• Пять вопросов муниципальному координатору проекта «500+»

    14 Июл 2021
     
    9:51
     

    Текст: Дарья Сергеевна Белобородова,
    ведущий специалист отдела образования,
    муниципальный координатор проекта
    МУ «Территориальный ресурсный центр г. Черемхово»

    1. Дарья Сергеевна, вы стали муниципальным координатором проекта «500+» в самом начале его реализации, в 2020 году, продолжаете эту работу и сегодня. Значит, Вас уже можно назвать опытным координатором. Как Вы считаете, в чём заключается основная роль муниципального координатора проекта «500+»?

    – На мой взгляд, основная задача координатора проекта в том, чтобы оказать школам – участникам проекта, и административному составу, кураторам своевременную консультационную и методическую поддержку, построить их работу в форме сотрудничества и коллегиального взаимодействия.

    2. Проблема повышения качества образования в школах сегодня стоит особенно остро. В первую очередь с ней сталкиваются школы с низкими образовательными результатами. Скажите, какой наиболее актуальный фактор риска, на Ваш взгляд, указывает на устойчивую связь с низкими образовательными результатами обучающихся в этих школах?

    – Думаю, это целая группа факторов: в первую очередь это низкий уровень учебной мотивации + высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности. Актуальным риском развития для многих школ является недостаточная предметная и методическая компетентность педагогических работников, а в результате получаем проблему низких образовательных результатов. Основными причинами со стороны учителя являются неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся, невладение современными методами обучения и их оптимальным сочетанием. Со стороны обучающихся выделяем низкий уровень знаний, несформированность учебной деятельности, приёмов самостоятельного приобретения знаний, в единичных случаях – задержки развития.

    3. Сегодня среди участников проекта пять образовательных организаций – школы вашего муниципалитета. С какими проблемами сегодня сталкивается коллектив образовательной организации, участвующий в проекте «500+», согласно вашим наблюдениям?

    – Я думаю, что эти проблемы касаются не только школ нашего муниципалитета. Это общие проблемы. В первую очередь у участников проекта на этапе вхождения в проект возникают проблемы целеполагания, а именно – формирования направлений своего развития, тех изменений, которые должна пройти школа, чтобы встать на эффективный путь своего развития. С чего начать? Каких целей хотим достигнуть? Где и в чём школе нужно измениться? Как сформулировать задачи, которые помогут в достижении этих целей? Также большой проблемой является низкая мотивация педагогов и даже администрации школы к участию в такой сложной, но очень необходимой работе. Учителя не верят в перспективы своего развития, в то, что всё действительно можно изменить. Это называется «страх перемен». А ещё сегодня большой проблемой для школьных коллективов является привлечение родителей обучающихся к решению насущных школьных проблем.

    4. Каковы, по Вашему мнению, 3 принципа успешности реализации этого проекта по формированию стратегии перехода школы в эффективный режим работы?

    – Я думаю, что основными принципами успешности участия школы в проекте являются принцип системности, т. е. системного подхода к анализу проблем формирования образовательного процесса и их решения; принцип объективности в оценке ситуации, сложившейся в школе, и применимо к результатам, которые школа получает по итогам реализации мероприятий, и конечно же принцип сотрудничества, сопричастности к общему делу со стороны членов школьных команд и вообще всех участников проекта. Без хорошо организованной и слаженной работы ничего не получится.

    5. Проект «500+» очень важен. Его развитие находится сегодня под пристальным вниманием со стороны структур различных уровней управления образованием: федерального, регионального, муниципального. К нему приковано внимание общественности, родителей, СМИ и др. Скажите, какие меры по устранению проблемы низкого качества образования Вы считаете наиболее эффективными?

    – Самая эффективная мера, на мой взгляд – это отказ от формального подхода к участию в проекте, к анализу факторов, сдерживающих потенциал развития каждой школы (да, у наших школ много общих проблем, но всё-таки путь развития у каждой индивидуален). Нельзя также забывать о мониторинге показателей эффективности управления на всех уровнях управления процессом образования.

    Мы в социальных сетях: