Текст: Анжелла Рубеновна Таракова, заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № 5» г. Саянск
Исследования качества образования и образовательного процесса в школе указали нам на недостаточную результативность обучения. Как достичь определенных национальным проектом «Современная школа» результатов? Как по-новому проводить контроль успеваемости школьников? Как повысить объективность оценки образовательных результатов, что в конечном итоге позволит повысить результаты учеников?
Данные наших внутренних исследований позволили нам выявить факторы риска низких образовательных результатов. Жители (родители, законные представители) микрорайона, где находится школа, отличаются невысоким социальным статусом, соответственно, большая часть контингента обучающихся обладает пониженной учебной мотивацией. Поэтому здесь очевидно понимание необходимости высокого уровня квалификации педагогического коллектива в области работы с такими детьми. Современный педагог должен обладать развитыми предметными, методическими и психолого-педагогическими компетенциями и непрерывно их совершенствовать. Следовательно, одним из факторов риска низких образовательных результатов школы являлась недостаточная предметная и методическая компетентность педагогов. Кроме того, оценивание образовательных результатов в школе проводилось без должного внимания к обеспечению объективности оценки и анализу получаемых результатов. Отсутствие системы объективного наблюдения за образовательными результатами не позволяло своевременно корректировать образовательный процесс, что вело к ухудшению показателей качества образования. Так мы выделили ещё один фактор риска – недостаточная эффективность системы объективной оценки результатов обучения, требовалось совершенствование механизмов внутришкольной системы оценки качества образования.
Поиск ответов на поставленные вопросы и путей разрешения противоречий между имеющимся состоянием дел в образовательном учреждении и новым вызовом времени привел коллектив МОУ «СОШ № 5» к разработке мер по исправлению ситуации – реализации инновационного проекта по проблеме «Построение методической работы школы в рамках внутренней системы оценки качества образования».
Главное противоречие, которое было разрешено благодаря введенной практике, заключалось в том, что традиционно сложившаяся оценка качества образовательных результатов в МОУ «СОШ № 5» г. Саянска не отвечала современным требованиям, а именно – не в полной мере просматривался методический аспект в работе учителя. Пути решения обозначенных проблем заключались в новом детализированном подходе к рассмотрению как внутренней, так и внешней оценки качества образования. Именно результаты внутреннего мониторинга, а также внешней оценки качества образования (ВПР, ГИА и др.) образовательной организации, на наш взгляд, выступили инструментом самодиагностики, основой методической работы, повышения квалификации учителей.
Практика в ходе апробирования, несомненно, подтвердила свою актуальность, т. к. при сходных условиях она может быть использована в других образовательных организациях.
Цель: повышение качества общего образования на основе создания модели внутришкольной системы оценки качества образовательных результатов обучающихся через развитие предметной и методической компетентности педагогов.
Задачи:
❶ Разработать модель внутренней системы оценки качества образовательных результатов обучающихся с учетом методической составляющей в работе учителя.
❷ Обучить педагогов организации проведению объективных оценочных процедур через научно-методическое и консультационное сопровождение.
❸ Совершенствовать оценочные процедуры в соответствии с требованиями ФГОС через тьюторское сопровождение внутри сетевого взаимодействия (ШМО, ГППО (городские профессиональные педагогические объединения), сетевые сообщества города).
Внутренняя система оценки качества образования в МОУ «СОШ № 5» г. Саянска принимает и утверждает собственные подходы к оценочной деятельности, самостоятельно определяет комплекс форм и методов оценки, график оценочных процедур, а также систему методической работы педагогов по развитию компетенций объективной оценки результатов обучения.
Результаты, полученные в ходе реализации практики, подтверждают ее эффективность. Что же изменилось в ходе реализации проекта? Отмечаем повышение компетенций педагогов в области оценочных процедур, позитивные изменения образовательных результатов по отдельным предметам в динамике собственного развития.
Во-первых, методическая работа школы в рамках ВСОКО направлена на повышение качества предметной и методической, оценочной компетентности учителя.
По результатам исследований компетенций учителей (выявленным профессиональным дефицитам педагогов) каждый педагог спланировал работу по самообразованию для актуализации предметных компетенций через КПК, участие в работе профессиональных сообществ учителей-предметников.
В целях организации методического сопровождения в школе разработана «Дорожная карта по методическому сопровождению системы развития профессиональных компетенций учителя».
Так, в рамках реализации дорожной карты проведена серия семинаров, методическая учеба по вопросам повышения качества образования в ОО, обучено 40 педагогов школы. Это позволило педагогам осмыслить собственную деятельность с позиции повышения качества образования, используя при этом результаты независимой оценки качества образования по своему предмету.
В течение 3 лет учителя-предметники практически всех образовательных областей посетили авторские семинары специально организованной методической школы «ПРО-ДВИЖЕНИЕ» на базе ЦРО г. Саянска. Работа методической школы была направлена на совершенствование технологических и методических подходов к преподаванию учебного предмета, в том числе способствующих более эффективной подготовке к выполнению всех видов оценочных процедур и их объективности.
Во-вторых, в рамках методической школы «ПРО-ДВИЖЕНИЕ» учителями-предметниками проведена работа по содержательному анализу результатов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Это позволило выявить «западающие звенья» по предметам (разложить по сюжетным линиям конкретные разделы, темы, которые вызывают затруднения у школьников).
В-третьих, освоение компетенций аналитической деятельности на основе идей осуществления контрольно-оценочной деятельности в соответствии с ФГОС и профессиональным стандартом разработок института непрерывного образования МГПУ позволила учителю откорректировать рабочую программу по предмету, уделив особое внимание самостоятельной работе и формам контроля. При этом педагоги школы выступили тьюторами в городских профессиональных педагогических объединениях (ГППО), где представили результаты содержательного анализа освоения программ по отдельным учебным предметам: химия, математика, русский язык, история, ИВТ. Трансляция опыта работы педагогов СОШ № 5 по повышению качества образования по результатам внешних оценок дала толчок для создания муниципального банка рабочих программ и диагностических работ.
Логика предметных результатов соотносится с ведущими содержательными линиями и разделами изучаемых курсов. Это позволяет учителю соотносить итоговые результаты с внутренней логикой развертывания учебного процесса, реализуемого в рамках той или иной дидактической или методической схемы; целенаправленно проектировать на этой основе постепенное продвижение учащихся в освоении планируемых результатов, соотнося его как с этапами формирования учебных действий и опорного учебного материала, так и с требованиями системы внешних оценочных процедур.
Приведу пример управления разработанной в школе системой объективной оценки результатов внешних и внутренних диагностических и оценочных процедур, позволяющих вести мониторинг обучения учащихся по предмету.
Так, календарно-тематическое планирование рабочих программ и диагностические работы по предмету основываются на выделенных ФИПИ в качестве опорного учебного материала контролируемых элементах содержания (КЭС), так как именно они определяют содержание контрольных измерительных материалов внешней оценки образовательных результатов (ВПР, ГИА и др.).
Элементы содержания образования, выбранные в качестве контролируемых опорных знаний и умений, выделяются с учетом кодификатора ФИПИ. В системе ОКО кодификатор мы используем для составления планов контрольных работ, анализа проведенных работ, в том числе ВПР, анализа не освоенных учениками тем по предмету на всех уровнях обучения.
Освоение контролируемых элементов содержания демонстрирует качество достижения планируемых предметных результатов в освоении образовательной программы.
«Поверх барьеров» — так исследователи определяют образ жизни резильентных школ (от англ. resilient — «живучий, устойчивый»). Такие школы работают со сложными учениками – из неблагополучных семей, детьми мигрантов, школьниками с нарушениями развития – и при этом добиваются высоких результатов. Причем без дополнительных финансовых затрат, высокой административной поддержки или других выдающихся ресурсов. Отстроенная ими система успешно функционирует вопреки имеющимся трудностям. Не случайно в западной литературе такие школы называют «превосходящими ожидания» — «schools performing beyond expectations». В них низкий индекс социального благополучия учеников – много семей с невысоким уровнем образования и дохода. Но вопреки этому сложному контексту резильентные школы достигают заявленной цели – «повышение жизненных шансов учащихся». У учеников этих школ высокий средний балл ЕГЭ по русскому языку и математике и неплохие результаты в тестах международных образовательных мониторингов TIMSS и PISA.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается с учетом контролируемых элементов содержания, требований и проверяемых умений в соответствии с требованиями ФГОС.
На его основе учителем разрабатываются диагностические работы для внутренней оценки с целью установления соответствия качества образовательных результатов обучающихся требованиям ФГОС и обеспечения готовности к проведению внешних оценочных процедур (ВПР, ГИА и др.).
По результатам проведенной контрольной процедуры заполняется таблица, аналитическая справка, а затем делается качественный анализ контрольной работы, где наглядно видно, какие элементы содержания программы дети не освоили. Совместно с заместителем директора решается вопрос о плане работы по минимизации конкретных рисков низких предметных образовательных результатов – это и индивидуальные или групповые консультации для детей, работа с тьюторами в методической школе «ПРО-ДВИЖЕНИЕ» или методическая работа на заседаниях ГППО, сетевых сообществ города.
Единый подход в учреждении к оцениванию образовательных результатов в данной системе оценки качества образования позволяет избежать субъективной интерпретации уровней достижения образовательных результатов, необъективности в оценочной деятельности. И, что самое важное, реализуется уровневый и критериальный подход к системе оценки освоения образовательной программы согласно требованиям ФГОС, который обеспечивает интеграцию внешней и внутренней оценки по содержанию и процедуре.
Путем реализации практики удалось решить основные проблемы низких образовательных результатов школы:
▼ создать эффективную модель системы объективной оценки результатов обучения, совершенствования механизмов внутришкольной системы оценки качества образовательных результатов в МОУ «СОШ № 5», которая отвечает современным требованиям и позволяет своевременно корректировать образовательный процесс;
▼ обеспечить развитие предметной и методической компетентности педагогов, в том числе в области аналитической деятельности и объективности оценочных процедур, и таким образом повысить по отдельным предметам образовательные результаты;
▼ выстроить систему методической работы, позволяющую основной массе педагогов регулярно получать методическую поддержку и консультации от более опытных и квалифицированных коллег-тьюторов.
В перспективе планируем развитие тьюторского сопровождения по проблеме образовательной практики на уровне города, региона, в т. ч. через создание консультационного центра на базе ОУ.