О важности программы «Байкаловедение» говорят следующие факты. В 2009 г. участники разработки программы и учебников по байкаловеднию стали лауреатами премии российского уровня «ЭкоМир». В 2011 году губернатор Иркутской области Д. Ф. Мезенцев на заседании Госсовета России предложил ввести в школы учебные экологические программы. В качестве примера он привёл программу и учебник по байкаловедению, по которым занимались школьники Иркутской области.
В 2018 году проект по байкаловедению стал лауреатом премии «Гражданская инициатива-2018» как на областном уровне, так и на уровне страны. Губернатор Иркутской области И. И. Кобзев при подготовке экологического урока для школьников в начале 2020–2021 учебного года, а также при презентации в марте 2021 г. Экологического фонда говорил о необходимости введения предмета «Байкаловедение» в школах Иркутской области. За время работы в проект «Байкаловедение» были вовлечены многие научные консультанты, высококлассные специалисты институтов Иркутского научного центра СО РАН. В качестве подведения промежуточного итога многолетней совместной работы хотелось бы выразить особую благодарность специалистам, работающим в разных сферах системы образования Иркутской области, составляющим «ядро» организации «Ассоциации Байкальская экологическая сеть» и объединённым общей задачей разработки и внедрения байкаловедения в школьное образование. Большой вклад в организацию ежегодной областной летней практики по байкаловедению с самого начала проекта внесла М. В. Круглова, зам. директора по учебно-воспитательной работе ОГОУ ДОД «Областной детский эколого-биологический центр». Подготовкой педагогов для преподавания байкаловедения в Иркутской области с 2007 г. занималась доктор биологических наук, профессор ИИП-
КРО (ИРО) Л. М. Игольницына. Большую помощь в экспериментальной апробации учебных пособий по байкаловедению оказывала методист по биологии и экологии г. Иркутска (МКОУ ДПО ЦИМПО) в тот период Т. В. Мамонтова. Трудно переоценить роль учителей, участвующих во внедрении спецкурса в учебный процесс.
Это члены «Ассоциации Байкал-ЭкоСеть» директор МОУ СОШ № 7 г. Иркутска Н. В. Мотовилова и педагоги С. В. Джожук, Н. В. Рубанова, учителя гимназии № 2 Т. Н. Климентьева и МОУ СОШ № 6 Н. В. Стенина и многие другие, без которых такая сложная и многоплановая работа была бы просто невозможна. Методические семинары и апробацию УМК по байкаловедению на уровне города проводило МКУ города Иркутска «Информационно-методический центр развития образования» (ИМЦРО) под руководством Т. В. Ивановой. Огромную помощь во внедрении УМК по байкаловедению на уровне Иркутска оказывает методист ИМЦРО, энтузиаст своего дела Л. А. Аптекина.
Корректировка программы
После представления УМК по байкаловедению в 2015 г. в РУМО авторы откорректировали программу в соответствии с федеральными стандартами второго поколения. Программа была разделена на самостоятельную программу «Введение в байкаловедение, 5 класс» и двухлетнюю программу «Байкаловедение. 6, 7 классы». К программам были разработаны учебно-методические пособия «Введение в байкаловедение. 5 класс», «Байкаловедение. Байкал с древнейших времен до наших дней. 6 класс» и «Байкаловедение. Экология Байкала. Человек и Байкал. 7 класс». Для каждого класса разработан цифровой образовательный ресурс – электронная рабочая тетрадь. Это интернет-ресурс с интерактивными заданиями, которые построены в строгом соответствии с программой курса. Электронная рабочая тетрадь – это экологично. Её не нужно выбрасывать после выполнения заданий. Это удобно учителю. Он не тратит время на подготовку проверочных заданий. В электронном журнале активность каждого ученика легко прослеживается. Есть возможность работать коллективно, индивидуально. Во времена вынужденного удалённого обучения во время карантина электронная тетрадь хорошо выручает – учёба продолжается в режиме онлайн.
Областная апробация УМК «Введение в байкаловедение. 5 класс»
В 2021–2022 учебном году коллектив разработчиков проводит областную апробацию УМК «Введение в байкаловедение. 5 класс». Это новый самостоятельный курс, в котором представлены знания об истории освоения и исследования Байкала, о современных методах изучения озера Байкал, его главных обитателях и экологических проблемах. Пропедевтической основой курса являются знания, умения и навыки, полученные обучающимися в начальной школе по программе «Окружающий мир». Заявки на участие в апробации УМК «Введение в байкаловедение. 5 класс» в 2021–2022 гг. подали 35 школ. После апробации УМК может быть включён в региональный реестр программ, и тогда любое образовательное учреждение Иркутской области сможет включить УМК «Введение в байкаловедение. 5 класс» в вариативную часть учебного плана. В 2022 году в РУМО будет представлен следующий, 2-летний УМК «Байкаловедение» для 6 и 7 классов.
Список литературы
- Введение в байкаловедение. 5 класс. Программа спецкурса по байкаловедению для учащихся 5 классов / Кузеванова Е. Н., Мотовилова Н. В., Климентьева Т. Н., Стенина Н. В. Иркутск, 2019. 44 с.
- Кузеванова Е. Н. Введение в байкаловедение. 5 класс: учебно-методическое пособие / под ред. В. В. Тахтеева. Иркутск, 2019. 192 с.
- Байкаловедение. 6 класс. Программа курса по байкаловедению для учащихся 6 классов / Кузеванова Е. Н., Мотовилова Н. В., Аптекина Л. А., Джожук С. В., Рубанова Н. В.,
Старкова Л. П. Иркутск, 2020. 39 с. - Кузеванова Е. Н. Байкаловедение. Байкал с древнейших времен до наших дней: учебно-методическое пособие / под ред. В. В. Тахтеева. Иркутск, 2020. 220 с.