• Управлять качеством образования в детском саду – значит вдохновлять!

    23 Ноя 2020
     
    15:49
     

    Текст: Ольга Александровна Журавлёва,
    заведующий МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 “Росинка”» МО «город Саянск»

    В мире есть две сложные вещи – воспитывать и управлять.
    И. Кант

    На протяжении пяти лет я являюсь руководителем муниципального дошкольного образовательного учреждения № 19 «Росинка» города Саянска Иркутской области. В муниципальную систему образования пришла лишь в 2015 году. К этому моменту у меня за плечами было 10 лет предпринимательского стажа, три из них – успешная работа руководителем первого частного детского сада в городе Саянске. Для начала необходимо было определить перспективы роста и развития вверенного мне коллектива, в то же время стояли задачи по улучшению материальной базы детского сада, требовался ремонт помещения. Коллектив детского сада, которым мне предложили руководить, был стабилен, но многие педагоги не обладали достаточным уровнем квалификации, мотивация к внедрению инновационных технологий была невысокой.
    Передо мной стояли вопросы: как поднять рейтинг учреждения в глазах родителей, общественности города? Получится ли нашему учреждению занять лидирующую позицию в муниципалитете? Я понимала, что успешный руководитель любой образовательной организации – это прежде всего стратег, имеющий перспективный план развития своего учреждения на несколько лет вперёд; это личность, вдохновляющаяся и вдохновляющая своим примером педагогический коллектив; это новатор, способный выходить за рамки стереотипов и искать нетрадиционные пути решения поставленных управленческих и образовательных задач.

    «Залог успеха управленческой деятельности – подбор кадров»

    Коллектив детского сада был достаточно устоявшимся, но всё-таки необходимо было определить «точки роста» для себя и траекторию развития коллектива учреждения. Поэтому я поставила перед собой цель – сформировать коллектив единомышленников, объединённых общими принципами работы. Мои усилия были направлены на создание сплочённого, творческого и работоспособного коллектива путём делегирования полномочий и ответственности сотрудникам для решения инновационных и проектных задач в составе творческих групп. Анализ опроса сотрудников показал, что им очень важно сохранять в коллективе доброжелательные отношения, поддерживать авторитет руководителя. Исходя из этого, я сделала вывод, что в работе руководителя следует применять методы не только материального, но и морального стимулирования. С чего я начала? Обратилась к мэру нашего города Олегу Валерьевичу Боровскому. Проблема с ремонтом помещения была частично решена, установили новые окна, заменили изношенный линолеум. Затем свою деятельность направила на создание условий для качественного методического сопровождения и поддержки начинающих и опытных педагогов дошкольной организации. Мониторинг оценки качества дошкольного образования позволил выявить проблемы детского сада и профессиональные дефициты педагогов. Эти дефициты и стали отправными точками-навигаторами для разработки проектов Программы развития дошкольного учреждения № 19 «Росинка». Для изменения и повышения качества образования в ДОУ были определены такие важные направления, как улучшение образовательной среды и развитие новых профессиональных компетенций педагогов.
    Тогда я ещё раз осознала, что мне всегда нравилось и нравится делать что-то необычное, новое.

    Инновационные проекты

    С 2017 года педагогический коллектив детского сада № 19 «Росинка» стал участвовать в реализации инновационных программ и проектов с целью обновления содержания образования в дошкольной образовательной организации. Свой первый положительный опыт работы участия в работе региональной площадки по реализации инновационного проекта «Родительский Открытый Университет» «Материнская школа здоровья» (2017–2020) (соглашение о сотрудничестве Общественной организации «Иркутский областной Совет женщин», Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Управления образования МО г. Саянска и приказ № 116-42-214 от 30.12.2015 г.) мы представили в 2017 и 2019 гг. на Московском международном форуме образования и Всероссийской научно-практической конференции «Школа одарённых родителей» (тематическая секция «Лучшие практики образовательных организаций работы с родителями»). В ноябре 2019 года на семинаре-совещании «Родительский университет», проходившем на базе Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» (кафедра психологии и педагогики дошкольного образования»), нами были продемонстрированы эффективные методы и приёмы работы с родителями в ходе организации адаптации ребёнка к условиям детского сада. В апреле 2019 года на Московском международном салоне образования провели мастер-класс «Инновационные формы работы с родителями в детском саду в рамках реализации программы “Родительские университеты”». А в октябре 2019 года на Байкальском международном салоне образования (кластер «Дошкольное образование»), на презентационной площадке Института развития образования Иркутской области, в ходе интерактивного диалога по проблемам информационной безопасности дошкольников представили участникам (родителям и педагогам) «Родительской субботы» опыт проведения «Родительского совета» по теме «Осторожно! Опасные мультфильмы!».
    В 2019 году наш педагогический коллектив начал апробацию инновационной образовательной программы «Вдохновение» под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. Детский сад «Росинка» получил статус инновационной пилотной площадки Института изучения детства, семьи и воспитания РАО по теме «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы “Вдохновение”» (авт. В. К. Загвоздкин, Л. В. Свирская, И. Е. Федосова).

    «С чего мы начали переход на программу «Вдохновение»?»

    Определили тактику «от мотивации – к планированию – к мониторингу», провели опрос педагогов и родителей, чтобы изучить их мнение по поводу перехода дошкольного учреждения на инновационную программу. После долгих сомнений, изучения мнений педагогов и родителей приняли решение о необходимости перехода «от старого к новому» не отдельными группами, а всем садом одновременно, при этом мы старались учитывать принцип постепенного перехода от простого к сложному, сохранять психологический комфорт в коллективе.
    В ДОУ была создана рабочая группа по реализации инновационной образовательной программы «Вдохновение» (далее – Программа), куда вошли мотивированные и творческие педагоги. Приобрели и изучили учебно-методический комплект Программы. В течение августа 2019 года реализовали проекты с участием воспитанников и родителей по изменению развивающей предметно-пространственной среды групп детского сада. В результате этого были созданы условия для реализации инновационной образовательной программы. Совместно с педагогами и родителями обсуждали планы и анализировали достижения. Для реализации Программы в учреждении создали условия для обучения сотрудников: в рамках Программы развития разработали проект по формированию новых профессиональных компетенций педагогов ДОУ «От вдохновения к профессионализму», одним из подходов при этом определили корпоративное обучение «Учиться всем вместе – это интересно и эффективно», «Учимся друг у друга: каждый педагог – твой учитель».

    Какие интересные формы обучения педагогов использовали?

    В январе 2020 года в детском саду была проведена Неделя методического мастерства – «Линейка открытых Детских советов». Цель данного мероприятия – совершенствование профессиональных умений воспитателей и обмен опытом работы по проектированию, организации образовательной деятельности с детьми через «Детские советы» с использованием приёмов «провокации», «выбора», совместного с детьми планирования, организации деятельности детей в центрах активности. 25 воспитателей представили собственные профессиональные умения и были обучены. В рамках «Методического часа» в конце каждого месяца для педагогов детского сада проходил «Час открытых дверей в группах» с целью обмена
    опытом и презентации результатов проектной деятельности. Для ознакомления с лучшими практиками по реализации Программы создали условия для участия педагогов в видеоконференциях и вебинарах, организованных издательством «Национальное образование» (г. Москва) для участников инновационных площадок. Организовали обучающие семинары по вопросам оценки качества дошкольного образования, проектирования развивающей предметно-пространственной среды с участием методистов сектора дошкольного образования Института развития образования Иркутской области. Считаем эффективной учёбу у тех, кто уже имеет опыт реализации программы «Вдохновение», чтобы не допускать ошибок в педагогической практике.
    Познакомились сами и познакомили пдагогов с опытом коллективов, участвующих в реализации Программы. Были организованы просмотры видеофильмов с презентацией опыта детских садов: № 480 им. В. В. Талалихина г. Москвы по проектированию и созданию РППС групп, № 5 г. Орехово-Зуево Московской области, ГБОУ Романовской школы г. Великий Новгород, ЧДОУ «Семь звёзд» г. Иркутска. Мы не только учились сами, накапливали в течение года положительный опыт, но и старались поделиться своими педагогическими находками с педагогами дошкольных образовательных организаций нашего города и Иркутской области.
    Лучшие педагогические практики по внедрению и реализации Программы представили педагогической и родительской общественности города и региона:
    ■ в декабре 2019 года на «Педагогической мастерской», проведённой в рамках городских профессиональных педагогических объединений для воспитателей дошкольных образовательных организаций
    г. Саянска, обобщили опыт проектирования и оснащения центров детской активности: «Наука. Природа. Экспериментирование», «Искусство», «Грамота и развитие речи», «Математика», «Книги», «Кулинария», «Строительство» – в дошкольных группах с учётом требований ФГОС ДО, шкалы «Ecers-R»;
    ■ в марте 2020 года на открытом совещании-семинаре для сетевых экспериментальных и инновационных площадок – участников апробации ООП ДО «Вдохновение» (организаторы – сектор дошкольного образования ГАУ ДПО ИРО и ЧДОУ «Центр развития – детский сад “Семь звёзд”» г. Иркутска) представили опыт реализации основных направлений инновационной программы «Вдохновение»: методическое сопровождение педагогов ДОУ «Обучение как диалог», создание новой РППС, организация «Детских советов» и детско-взрослых проектов, разработка практических материалов для интерактивной выставки «Вдохновение. Сотрудничество. Творчество» (результаты совместного планирования с детьми и реализации детско-взрослых проектов). Деятельность коллектива нашего учреждения в качестве инновационной площадки получила высокую оценку за эффективность и грамотное методическое руководство.

    Положительный опыт реализации проектов и программ нашёл подтверждение в результатах профессиональных конкурсов:
    ■ диплом лауреата муниципального этапа конкурса «Воспитатель года – 2019»;
    ■ диплом за II место в отборочном этапе III Регионального отраслевого чемпионата профессионального мастерства в сфере образования Иркутской области по методике WorldSkillsRussia
    г. Черемхово;
    ■ диплом лауреата III Регионального отраслевого чемпионата профессионального мастерства в сфере образования Иркутской области по методике WorldSkillsRussia и др.

    «Быть руководителем «детского сада будущего» – это дело непростое!»

    Журавлева О. А.

    У наших педагогов есть девиз: «Всегда найдется то, что можно усовершенствовать в своей работе!»

    За три года моего руководства коллективом детского сада наблюдается рост количества воспитанников, родителей и педагогов, принявших активное участие в благотворительных и экологических акциях, спортивных и музыкальных мероприятиях и конкурсах.
    Особо хочется отметить, что повысилась профессиональная и информационная компетентность педагогических работников: если в 2016 году у нас было 25 % педагогов с категорией, то сегодня 51 % педагогов имеют первую и высшую квалификационные категории,
    49 % аттестованы на соответствие занимаемой должности. Немаловажную роль в повышении профессиональной активности, удовлетворённости трудом играет система оплаты труда сотрудников, которая позволяет с помощью доплат и надбавок увеличивать средний уровень заработной платы. Нашим коллективом много сделано за эти годы, нам не стыдно оглянуться назад. Изменился наш детский сад, изменились педагоги, изменилось отношение родителей, мы сделались ближе, научились лучше понимать друг друга, и нашим детям стало гораздо комфортнее. Именно ради этого и была проделана такая огромная работа. Но все мы понимаем, что надо смотреть вперёд, что важно понимать, куда нужно двигаться, чтобы совершенствоваться, ведь если мы остановимся, то уже завтра останемся далеко позади. В этой связи мы определили приоритетные задачи. Они тесным образом связаны с национальным проектом «Образование», ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога.
    Считаем, что решение этих задач повлияет на повышение качества образования. Планируем в своей образовательной организации:

    ■ создать вариативную развивающую здоровьесберегающую среду;
    ■ внедрить современные образовательные и цифровые технологии в рамках проекта «Современный детский сад»;
    ■ усовершенствовать условия для формирования социальной активности воспитанников на основе духовно-нравственных ценностей;
    ■ создать условия для повышения творческой активности воспитанников и педагогов в рамках проекта «Успех для каждого»;
    ■ обеспечить качественную психолого-педагогическую поддержку родителей через деятельность «Родительских университетов» и «Консультативных центров»;
    ■ создать условия для развития потенциала каждого педагога в соответствии с его индивидуальными возможностями, запросами и потребностями.
    В рамках инновационной образовательной программы «Вдохновение» мы обозначили дальнейшие ориентир методического сопровождения педагогов по освоению ими новых компетенций: составление и ведение индивидуальных портфолио дошкольников, карт индивидуального планирования и дневников наблюдений; организация образовательной деятельности с детьми раннего возраста. В течение 2020–2021 года в учреждении будет проведён капитальный ремонт, в результате которого будет создана «Доступная среда» для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, усовершенствованы условия для увеличения скорости Интернета и постепенного обновления компьютеров, группы будут оснащены ноутбуками с подключением к сети «Интернет» с помощью технологии Wi-Fi и интерактивными досками, а детский спортивный участок – мягким покрытием и сертифицированным спортивным оборудованием, «Автогородком», «Экологической тропой» с «Метеостанцией». Быть руководителем «детского сада будущего» – это дело непростое! Каждый рабочий день заставляет меня находиться в творческом поиске, работать над своими профессиональными и личностными качествами, находить нетрадиционные пути решения возникающих задач, использовать инновационные управленческие технологии финансового менеджмента. А самое главное — делать то, что ты любишь, и любить то, что ты делаешь. Сегодня я радуюсь тому, что мои усилия увенчались успехом, что в настоящее время сложилась творческая команда с большим потенциалом, что меня окружают компетентные коллеги. Они помогают мне уверенно идти к цели. Наш детский сад вышел на новый качественный уровень.

    Экспертное мнение

    Управление процессами,
    происходящими в ДОУ, – один из
    важнейших факторов достижения
    высокого уровня качества
    образования. Особое значение имеет
    это положение, когда речь идёт
    об управлении инновационными
    процессами, определяющими
    векторы развития образовательной
    системы дошкольной
    образовательной организации.
    Автор статьи верно определила
    сущность управления, которая
    заключается в создании
    условий, оптимизирующих
    педагогическую инновационную
    и поисковую деятельность и
    благоприятствующих активизации,
    осознанию, рефлексии и проявлению
    субъектами образовательных
    процессов личностных и
    профессионально значимых функций.
    Успешная деятельность детского
    сада обусловливается наличием
    у руководителя ДОУ набора
    необходимых стратегий для того,
    чтобы максимально эффективным
    способом задействовать
    сотрудников своей образовательной
    организации в инновационной
    деятельности.
    Хочется отметить, что
    особенностью управляющей
    системы, представленной в статье,
    является повышение роли всех
    участников образовательных
    отношений в создании комплекса
    условий, направленного на
    повышение качества образования,
    а также снижение единоличной
    контролирующей функции
    руководителя.

    Заведующий сектором дошкольного образования
    Н. Ю. Яблонцева,
    старший методист О. Н. Бабитинская

    Мы в социальных сетях: