• В фокусе качество образования: региональная стратегия – повышение качества образования

    13 Июл 2021
     
    15:33
     

    Текст: Инна Сергеевна Пешня,
    руководитель центра развития инновационного опыта
    ГАУ ДПО ИРО

    1. Региональная стратегия – повышение качества образования

    В рамках реализации мероприятий национального проекта «Образование», предусматривающего работу по повышению качества образования, Иркутская область вошла в число участников федерального проекта «500+», который реализуется при сопровождении Министерства просвещения РФ, Рособрнадзора, Федерального института оценки качества образования. Реализация проекта направлена на решение вопросов повышения качества образования, обеспечивая при этом поддержку школ с низкими образовательными результатами, работающих в сложных социально-экономических условиях, а также адресную поддержку учеников с проблемами в обучении.

    Название проекта «500+» отражает задачу достижения функциональной грамотности в каждой школе, то есть достижение школой уровня подготовки учеников, соответствующего баллам выше 500 по шкале PISA.


    PISA – система мониторинга
    оценки качества образования в школе,
    проводимого Организацией Экономического
    Сотрудничества и Развития (OECD).
    Мониторинг оценки качества образования в школе PISA (Programme
    for International Student Assessment) организуется и
    проводится ОЭСР с 2000 года. Результаты
    публикуются раз в три года. Первый
    мониторинг качества образования в разных
    странах мира был проведен в 2000 году
    (PISA 2000), тогда участие в нем приняли 32
    государства, в 2003 году их было уже 43 (PISA
    2003), в 2006 (PISA 2006) – 57, в 2009 и 2012
    годах – уже 65 стран (PISA 2009 и PISA 2012),
    а в 2015 году – 72 (PISA 2015).
    Источник: https://www.education-medelle.com/


    Наша задача – гармонизировать два очень важных процесса: с одной стороны, достигнуть высоких результатов, а с другой – создать комфортные условия для наших обучающихся, у которых будут развиваться навыки людей XXI века.
    Сейчас в каждом субъекте Российской Федерации идет активный поиск эффективных механизмов управления качеством образования. Нам всем важно понять, что такое эффективная архитектура образовательной среды. Какой путь выбирает образовательная организация в рамках повышения качества образования и какие факторы в большей степени на него повлияли? Как управлять процессом достижения необходимых результатов?
    Необходимые векторы в решении поставленных проблемных вопросов определяют результаты оценочных процедур единой системы оценки качества образования (ЕСОКО). ЕСОКО развивается уже не первый год, объединяя исследования, направленные на оценку результатов обучения учеников, деятельности педагогов, руководителей образовательных организаций и оценку управленческих механизмов на региональном и муниципальном уровнях. Оценочная процедура изначально дана для определения необходимых изменений системы в направлении ее улучшения и совершенствования. Это возможно при организации методического сопровождения. Для организации адресной методической поддержки образовательных организаций, показывающих низкие результаты обучения, успешно реализуется федеральный проект «500+» при сопровождении федерального института оценки качества образования.

    Реализация федерального проекта «500+» проходит под лозунгом «Важен каждый ученик!». Перед нами стоит задача обеспечить равный доступ к качественному образованию для всех обучающихся независимо от местонахождения школы и состава семьи. Федеральный проект «500+» дает колоссальный эффект единения в решении общих проблем, объединяя усилия федерации, региона, муниципальных образований, кураторов, директоров ШНОР в поиске эффективных решений в деле повышения качества образования. Ключевой фигурой в проекте является куратор. Именно руководитель образовательной организации точно знает, что необходимо подопечной школе при методической поддержке и сопровождении
    региона и федерации.
    Методика имеет положительный эффект, если её правильно применять, и не только для ШНОР, но и для кураторов и их образовательных организаций. Многие наши кураторы отмечают, что они перестраивают и свою работу. Вместе с директорами школ с низкими результатами обучения они находят новые решения, актуальные и для них.


