• Проект «500+»: разработка кейс-ситуаций для устранения «рисковых направлений» и реализации программы развития школа

    14 Июл 2021
     
    14:29
     

    Текст: Оксана Александровна Ефимова,
    директор МБОУ «СОШ № 18» МО
    г. Братска

    Привлечение кураторов – отличительная особенность данного проекта. В общении со школой основная функция куратора – консультационная. Куратор – это проводник новых идей для дальнейшего развития школы, который помогает осознать имеющиеся проблемы, проанализировать «рисковые направления», оказавшие влияние на снижение результатов обучения.
    Какими профессиональными качествами должен обладать куратор?1
    Важно, чтобы он обладал способностью и желанием делиться своим опытом в решении схожих проблем, размышлять вместе с директором и коллективом школы, включенной в программу, над лучшим разрешением выявленных в ходе диагностики затруднений.
    Куратор – это помощник школы в разработке «дорожной карты» мер по преодолению имеющихся рисков. Куратор также принимает участие в оценке результативности реализуемых мер. В своей работе он опирается на имеющиеся у него опыт и знания, а также на консультационную поддержку, оказываемую на федеральном и региональном уровне.

    Мероприятия, осуществляемые куратором

    Какие мероприятия проводит куратор в рамках своей работы со школой? Это посещение школы, беседы с руководством и педагогическим коллективом, обучающимися и их родителями, консультирование, оценка качества и результативности принимаемых мер на основании экспертизы документов и рабочих материалов проекта, размещаемых школой в МЭДК, а также оценка качества и результативности принимаемых мер / мероприятий, направленных на устранение рисков, и др.

    «Портрет школы»: МБОУ «СОШ № 6 МО г. Братска»

    В моей практике есть опыт устранения рисков снижения образовательных результатов через использование «кейсов». Для достижения этой цели была проведена аналитическая работа по созданию «портрета» школы, определению образовательных условий и возможных перспектив развития. «Портрет школы»: МБОУ «СОШ № 6 МО г. Братска» – участник проекта «500+» с 2020 года, находится в жилом районе Порожский. Удалённость от центра города, отсутствие сети социального партнёрства, особый социальный уровень жителей района, отсутствие у школы финансовых возможностей для реализации дополнительного образования детей, низкая пропускная способность Интернета и многие другие проблемы являются типичными для сельских или отдалённых школ. Такая школа не всегда может самостоятельно их решить. Поэтому работа в данном проекте как раз направлена на то, чтобы за период от полугода до 2–3 лет образовательное учреждение могло осуществить все необходимые преобразования и перейти в качественно новый режим функционирования.
    Для устранения одного из рисков – «Высокий уровень школьной неуспешности» – коллективу школы был предложен кейс «Разработка и реализация проекта “Школа социального успеха”». Для реализации этого проекта педагогам было предложено разработать форму мероприятия, способствующего формированию нового, социально гибкого и открытого уклада школьной жизни, учитывающего и специфику территории, и образовательные потребности, и интересы обучающихся, определяющие в качестве веду-щих их социально и личностно значимую творческую деятельность, интегрированную с учебной и внеурочной деятельностью. Так появилось «Онлайн-путешествие».


    По данным Организации экономического
    сотрудничества и развития, жизненный успех
    учащегося определяют не только
    академические знания, но и уровень его
    эмоционального и коммуникативного
    развития. То есть именно то, что относится
    к soft skills, гибким навыкам.
    В число гибких навыков входят
    коммуникабельность, эмоциональный
    интеллект, мышление «результатами»
    и «процессами», работа с технологиями,
    организаторские способности,
    интеллектуальное любопытство, лидерство
    и многие другие. Развивать их можно «без
    отрыва от производства» – непосредственно
    во время урока.
    https://pedsovet.org/


    Проект «Онлайн-путешествие»

    Для реализации этого мероприятия были при-влечены обучающиеся 5–9 классов МБОУ «СОШ № 6» (ШНОР), которые стали активными участниками всероссийского проекта, проводимого «Рыбаков Фондом» («Школа – центр социума») в рамках развития социального партнёрства. Ребята вошли в состав команд онлайн-путешественников. Учащиеся и педагоги МБОУ «СОШ № 18 МО г. Братска»2 стали кураторами этих команд. В процессе подготовки к разработке проекта «Школа социального успеха» была проведена диагностика для определения гибких навыков, необходимых для развития учащихся, а также для оказания тьюторской помощи в ликвидации выявленных дефицитов знаний по итогам проведённых ВПР. Также был проведён интенсив «Я учитель – 2020» по определению профессиональных дефицитов педагогов.
    Участие в онлайн-путешествии, посвящённом юбилею города Братска, стало для учащихся ШНОР первым опытом социального развития, способствующего росту интереса к получению новых знаний, а также учебной мотивации и школьной успешности. Путешествие проводилось в несколько этапов. Обучающиеся придумывали название и логотип команды, смотрели исторический фильм о Братске и отвечали на вопросы по его содержанию. (https://vk.com/online_travel_bratsk). Затем команды совершали открытия по Google Картам, находя на них достопримечательности города, участвовали в интеллектуальных и спортивных состязаниях, искали «удивительное» рядом и монтировали ролики, используя дополнительные знания из области музыки и литературы, отгадывали загадки Братского моря и др.


    Буктрейлер – самобытный
    жанр, объединяющий литературу,
    визуальное искусство и интернет-технологии. Это
    ролик-миниатюра, составленный
    по мотивам прочитанной и полюбившейся книги. Он может
    приоткрыть сюжет, познакомить с героями произведения, передать настроение и неповторимый авторский стиль.

    При создании буктрейлера можно использовать
    видео, иллюстрации, фотографии,
    обложки книг.


    Эта форма развития познавательных и учебных навыков понравилась учащимся, поэтому вскоре было проведено еще одно онлайн-путешествие, посвященное Дню науки (https://vk.com/ online_travel_gz), направленное на развитие математической, естественно-научной и читательской грамотности. В ходе него ребята, например, выполняли задания международного исследования PISA; создавали буктрейлеры по любимой книге в жанре фэнтези, создавали и разгадывали математические головоломки, проводили научные опыты по физике, биологии и химии, выполняли задания в квест-игре по финансовой грамотности и др.
    Таким образом, через форму интеллектуальных квест-игр, проводимых в онлайн-формате, близком восприятию современных школьников, мы достигли главной цели: через развитие гибких навыков и применение активных форм работы по повышению учебной мотивации и школьного благополучия учащихся создали образовательную среду, способствующую повышению качества образования.
    Такая форма работы, которая была продемонстрирована и предложена к использованию в педагогической практике, может применяться, когда педагоги школ с низкими результатами сталкиваются со следующими проблемами:
    ❶ обучающийся утратил интерес к учебной, образовательной деятельности и не мотивирован на учёбу;
    ❷ требуются особые педагогические методы для развития особых возможностей и потребностей обучающихся (например, одарённость и разнообразные задатки и способности, особые возможности здоровья, наличие образовательных дефицитов в той или иной области знаний и т. д.);
    ❸ ребёнок имеет сложности с социализацией;
    ❹ требуются новые решения, в том числе для использования потенциала внеурочной деятельности, образовательного потенциала социума, района;
    ❺ требуется вовлечение родителей в решение образовательных задач, что обеспечивает их активное участие в образовательном процессе;
    ❻ необходима направленная работа в целях профессионально-личностного развития педагогов, в том числе из школ с низкими образовательными результатами, с целью повышения качества образования и др.


    1 В качестве кураторов привлекаются
    директора школ, имеющие позитивный
    опыт в организации работы.
    2 МБОУ «СОШ № 18 МО г. Братска» является школой-куратором МБОУ «СОШ № 6 МО г. Братска».

    Мы в социальных сетях: