• Победитель Регионального профессионального конкурса «Учитель года – 2021» Екатерина Власова: «Школьные воспоминания ученика – ответственность учителя»

    14 Июл 2021
     
    16:25
     

    Текст: Алина Липилина

    – Почему вы решили принять участие в конкурсе?

    – Первый раз я участвовала в конкурсе «Учитель года» в 2014 году. Одержала победу на городском этапе, но на региональном не стала даже лауреатом. Школа отправила меня на конкурс, к которому я не была готова, чтобы защищать идеи, которые не были мне близки. Однако тогда я осознала, что могу всё, нужны лишь упорство и терпение. Сейчас я вернулась на конкурс с другими целями: посмотреть на опыт коллег, показать методические разработки и получить оценку своей деятельности. Считаю удачей то, что подготовиться к конкурсу «Учитель года – 2021» мне помогли единомышленники.

    – Какой настрой у вас был перед конкурсом?

    – Изначально у меня была цель попасть в лауреаты. Я сказала себе: «Покажи всё, что умеешь, не волнуйся и отнесись к конкурсу как к возможности открыть новые профессиональные компетенции». Такой настрой помог мне победить.

    – Финальное испытание конкурса – это разговор с министром. О чем был диалог?

    – Обсудили профессиональное обучение и национальные проекты. Также была дискуссия о том, как привлечь молодых специалистов в нашу сферу. Мы как учителя можем помочь им своим примером, поделиться знаниями и опытом. Когда в школу приходит молодой педагог, важно, чтобы он получил поддержку от коллег. Так появилась идея организовать систему наставничества. В разговоре я упомянула историю своей племянницы, которая вдохновилась моей работой с учениками, ушла со второго курса медицинского университета и поступила в педагогический институт. Она счастлива от того, что однажды станет учителем.

    – Участники конкурса «Учитель года – 2021» писали эссе на тему «Человек, благодаря которому я стал учителем». Кто для вас является таковым?

    – Я никогда не думала о том, что стану учителем. В девятом классе мама настояла на моем поступлении в Киренское педагогическое училище, чему я очень сопротивлялась. Все изменилось, когда попала на занятие по педагогике. Первый вопрос, который нам задал преподаватель, был таким: «Имеет ли учитель право на ошибку?» Помню, что в тот момент во мне что-то перевернулось. Я задумалась о том, насколько учитель – важная и деликатная профессия. После этого случая учеба стала нравиться все больше. Сейчас совершенно не представляю, кем бы я ещё могла быть.

    – Насколько конкурсный урок отличается от обычного?

    – Открытый урок – это «наряд от кутюр», для которого есть особый случай. На конкурсе мастерство проверяется тем, что учитель проводит такой урок для незнакомого ему класса. В этот раз я показала рабочий, смею надеяться, методически хороший урок литературного чтения. С новыми для меня учениками разбирали произведение Ганса Кристиана Андерсена «Чайник». Ребята не боялись делиться своими мыслями, чем очень порадовали меня. Сказка действительно тронула их, а это именно то, ради чего мы работаем.

    – Первый учитель: насколько он важен для ребёнка?

    – Мы помним первый звонок, первую двойку и первый праздник. В жизни каждого человека также много воспоминаний связано с именем первого учителя. Будут они светлыми, по-доброму волнующими или тягостными – зависит от учителя. Всегда помню об этом. Каждое родительское собрание начинаю со слов: «Вы доверили мне самое дорогое – своих детей. Я осознаю и беру на себя эту ответственность». Самое неприятное для меня – это испуганные детские глаза. Если их причина – плохая оценка, значит, рассказываю ребенку, почему он ее получил и как это исправить.

    – Должен ли учитель выявлять таланты учеников?

    – Внимательный учитель обязательно заметит способности ребёнка и повлияет на их развитие. Бывает, что нам помогают в этом и родители, и сами ученики. Как учитель ты должен отслеживать прогресс каждого ребёнка индивидуально. Пусть он выполнил задание на тройку, но прилагал к этому огромные усилия. Такое я поощряю.

    – Как работает система самоуправления в младших классах?

    – Самоуправление в начальной школе – это сложно, но возможно и очень интересно. Дети учатся самостоятельно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. В этом году на общешкольных выборах победил кандидат от нашего класса. Перед 23 февраля его команда объявила мне, что они обошли все классы и попросили учащихся сделать танки из картона, чтобы потом изготовить из них гирлянды и украсить ими школьные коридоры. Когда класс переполнился поделками, мои ребята были в замешательстве. Тогда я напомнила им об ответственности и предложила включить в работу все службы класса. В течение двух дней тридцать ребят делали гирлянды. Может быть, это и не стоило затраченных усилий, но послужило ученикам хорошим уроком.

    – На вашем сайте есть фраза: «Я стараюсь не забывать ощущений детства и почаще заглядывать в глаза детей, чтобы лучше понимать их». Можно ли считать это рецептом успешного педагога?

    – Постоянно быть взрослым – скучно. От этого можно загрустить и даже заболеть. Изменение подхода помогает понять мотивацию ученика. Иногда родители жалуются мне на то, что ребенок допускает ошибки при списывании. Вспоминаю, как в третьем классе я переписывала с открытки пожелание для бабушки. Очень тогда старалась, но никак не могла избежать исправлений. Поэтому сейчас, когда я уже сама стала учителем, понимаю, что стоит за этими ошибками, и не ругаю детей.

    – Много ли свободного времени вы отдаёте ученикам?

    – Большую его часть я провожу с учениками, ведь учитель начальных классов – это не профессия, а образ жизни. С ребятами из выпуска 2021 года мы посетили Красноярск, Новосибирск и Санкт-Петербург. На выпускном я поблагодарила их родителей за то, что они поддерживали каждую мою задумку. Любой такой выезд не только оставляет у ребенка воспоминания, но и оказывает положительное влияние, дети становятся более самостоятельными. Еще в этом году мы сняли ролик для работников «красной зоны». Регулярно собираем корм для животных из приютов, сдаём макулатуру. Я учу ребят быть внимательными, чтобы потом они передали это качество своим детям.

    – Наверное, чтобы всё успеть в профессиональной деятельности, у вас есть хороший помощник – ваша семья?

    – Конечно. Если у тебя есть надёжный «тыл», значит, на работе всё будет спориться. У меня как раз такая семья.

    – Должен ли учитель быть примером для детей вне стен школы?

    – Нужно показать детям, что учитель – живой человек. Он разный в ситуации урока, на празднике или в поездке. Но я не позволю себе нарушить те нормы, которые прививаю ученикам. Всё-таки более ста детей называют меня своей первой учительницей. Мне нравится высказывание В. А. Сухомлинского о том, что свободное время важно для педагога. Я люблю читать, ловить рыбу и проводить лето с семьёй в Киренске1.

    Факты

    В 2001 году Екатерина Ивановна с отличием окончила Киренское педагогическое училище, а в 2003 году – Иркутский государственный педагогический университет по специальности «Педагогика и методика начального
    образования». За 20 лет работы в школе она выпустила более 100 учащихся. Провела мастер-класс «Метод проблемной дискуссии в работе с родителями» в рамках Всероссийской конференции «Лучшие учителя в 2018 году» в г. Москве.


    В 2018 году выиграла Всероссийский конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями образовательных организаций, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.


    Лауреат XII Сретенского образовательного форума 2019. Номинация «Лучший доклад во II Всероссийской НПК “Современные реалии образования: традиции и инновации”». Победитель районного конкурса «Лучший учитель начальных классов» в рамках проекта «Родительское признание – 2019». В 2021 году выиграла районный заочный конкурс «Лучшая методическая разработка».


    ¹ Фото в статье из архива автора

    Мы в социальных сетях: