Текст: Светлана Витальевна Владимирова,
старший воспитатель, учитель-логопед МКДОУ ШР «Детский сад № 2 «Колосок»»
Ирина Геннадьевна Казарина,
учитель-логопед МКДОУ ШР «Детский сад № 2 «Колосок»»
Светлана Владимировна Свердлова,
учитель-логопед МКДОУ ШР «Детский сад № 2 «Колосок»»
Наталья Викторовна Сачкова,
педагог-психолог МКДОУ ШР «Детский сад № 2 «Колосок»»
Дошкольное детство является самым значимым, самоценным этапом в жизни каждого ребёнка. Именно в дошкольном возрасте на основе естественного развития и социализации малыша закладываются основы здоровья, его физического и психического развития, знаний, личностных качеств, мировосприятия, различных элементов культуры – нравственной, эстетической и др.
Данный период развития ребёнка предоставляет наиболее благоприятные возможности для воспитательной деятельности, направленной на активное, целенаправленное формирование,
коррекцию в нужном направлении его психофизического развития, социокультурных способностей и поведения.
Этим объясняется огромный интерес представителей самых различных областей науки – педагогики, психологии, педиатрии, социологии, культурологии, этики, эстетики, экологии – к проблемам развития, социализации и воспитания детей дошкольного возраста.
Коллектив нашего детского сада и родителей объединяет идея поддержки, воспитания и развития каждого ребёнка, реализации его потенциала на основе интересов, склонностей и способностей. Приоритетное значение в этом приобретают личностные интересы дошкольника и его собственный опыт. Только на их основе может осуществляться полноценное развитие личности, раскрываться особенные, уникальные способности. Ребёнок дошкольного возраста должен иметь возможность выбирать задания, занимать активную позицию, быть соавтором построения траектории своего развития.
Если рассматривать воспитание как деятельность, которую педагог должен выстраивать с учётом своеобразия индивидуальных особенностей детей и складывающихся условий взаимодействия, то за его основу можно принимать общепсихологическую теорию деятельности, в которой утверждаются следующие постулаты:
■ человек (ребёнок) является разумным существом, способным действовать целенаправленно;
■ человек (ребёнок) является преобразователем себя и окружающего
мира;
■ человек (ребёнок) является развивающейся системой с присущей ей
природной активностью и энергетическими ресурсами.
Деятельностный подход к воспитанию человека достаточно полно разработан в философии и в психолого-педагогических исследованиях (Г. М. Андреева, Л. C. Выготский, С. И. Додонов, А. И. Донцов, А. Н. Леонтьев, A. B. Петровский, C. Г. Рубинштейн, Т. М. Ярошевский и др.)
Таким образом, личность ребёнка является не просто субъектом, но субъектом приоритетным: она является целью образовательной системы, а не средством. Малыш будет активно мыслить, высказываться, доказывать и отстаивать своё мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнёр, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ – это ступенька к новому знанию.
Необходимо осознавать, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутренние условия», без учёта которых невозможен по-настоящему действенный образовательный процесс.
Обеспечить деятельностный подход к воспитанию и субъектную позицию дошкольника в образовательном процессе нам позволяет индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) как один из инструментов развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Основные характеристики личности ребёнка (способности, воля, темперамент, характер, эмоции, мотивация) учитываются нами в ИОМ, который условно состоит из трёх частей.
В первой части отражены формальные сведения о ребёнке, а также особенности его физического развития и здоровья. Эти характеристики, на которые мы не можем повлиять, необходимо учитывать при работе с ребёнком. Во второй части – интеллектуальные, психофизические ресурсы развития, необходимые для усвоения содержания образовательных областей, на которые мы будем опираться при построении траектории развития ребёнка. В третьей части представлены интересы, склонности и способности, а также дефициты в развитии. Создавая условия для развития способностей ребёнка на основе его интересов и склонностей, мы, опираясь на сильные стороны его личности, корректируем дефициты в развитии, не забывая фиксировать и анализировать динамику. Результаты анализа становятся основой для дальнейшего планирования всей образовательной деятельности, в том числе коррекционно-развивающей работы, организуется развивающая предметно-пространственная среда, осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников.
Наблюдая за ребёнком через динамику его проявленных показателей в ИОМ, воспитатели, учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог детского сада создают условия для развития его личности, основывающиеся на деятельностном подходе. При этом каждый специалист определяет свои первостепенные задачи при работе с ребёнком и вносит их в ИОМ. Вне всякого сомнения, содержание ИОМ планируется в соответствии с основной образовательной программой ДОУ в группах общеразвивающей направленности и адаптированной основной образовательной программы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи с учётом реализации принципа индивидуализации.
