• Образовательные «путешествия» районного методического объединения учителей географии Жигаловского района

    15 Июл 2021
     
    11:27
     

    Текст: Лариса Васильевна Нетёсова, руководитель районного
    методического объединения
    учителей географии Жигаловского района
    МКОУ СОШ № 2 пос. Жигалово

    «В марте 2020 года педагоги двух поселковых школ организовали для совместной группы старшеклассников образовательное путешествие на Ковыктинское газоконденсатное месторождение»

    В Жигаловском районе работают 7 средних и 4 основных общеобразовательных школы. За последние пять-шесть лет отмечается некоторый спад в работе районных методических объединений на территории нашего района, в том числе РМО учителей географии, которое объединяет 12 педагогов. Одной из причин сложившейся ситуации можно назвать острую нехватку педагогических кадров на селе и большую загруженность учителя, а так как учебная нагрузка учителя географии невелика, педагога «догружают» другими учебными предметами (иностранный язык, биология, химия, делопроизводство, социальный педагог и другими). Разноплановость педагогической деятельности, а также снижение показателей успеваемости и качества обучения на селе, рост числа обучающихся с ОВЗ приводят к профессиональному выгоранию учителей-стажистов. В то же время все достаточно молодые учителя географии нашего РМО окончили высшие учебные заведения заочно и испытывают большие трудности в реализации практической части учебного предмета.

    Задачей РМО является содействие в формировании личности учителя, способного модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, и включение в работу передового педагогического опыта. При этом необходимо найти такую форму работы с педагогами внутри РМО, при которой все его участники будут так или иначе включены в процесс подготовки заседаний методического объединения, а методическую разработку можно будет затем использовать в образовательном процессе с обучающимися. Так мы вышли на такую форму работы методического объединения, как образовательные путешествия.

    Мы считаем, что для учителя географии именно путешествие может стать одной из наиболее актуальных и содержательных форм обучения и развития, поможет создать системное видение взаимосвязей природы и культуры в пространстве и времени. Проведение заседания РМО в форме образовательного путешествия позволяет решить следующие задачи:

    ■ На практике познакомить учителей с новой педагогической технологией, которая является универсальной для использования в школе (учителя знакомятся с этапами организации образовательного путешествия, сами участвуют в реализации маршрута, учатся видеть системность в работе в ходе такого путешествия);

    ■ Обогатить «профессиональный багаж» участников путешествия краеведческими материалами, которые в дальнейшем помогут организовать внеурочную деятельность по предмету;

    ■ Получить возможность неформального общения между педагогами, установить более тесные профессиональные связи, творческое взаимодействие в дальнейшем общении.

    Первым таким путешествием стало занятие в музее Рудовской средней школы в декабре 2018 года. Учебное занятие в музее было небольшой практической частью заседания РМО. Началось оно с работы в кабинете с фрагментами наскальных рисунков Шишкинских и Тальминских писаниц, расположенных на территории соседнего Качугского района. На этом этапе с учителями-географами работала историк Рудовской школы Г. В. Бобкова. Далее уже в самом музее прошла работа с орудиями труда древнего человека, обнаруженными учащимися школы в районе д. Шишкино. Педагогам предложено составить по схеме описание горных пород и выявить их происхождение, заполнить таблицу. Данная тема изучается в курсе географии 5 класса. Таким образом, наглядно показана одна из форм учебного занятия по географии, привлекательная для ребят, а значит, такое занятие будет направлено на развитие познавательной активности школьников. Да и сам учитель при этом видит свой урок несколько иначе.

    Незамысловатые изображения диких животных, нерпы, всадников, человека выполнены в технике прошлифовки, пробивки (петроглифы), рисунка природной охрой

    Так как первое учебное погружение заинтересовало педагогов РМО, в октябре 2019 состоялось путешествие к Тальминским писаницам. Оно несколько расширило тематику. Первой остановкой стало практическое занятие по геологии у скальных обнажений в районе д. Пономарево. Далее состоялся исторический экскурс в прошлое бывшего уездного городка Верхоленска с выделением крупных событий от основания Верхоленского острога до наших дней, знакомство с уникальными чертами православного храма Воскресения Христова. Далее участники РМО побывали на берегах рек Куленги и Тальмы. Здесь для всех учителей-географов начинался «путь неизведанный». Благодаря нашему проводнику Н. В. Ковалёвой произошло знакомство с верхоленскими просторами и посланиями древних курыкан.

    А потом начались поиск наскальных изображений и практическое исследование скальников. Незамысловатые изображения диких животных, нерпы, всадников, человека выполнены в технике прошлифовки, пробивки (петроглифы), рисунка природной охрой. Педагоги с увлечением включились в поисковую деятельность, попытались прочесть письмена древнего человека, поработали с карандашом и калькой. Сами рисунки, несомненно, поразили всех участников нашего путешествия. Ещё большее внимание обратили на себя их плачевное состояние, скорость выветривания скальных поверхностей и, возможно, в недалеком будущем утрата практически всего археологического памятника.

    Такая форма заседания РМО требует достаточно большой подготовки, после разработки и утверждения маршрута мы определяем формы практических занятий, основная часть учителей получает задания. В ходе подготовки приветствуется сотрудничество с учителями истории и преподавателями других предметов. Работа строится на основе краеведческого материала, и педагоги совместно обсуждают возможные учебные и исследовательские проекты, внеурочные мероприятия, которые можно изучить и реализовать на данном материале.

    В октябре 2019 года состоялось путешествие к Тальминским писаницам

    Результатами-продуктами наших образовательных маршрутов стали презентации к урокам географии Иркутской области, видеофильм о путешествии учителей географии, готовые разработки двух образовательных путешествий, которые можно использовать в своей практике.

    Результаты-эффекты были долговременными. Это использование учителями такой образовательной технологии, как образовательное путешествие, в собственной практике с обучающимися, что благоприятно отражается на качестве обучения. В марте 2020 года педагоги двух поселковых школ организовали для совместной группы старшеклассников образовательное путешествие на Ковыктинское газоконденсатное месторождение.

    Основным же результатом данного направления работы РМО стало более тесное сотрудничество педагогов внутри РМО, их активное включение в каждое заседание, а не простое присутствие на нем. Несколько возросли результаты образовательной деятельности в школах по предмету «География», начинает возрождаться внеурочная работа по предмету, заметно активизировалась проектно-исследовательская работа по географии и краеведению сразу в нескольких образовательных организациях нашего района1.


    1 Фото в статье из архива автора.

    Мы в социальных сетях: