Текст: Антонида Олеговна Головина, директор МКОУ
«СОШ № 1 г. Нижнеудинска»
К началу входа в проект школа находилась в очень сложных условиях, из которых можно выделить три основных проблемы:
❶ Затянувшаяся стройка нового здания школы, ведение образовательного процесса в арендованных зданиях иных образовательных организаций.
❷ Организация образовательного процесса в рамках стандартной системы: реализация образовательных программ при консервативном подходе педагогов, традиционные уроки, традиционная система оценивания, а дети – «новые»!
❸ Организация воспитательной работы ограничена стандартным набором тематических мероприятий, проводимых в рамках КТД, а в итоге привычно-ожидаемый эффект – отсутствие у школьников желания быть вовлечёнными в «скучную» школьную жизнь.
Чтобы встать на путь изменений, необходимо было настроиться на трансформацию всего школьного пространства, т. к. привычные условия не давали возможностей для развития. Для решения этих и других задач были определены необходимые меры:
■ анализ на основе «Рискового профиля школы» факторов риска учебной неуспешности, существенным образом влияющих на результаты обучения;
■ разработка и реализация программы развития школы, создание дорожной карты по выходу из кризисной ситуации и реализации предусмотренных мер / мероприятий;
■ формирование внутришкольных механизмов, направленных на устранение рисков;
■ создание школьной команды единомышленников, близких по темпераменту, жизненным ценностям и позиции, готовых к переменам и получению новых эмоций в рамках профессиональной деятельности;
■ включение всех участников образовательных отношений в совместную работу по участию в проекте (демонстрация максимального количества положительных эффектов от участия в проекте, анализ собственной деятельности с учётом результативности оценочных процедур, получение новых знаний и компетенций, выход за пределы школьного пространства);
■ формирование нового имиджа школы и создание максимально открытого пространства образовательной организации.
На основе анализа «Рискового профиля школы» (РПШ) были выделены актуальные факторы риска, которые показывают устойчивую связь с низкими образовательными результатами обучающихся школы: дефицит педагогических кадров и низкая учебная мотивация обучающихся.
Но в начале пути коллективу школы потребовалось пройти подготовительный этап, на котором самым важным было принятие проблемы, т. е. осознание необходимости изменений в организации образовательного процесса. Осмысление этих изменений дало возможность увидеть в первую очередь перспективы в развитии и нахождении условий для достижения поставленных задач (Рисунок 1).
Каким же образом была построена работа по преодолению актуальных для школы рисков? Вначале школьной командой был проведен анализ причин возникновения риска.
Проблема 1: дефицит педагогических кадров
Возникновение кадрового дефицита не является редким явлением в российских школах, особенно в сельской местности. Отсутствие специалистов-предметников может стать критическим вызовом для школы. Поэтому участниками проекта были определены следующие задачи:
- Создание условий для вовлечения молодых педагогов через мотивацию к развитию в педагогической профессии;
- Проведение мероприятия в рамках развития кадровой политики на уровне школы.
В ходе этой работы молодым педагогам были предоставлены возможности для участия в методических мероприятиях различного уровня как муниципального, так и регионального, например, «Региональный слёт молодых специалистов»; муниципальный конкурс среди молодых педагогов «В объективе школьная жизнь»; областной туристический слёт среди молодых педагогов; участие в конкурсах профессионального мастерства муниципального и регионального уровней: конкурс молодых руководителей образовательных организаций Иркутской области «Дебют» (победитель 2021 г. – директор МБОУ «СОШ № 1 г. Нижнеудинска»); «Новая волна», «Лучшая методическая разработка» и др. Методическая поддержка молодых педагогов в их профессиональном развитии оказывалась через систему как морального, так и материального стимулирования, а также предоставлялась возможность транслирования на муниципальном уровне опыта работы молодых педагогов.
В результате такой работы в составе педагогического коллектива закрепились 10 педагогов в возрасте до 35 лет, что составляет 36 % от общего числа педагогов школы. На данный момент в школе отсутствуют вакансии педагогов с перспективой на 3 последующих учебных года (до 2023–2024 уч. г.); два молодых педагога в 2020–2021 уч. г. направлены на прохождение профессиональной переподготовки; кроме этого, в 2021 году на должность учителя математики был принят один молодой специалист.
Проблема 2: низкая учебная мотивация
Часто низкая учебная мотивация может быть следствием непрофессиональной работы педагога. С другой стороны, причиной низкой мотивации может быть образ мышления школьника, сформировавшийся под влиянием внешней среды, которая окружает его вне школы – дома и быта. В том и другом случае низкая учебная мотивация приводит к снижению отдачи от обучения, а результатом является то, что у школьников не формируется уверенность в собственных учебных силах, что в конечном итоге затрудняет выбор будущей профессии. Одним из ресурсов противостояния этим факторам является индивидуализация образовательного процесса, приведение его в соответствие с возможностями и особенностями обучающихся, их интересами, ориентацией на зону ближайшего развития, на укрепление личной заинтересованности в учёбе и повышении её результатов. Для этого необходимо проводить системную работу, предполагающую комплексный анализ школьной ситуации, организацию консультативной помощи учителям, стремящимся перестроить свою работу с учениками, организацию индивидуальной помощи обучающимся в преодолении учебных затруднений, направленную на повышение учебной мотивации; исследование семейного аспекта снижения учебной мотивации и вовлечение родителей в образовательный процесс.
Таким образом, школьной командой была определена задача – повысить учебную мотивацию обучающихся через создание и реализацию системы мероприятий по преодолению этого риска:
■ диагностика возможных причин снижения учебной мотивации (большинство учащихся не понимали, зачем нужны знания);
■ обучение педагогов по программам профессиональной подготовки в области развития учебной мотивации школьников;
■ поддержание инициативы участия школьников в различных предметных конкурсах;
■ организация внеурочной деятельности в условиях отсутствия инфраструктуры по разным направлениям через интеграцию учебных предметов и внедрение технологии смешанного обучения;
■ организация сотрудничества с социальными партнерами (СПО, вуз, представителями бизнес-сообществ и др.), а также организация системы развития профессиональной ориентации обучающихся и др.
Таким образом, 11 педагогов нашей школы прошли обучение по ДПП «Совершенствование компетенций педагогических работников по работе со слабо мотивированными обучающимися и преодолению их учебной неуспешности» (Академия Министерства просвещения Российской Федерации). Обучающиеся нашей школы приобрели замечательный опыт участия в различных конкурсах предметной направленности, например, интерактивный проект «Байкальская палитра» сетевого предметного сообщества «Современные технологии преподавания» ППО Иркутской области; III межмуниципальная онлайн-игра «День числа Пи» при сетевом предметном сообществе «Математика» ППО Иркутской области; «Байкальская физико-математическая школа» (БФМШ) при ЧОУ «Лицей № 36 ОАО “Российские железные дороги”»; областной интеллектуальный конкурс по английскому языку для учащихся 7–11 классов MR. BRIGHT 2021 г. и др.
В рамках внеурочной деятельности были реализованы проекты «Каникулы нового режима», «Активные каникулы» и др. Также была проведена большая работа по преодолению низкой мотивации и среди педагогов по решению задач активизации к участию школьников в различных предметных конкурсах (проектах). Результатом этой работы явилось то, что школьники МБОУ «СОШ № 1 г. Нижнеудинска» заявили о себе на уровне муниципалитета и за его пределами, а педагогический коллектив убедился, что данный формат организации внеурочной деятельности эффективен и его необходимо продолжать развивать. На базе школы была создана система работы по организации культурно-досуговой деятельности как учащихся, так и учителей, что очень положительно влияет на преодоление не только низкой мотивации, но и рисков школьного неблагополучия. Кроме этого, на данный момент имеются хорошие предпосылки для создания школьной профориентационной работы с максимальным привлечением социальных партнеров не только на уровне города и района, но и на уровне региона.
Таким образом, работая в рамках проекта «500+», школа получила следующие результаты:
■ Педагоги школы приобрели новые компетенции.
■ У школы появились новые социальные партнеры.
■ На уровне школы созданы новые педагогические сообщества.
■ Создана система работы по повышению мотивации к развитию всех участников образовательных отношений.
■ Школа получила новые перспективы и предпосылки в организации образовательного пространства.
■ Создан новый имидж школы и др.
Такие результаты говорят прежде всего о том, что жизнь в школе изменилась, учиться и учить стало интересно. Этого удалось добиться благодаря сотрудничеству участников школьной команды и взаимодействию всех участников образовательных отношений.