Воспитание и развитие дошкольника невозможно без участия родителей воспитанников. Полученные данные в ИОМ педагоги уточняют в беседах с родителями, в анкетировании, через заполнение опросных листов и при составлении социального паспорта семьи. Вся информация в ИОМ согласовывается с семьями, вносятся коррективы с учётом их пожеланий и рекомендаций. В ИОМ фиксируются рекомендации специалистов ДОУ, выполнение которых доступно для родителей.
Используя полученные рекомендации, родители учатся прислушиваться к своим детям, задавать им правильные вопросы, учитывать интересы и желания своего ребёнка. На сайте учреждения размещены сборники игр, которые родители используют в домашних условиях. На собраниях, консультациях, в рамках родительского университета проводится информирование законных представителей о том, как развивать индивидуальность, инициативность, самостоятельность и другие личностные качества ребёнка дома. Для
повышения заинтересованности семей нами используются разнообразные формы организации мероприятий: тренинги, мастер-классы, деловые игры, акции, практикумы, круглые столы. Акцент
делается на индивидуальных формах работы.
В начале учебного года семьям предлагается карта мероприятий, проводимых в детском саду. Стало доброй традицией проведение таких мероприятий, как персональные выставки, литературные и художественные конкурсы, «Минута славы», где ребёнок совместно с семьёй может проявить свои способности, творческий потенциал.
Изменились подходы и к коррекционно-развивающей, воспитательной работе учителя-логопеда, в которой важное значение отводится личностным интересам ребёнка. Чтобы логопедическое занятие превратилось в увлекательное действо, педагог наполняет его занимательным смыслом, от которого у дошкольника появляется
желание научиться правильно говорить. Для этого дидактический материал занятия вписывается в выбранную или предложенную сюжетно-игровую основу с определённой игровой мотивацией.
Так, если ребёнок увлекается морской тематикой, то сюжет занятия может быть выстроен в логике морского путешествия с остановками на различных островах. Учителями-логопедами подобрано множество вариантов сюжетно-игровой основы, использование которых представляют различные дидактические возможности, а именно: сюжеты по лексическим темам, временам года, календарю; сюжеты на пословицы и поговорки; путешествия, праздники; многофункциональные учебно-игровые карты; литературные персонажи; игрушки аналоги; сказочные сюжеты. В процессе работы с детьми сюжетно-игровая основа видоизменяется, дополняется, детьми и родителями предлагаются новые варианты с учётом индивидуальных интересов детей.
Таким образом, ребёнок является не прямым преемником образцов, по которым нужно целостно что-то воспроизводить, а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать, освобождаясь от подражания. Тем самым в работе учителя-логопеда сохраняется деятельностный подход к коррекции, воспитанию, поскольку такое построение занятий способствует становлению и проявлению индивидуального стиля деятельности ребёнка, которому необходима достаточная свобода. Также сюжетно-игровая основа занятия позволяет широко организовывать зону неопределённости, в которой он бы имел возможность следовать своим мотивам, потребностям, целям в соответствии с самостоятельно выбранными средствами и способами действия.
Данная основа помогает логопеду творчески выстроить все занятия по одной сюжетной линии. Метод реагирования в сюжетно-игровых ситуациях стимулирует и поддерживает инициативу, активность, самостоятельность детей.
Кроме того, в занятия включаются задания с учётом склонностей ребёнка к тому или иному виду деятельности. Например, склонному к изобразительной деятельности дошкольнику можно предлагать задания «Нарисуй, раскрась, обведи по точкам» с дополнительным речевым материалом; ребёнка с математическими способностями можно просить пересчитывать картинки, звуки, фразы и т. д.; для детей, которым нравятся, например, животные или цветы, подбирается соответствующая лексика и иллюстративный материал.
В процессе занятия педагог обращается к личностному опыту ребёнка, что обеспечивает переход из позиции объекта в позицию субъекта, его инициатива поощряется, поддерживаются ответы на занятии. В результате дошкольник приобретает уверенность в своих силах, у него появляется стойкое желание включаться в процесс логопедического занятия, повышается самооценка. Он желает демонстрировать свои успехи детям и взрослым.
В заключение необходимо ещё раз подчеркнуть важность реализации деятельностного подхода к воспитанию и развитию личности ребёнка дошкольного возраста. Такой подход, в том числе при использовании ИОМ, позволяет лучше понять ребёнка, ориентировать его на успех и в конечном итоге развивать его личность.
Список литературы
- Байбородова Л. В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2011. 281 с.
- Жидкова Л. И. Индивидуализация обучения как эффективный фактор в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста. Молодой ученый. 2016. № 12-6 (116). С. 37–40.