• Капитан корабля «Школа»

    26 Ноя 2020
     
    13:13
     

    Текст: Татьяна Михайловна Иванова,
    учитель русского языка и литературы МАОУ Центр образования № 47 г. Иркутска, член клуба журнала «Педагогический ИМИДЖ:
    от идеи к практике»

    Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
    А. Барбюс

    «Вызовы времени…» Как часто звучит сегодня эта фраза. Её произносят в различных контекстах. Но применительно к должности директора школы это образное выражение приобретает особый смысл и как будто перестаёт восприниматься в переносном значении. Да, директора школы «на ковёр» вызвало само время! В старых фильмах о школе директор всегда находится в гуще детей, в центре событий, он знаком почти с каждым учеником, занимается воспитанием детей и взрослых, вникает в личные проблемы каждого, разбирается во всех педагогических процессах…

    И почти всегда это директор-мужчина. Сегодня большинство директоров – женщины. Какие задачи они перед собой ставят? Какой стиль руководства выбирают? Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» проводил всероссийское исследование «Директор современной российской школы: статистический портрет, система подготовки, практики управления»1, в котором руководителям образовательных организаций задавали вопрос: «Какова основная задача директора при управлении школой?» При этом 0,7 % опрошенных не смогли (!) ответить на вопрос исследования. Исходя из полученных данных можно сделать вывод: для многих сегодняшних директоров главное – создать условия! Да и как можно при современных требованиях к школам совместить в себе чуткость и понимание, знание педагогических технологий, умение разбираться в правовых, финансовых, хозяйственных вопросах! Разве это под силу одному человеку? Конечно, у него были и есть помощники в лице завучей, но спрос-то всё равно с директора! За всё в ответе оказывается именно он! Значит, директором школы должен быть особенный человек. Какими качествами нужно обладать капитану корабля под названием «Школа»? Мне кажется, им не может быть человек, который не готов брать на себя ответственность. Директор школы – лучший из педагогов. Он знает, как создать отличную команду, и понимает, что «руководить – это значит не мешать хорошим людям работать» (П. Капица). А ведь управление – это особый вид деятельности, и связан он всегда с личной эффективностью человека. Сегодня директор обязан уметь правильно ставить задачи и решать их вместе с командой единомышленников. Он должен постоянно работать над собой, вдохновлять своим примером педагогический коллектив. Тогда родители учеников увидят в директоре школы сильную личность, способную повести за собой, а ученики – творческую натуру, умеющую принять, понять и простить. И да, современный директор не останавливается на достигнутом успехе, ему хочется, чтобы его корабль – его школа – не просто выживал, оставаясь на плаву, а находился всегда на гребне волны. Недавно прочитала в Интернете, что для многих учеников директор – мифический человек, которого школьники видят на торжественных линейках два раза в год. Таких руководителей школ сейчас не существует! Успешный директор сегодня устанавливает для себя высокие внутренние стандарты общения со всеми участниками образовательного процесса. Современный руководитель хочет владеть полноценной информацией о том, что происходит в школе (и не со слов других людей, а знать об этом лично). Поэтому он посещает уроки в разных классах, приходит на все общешкольные мероприятия и даже на мероприятия отдельных параллелей, вникает в работу кружков, секций. Конечно, современный директор контролирует и все хозяйственные вопросы. Выходит, чтобы сегодня стать успешным руководителем общеобразовательной организации, чтобы вывести свою школу на передовые рубежи образования, нужно быть человеком, шагающим наравне с веком, смелым в принятии важных решений, нужно быть человеком, который крепко держит в руках настоящее и будущее своих учеников и верит в своих коллег-учителей. Директор школы – это не должность, а судьба!



    ¹ Директор современной российской школы: статистический портрет, система подготовки, практики управления. Часть 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2016/06/06/1117038052/%D0%A4%D0%9E6.pdf (дата обращения: 21.09.2020).

    Мы в социальных сетях: