Текст: Александр Сергеевич Быков,
руководитель центра цифровой трансформации образования
ГАУ ДПО ИРО
Важность технологического образования в самом широком смысле сегодня уже не вызывает сомнений, так как очевидна необходимость формирования целого кластера компетенций, являющихся залогом успешной адаптации человека в обществе, активно использующем высокотехнологичные решения.
В данном контексте стоит определиться, какие формы, инструменты относить к технологическим. Концепция предметной области
«Технология» в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, определяет направления реализации данной предметной области, которые включают как традиционные формы производства, так и современные высокотехнологичные. Кроме того, важно, что речь в данном случае идет о полном цикле технологического производства «от идеи к внедрению». Поэтому примеры разработки программы для компьютера, робота или предмета из дерева с последующей её реализацией/внедрением можно назвать технологическими проектами.
Особую нишу среди направлений технологического образования представляют цифровые технологии и интегрированные с ними сферы деятельности человека. В свою очередь, ряд умений, которые связаны с цифровыми технологиями, все чаще становятся востребованными и даже обязательными для работодателей при поиске новых сотрудников.
Национальный проект «Образование», преследуя цель обеспечить качественно новый виток развития системы образования в стране, направляет на технологическое образование значительные ресурсы. Самыми значимыми ресурсными решениями с данной точки зрения можно назвать внедрение целевой модели цифровой образовательной среды, а также создание сети высокотехнологичных центров образования: «Точки роста», «Кванториумы» и «IT-кубы». Значительную часть сети таких образовательных центров составляют «Точки роста», создаваемые в сельской местности и малых городах на базе общеобразовательных организаций. «На базе центров «Точка роста» обеспечивается реализация образовательных программ естественно-научной и технологической направленностей.
В обязательном порядке на базе центров «Точка роста» обеспечивается освоение обучающимися учебных предметов «Физика», «Химия», «Биология» с использованием приобретаемого оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания» [1] – именно такие направления образовательной деятельности «Точек роста» заявлены в методических рекомендациях по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей. Нужно отметить давно обозначенный вектор в характере приобретаемого оборудования для нужд развития общего образования – от специального строго технологического, которое чаще всего можно использовать только во внеурочной деятельности и дополнительном образовании, в сторону оборудования, позволяющего включиться в реализацию предметов основной общеобразовательной программы естественно-научного цикла.
Более масштабными образовательными центрами, реализующими задачи, сходные с задачами «Точки роста», являются детские технопарки «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций. Как и у «Точек роста», концептуальные основы создаваемых «Кванториумов» сместились из области дополнительного образования в общее образование – теперь инфраструктура школьных «Кванториумов» является неотъемлемой частью реализации основной общеобразовательной программы организации, на базе которой создается данный центр.
В соответствии с методическими рекомендациями по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций целью их создания является «организация образовательной деятельности в сфере общего и дополнительного образования, направленная на создание условий для расширения содержания общего образования с целью развития у обучающихся современных компетенций и навыков, в том числе естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной и технологической направленностей, а также повышения качества образования» [2].
Характер оборудования, приобретаемого для «Точек роста» и «Кванториумов», демонстрирует то, о чем было сказано выше – цифровые технологии являются поддерживающими, существование их отдельно от других видов деятельности человека фактически бессмысленно. Цифровые технологии становятся частью содержания общего образования, притом проявляется тот факт, что формирование цифровой компетентности (digital skills) наиболее активно происходит в деятельности, в применении цифровых технологий для решения широкого круга учебных задач, особенно проектных. Данная проблема выходит за рамки предмета «Информатика» и становится актуальной для педагогов различных предметных областей, включая педагогов предметов гуманитарного и естественно-научного циклов. Цифровые технологии в данных центрах представляются своего рода деятельностным мотиватором для детей к изучению различных предметов. Это находит отражение и в национальной цели, связанной с вхождением системы общего образования России в десятку лучших среди образовательных систем других государств, т. к. именно по уровню сформированности функциональной, естественно-научной и цифровой грамотности у школьников в значительной степени будет оцениваться эффективность системы общего образования в международных исследованиях.
Отдельную нишу среди центров образования, деятельность которых направлена на развитие технологического образования, занимают «IT-кубы». Концептуальное и содержательное отличие этих центров начинается уже с того, что создаются они в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда», тогда как предыдущие два – в рамках «Современной школы». В соответствии с методическими рекомендациями «IT-кубы» «обеспечивают реализацию программ дополнительного образования, проведение мероприятий по тематике современных цифровых технологий и информатики, знакомства с технологиями искусственного интеллекта, а также просветительскую работу по цифровой грамотности и цифровой безопасности» [3].
Направления деятельности данных центров отвечают запросам современного общества с точки зрения цифровых технологий и включают следующий обязательный перечень: программирование на Python, мобильная разработка, программирование роботов. Кроме того, в деятельности «IT-кубов» могут вариативно присутствовать системное администрирование, программирование на Java, кибергигиена и работа с большими данными, основы алгоритмики и логики, разработка VR/AR-приложений.
Стоит отметить широкие ресурсные возможности «IT-кубов» для реализации перечисленных направлений. Помимо материально-технического обеспечения это достигается в том числе за счет привлечения крупнейших игроков реального сектора IT-рынка к составлению и реализации программ дополнительного образования, например, «Яндекса», Samsung и других. Являясь своего рода хабом высоких технологий в системе дополнительного образования детей, «IT-кубы» в режиме сетевого взаимодействия должны работать по данному направлению с «Кванториумами» и «Точками роста»: «…в целях эффективной организационно-методической поддержки создания и функционирования Центров на территории субъектов Российской Федерации региональным координатором обеспечивается вовлечение детских технопарков «Кванториум», мобильных технопарков «Кванториум», центров «Точка роста» [3]. Это необходимо прежде всего для обмена опытом и повышения профессионального мастерства работников перечисленных образовательных центров, а также для вовлечения обучающихся в различные формы сопровождения и наставничества. Кроме того, школьные «Кванториумы» и «Точки роста» могут являться поставщиками производственных задач и кейсов для деятельности «IT-кубов», например, в области обработки данных распределенных естественно-научных детских исследований. В настоящее время Институтом развития образования Иркутской области разрабатывается региональная программа привлечения обучающихся школ различного типа, в том числе школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях, к изучению предметной области «Технология» на базе организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места. В данную программу войдут перечисленные выше центры и другие составляющие региональной инфраструктуры технологического образования. С предложениями и идеями по разработке данной программы можно обращаться в Институт развития образования по телефону 8 (3952) 500-904 (вн. 345) или по электронной почте: a.bykov@iro38.ru
Список литературы
- Распоряжение Минпросвещения РФ от 12.01.2021 № Р-6 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей» [Электронный документ] / URL: https://docs.edu.gov.ru/document/629d57d81e7ee12ca5c11a96f3aeae16/(дата обращения: 20.05.2021).
- Распоряжение Минпросвещения РФ от 12.01.2021 № Р-4 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию и функционированию детских технопарков «Кванториум» на базе общеобразовательных организаций» [Электроннный документ] / URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-minprosveshcheniia-rossiiot-12012021-n-r-4/ (дата обращения: 10.05.2021).
- Распоряжение Минпросвещения РФ от 12.01.2021 № Р-5 Методические рекомендации по созданию и функционированию центров цифрового образования «IT-куб» [Электронный ресурс] / URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-12012021-n-r-5-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 05.05.2021).