    СПРАВОЧНО

    В Иркутской области 126 школ с низкими результатами обучения из 35 муниципальных образований. На этапе апробации в реализации проекта приняло участие
    12 образовательных организаций, и в 2021 году на основном этапе была определена
    41 школа – участники проекта «500+». На региональном уровне к региональным мероприятиям по оказанию адресной методической поддержки подключены все 126 образовательных организаций.
    Утвержденная федеральная методика определения школ с низкими результатами обучения предполагает следующие позиции: учитываются результаты детей по двум предметам: русский язык и математика (ВПР 5-х и 6-х классов, ОГЭ и ЕГЭ).
    Отбираются школы, в которых не менее чем по двум оценочным процедурам в предыдущем учебном году были зафиксированы низкие результаты.
    Или школы, в которых хотя бы по одной оценочной процедуре в каждом из двух предыдущих учебных годов были зафиксированы низкие результаты.
    Под «низкими результатами обучения» понимаются результаты оценочной процедуры, когда не менее 30 % учеников получили отметку «2» или не преодолели пороговое значение.
    Федеральная методика также предполагает кластеризацию школ по 12 группам: по уровню неосвоения образовательной программы, типу населенного пункта и ресурсных дефицитов в школах; перечень факторов риска, которые могли повлиять на низкие результаты обучения в школе.
    Ключевую роль в организации методического сопровождения участников проекта «500+» играет куратор. В связи с этим был внесен региональный компонент отбора кураторов, который проходил многоэтапно. Муниципальные координаторы определили возможные кандидатуры из числа директоров, имеющих авторитет в профессиональной среде руководителей образовательных организаций. Был сформирован избыточный список кандидатур для прохождения федерального анкетирования кураторов. Совокупность результатов федерального анкетирования и анализ подготовленных резюме кураторов, предполагающих такие позиции, как наличие мотивации к сотрудничеству со школой, близкое географическое расположение школ, эффективный опыт разработки и реализации управленческих проектов, программ развития, определил финальный список кураторов. Все представленные кандидатуры были достойными, но решающую роль сыграли два фактора: мотивация к сотрудничеству и близкое территориальное расположение к подопечным школам.
    Федеральная методика позволяет выстроить систему работы региона и муниципальных образований по сопровождению школ с низкими результатами обучения на текущий год реализации проекта, а также решать перспективные задачи. Проект «500+» определяет необходимые векторы развития системы образования.


    2. Региональный тьюторский центр 5.38


    Для сопровождения участников проекта «500+» в Иркутской области создан «Региональный тьюторский центр 5.38». Название не случайное: с одной стороны, оно символизирует шкалу международного исследования, результат наших учеников в нем и код нашего региона – 38. Основная направленность деятельности тьюторского центра заключается в оказании адресной методической поддержки школам. Решить эту задачу позволяет наличие индивидуального маршрута для каждого участника проекта, наличие виртуального регионального методического абонемента для каждой школы, который в том числе формируется на основе сбора образовательных потребностей школ с низкими результатами обучения и чек-листов, оценивающих эффективность движения школы к необходимым результатам. Региональный методический абонемент состоит из вариативной части (ее определяет сама школа из предложенных методических ресурсов, имеющихся на уровне региона и на уровне муниципального образования) и инварианта (закрепленных региональных методических мероприятий, необходимых для школы в соответствии с ее рисковым профилем).

    Ресурсное региональное методическое поле для развития школ многообразно. Для получения необходимого результата – сформированности необходимых компетенций определена необходимая среда развития, которая состоит из слагаемых компетенции: знания, умения, опыт и мотивация. Все мероприятия, их содержание и формат определены под эти составляющие.

    ЗНАНИЯ: online и offline консультационные пункты по разъяснению федеральной методики.

    УМЕНИЯ: исследовательские лаборатории по проблемам ШНОР, в том числе и с их участием (разработка и апробация инструментария, методические разработки, исследования, службы медиаций); обучение по программам ДПО ГАУ ДПО ИРО ИО и в Академии Минпросвещения РФ; обучающие вебинары и семинары.

    ОПЫТ: участие в вариативных профессиональных пробах по изучению опыта резильентных школ (школы с ИНК-классами, сотрудничество с Иркутской нефтяной компанией; школа – вуз (сетевое взаимодействие школы и вузов); агробизнес-образование в школе и многое другое); стажировочные сессии с привлечением региональных инновационных площадок.

    МОТИВАЦИЯ: региональный конкурс на получение грантовой поддержки ШНОР по итогам работы в проекте с привлечением бизнес-сообщества; информационная поддержка проекта на сайтах образовательных организаций; региональная акция «Благодарю тебя, Учитель!» для обучающихся и учителей школ Иркутской области

    3. Иммерсивность – новый взгляд на дизайн методической работы

    В отечественной педагогике понятие иммерсивности связывается с методом погружения, понимаемым как разновидность активных дидактических методов, основанных, в отличие от традиционных методов убеждения, на релаксации, внушении и игре.
    Преимущества иммерсивного обучения перед его традиционными формами прежде всего заключаются в создании реалистичной среды, которая максимально приближена к настоящей жизни. Такой подход в обучении дает возможность отрабатывать необходимые практические навыки конкретно и точечно.
    Стираются грани между теорией и практикой, как итог – нужные навыки усваиваются быстрее и лучше.


    Иммерсивные мастерские позволят достигать трех типов образовательных результатов в комплексе:
    Знаниевые – получение новой информации.
    Деятельностные – получение нового практического опыта.
    Антропологические – это результаты, которые меняют поведение или мышление человека.



    В иммерсивных форматах участники мероприятий учатся на личном опыте, проживают и погружаются в необходимую спроектированную ситуацию, анализируют сильные и слабые стороны изучаемого объекта и проектируют необходимые решения.
    В рамках оказания методической поддержки школам – участникам федерального проекта «500+» новый формат методических мероприятий был апробирован ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области» совместно с ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования».
    Иммерсивная мастерская позволила участникам мероприятия погрузиться в смоделированную среду деятельности городских методических объединений по русскому языку и математике для совершенствования практических навыков использования эффективных механизмов методической работы с целью повышения качества образования для обсуждения вопросов взаимосвязи оценочных процедур и методической работы в организации деятельности по повышению качества образования, подбора эффективных инструментов организации методической работы по повышению качества образования на уровне муниципального образования и образовательной организации.


    Иммерсивность – это новый подход в педагогике, элементами которого являются практическая направленность обучения, использование реальных инструментов, обучение на реальных задачах.
    Понятие иммерсивности происходит от англ. immersion, означающего «глубокое погружение». В «Современном толковом
    словаре живого русского языка начала XXI века» [1] иммерсивность трактуется как комплекс ощущений человека, находящегося
    в искусственно созданном трехмерном мире, в котором он может менять точку обзора, приближать и удалять объекты и
    т. п. Иммерсивность в ряде исследований понимается как создание эффекта присутствия за счет комплекса ощущений
    человека, находящегося в искусственно
    созданной среде.

    Толковый словарь русского языка начала XXI века.
    Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. Москва: Эксмо, 2006. 1136 с.


    На иммерсивной мастерской практические кейсы по развитию методических компетенций представляли спикеры мероприятия Лаптева О. Т., учитель математики МОУ СОШ № 4 г. Саянска, руководитель городского методического объединения учителей математики, Бондарь Е. В., учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия им. Надькина» г. Саянска, руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы, представители муниципальной методической службы г. Саянска Иркутской области.
    Фокус-группы назвали активными участниками мастерской представителей школьных методических объединений и городских методических объединений, тьюторов Ленинградской и Иркутской областей.
    Такой формат встреч открывает новые горизонты развития профессиональной компетентности педагогических работников и профессионального сотрудничества.

    Мы в социальных сетях: