Текст: Наталья Гомбоевна Замбулаева,
канд. пед. наук, заведующий кафедрой этнорегионального образования ГАУ ДПО ИРО
Валентина Борисовна Хартанова,
учитель бурятского языка и литературы МБОУ «Бильчирская СОШ» Осинского муниципального района
Можно выделить следующие особенности, при которых формирование этнокультурных ценностей у учащихся будет наиболее эффективным:
■ развитие в ребёнке гордости за ту этническую культуру, которую он унаследовал (традиции, язык, фольклор и др.);
■ включение этнокультурного материала во все аспекты обучения и воспитания;
■ развитие принятия и уважения этнических форм и отличий;
■ проведение идеи равенства всех этнических групп, не выделяя ни один из этносов;
■ обеспечение открытого взаимодействия или диалога с окружающим миром в системе различных влияний;
■ отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе все качества вида «человек разумный» [1].
Этнокультурное воспитание, по мнению Л. М. Захаровой – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательную деятельность по формированию знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта на- родного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей [9].
Формирование образовательной языковой среды через интеграцию урочной и внеурочной деятельности в школе с этнокультурным компонентом образования
Внеурочная деятельность, согласно определению, данному Д. В. Григорьевым, П. В. Степановым – это образовательная деятельность,
осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Согласно нормативным документам, внеурочная деятельность реализуется по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному. МБОУ «Бильчирская СОШ» входит в число образовательных организаций, реализующи направления регионального тематического инновационного комплекса Института развития образования Иркутской области, а именно этнокультурное направление, по теме «Формирование образовательной языковой среды через интеграцию урочной и внеурочной деятельности в школе с этнокультурным компонентом образования».
Внеурочная деятельность реализуется по всем направлениям развития личности обучающихся. Основная цель воспитательной
системы школы – ориентация развивающегося ребенка на общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого обучающегося с учётом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества. Работа по этнокультурному воспитанию в школе направлена на создание условий для становления и раскрытия личности ребёнка, любящего свой народ, свой край, свою Родину.
Сегодня общеизвестно, что этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации защищено государством. В Российской Федерации используется 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используется 105 языков, из них 24 – в качестве языка обучения, 81 – в качестве учебного предмета. Задачами «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» являются сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества.
С поступлением ребёнка в школу в условиях МБОУ «Бильчирская СОШ» начинается процесс этнокультурного сопровождения ребёнка. Начальная школа является фундаментом дальнейшего образования, развития ребёнка, поэтому беседы и классные часы, проводимые учителями с младшими школьниками, затрагивают небольшой житейский опыт детей и призваны заложить основы патриотизма.
Например, беседы по темам «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?» помогают младшим школьникам понять такие ценности, как Родина, малая родина (тоонто нютаг), принадлежность к своему роду, племени (уг гарбалаа мэдэхэ, ямар яhанайб). Виртуальные экскурсии и путешествия разной тематики также дают большие возможности для осознания ребёнком чувства гордости за свою землю, за свой народ: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т. д.
Внеурочная деятельность
В условиях нашей школы эффективно проведение внеурочных мероприятий в разновозрастных группах и объединениях, так как небольшой контингент классов не позволяет создавать новые ситуации общения. Здесь самой полезной является, конечно же, форма коллективно-творческих дел (театральные постановки, художественные выставки) со следующей тематикой: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Моё Отечество», «Детский рисунок против войны» и др.
Мы понимаем, что наиболее востребованным, а значит, наиболее эффективным методом изучения родного языка является погружение
в языковую среду через творческое начало личности, творческую самореализацию детей.
Возможность организации такого погружения предоставляет работа дополнительного образования, внеурочная и внеклассная деятельность, в том числе музейная и театральная педагогика. Для работы в этом направлении в школе было организовано тесное взаимодействие с сотрудниками Дома культуры им. А. А. Арзаева, приглашены специалисты для работы с фольклорным и театральным, танцевальным и вокальным коллективами. Так, под руководством почётного работника общего образования РФ А. Э. Базаровой развивается детский фольклорный коллектив «Гал гуламта», основными целями которого являются популяризация традиционных бурятских обрядов, сбор, сохранение и пропаганда музыкального, вокального и хореографического наследия бурятской народной культуры и её распространение.
Внеурочная деятельность с этнокультурной составляющей реализуется и через занятия танцевального коллектива «Сэсэг» (руководитель – заслуженный деятель культуры Агинского округа Б. Р. Балданшиев). Поэтому необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Приобщение детей к традициям способствует узнаванию и укреплению самосознания, которое важно для сохранения самобытности общества, сохранения истории и определения будущего нашего народа.
Через народные традиции ребёнок может развиваться, проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх. Участвуя в различных конкурсах, он проявляет себя и развивается. Если продолжать знакомить ребёнка в школе с народным творчеством, он будет развиваться как личность.
Важно, чтобы ребёнок проникся уважением к родному языку, родной культуре, знал песни, сказки, танцы, игры своего народа. Всё это способствует воспитанию любви к родной земле, родителям, близким, помогает в изучении и сохранении семейных традиций, приобщает к историческому прошлому народа, развивает творческие способности детей.
Деятельность фольклорного коллектива «Найдал»
Одним из важнейших направлений этнокультурной составляющей в нашей школе является деятельность фольклорного коллектива
«Найдал», целью которого является сохранение традиционных обрядов, музыкального и хореографического наследия бурятской на- родной культуры.
Занятия в фольклорном коллективе дают их участникам возможность разносторонне познавать действительность, историю, национальные особенности труда и быта народа, его нравы и обычаи, черты национального характера. Дети хорошо знают особенности
национальной кухни, одежды, устройство национального жилища, традиционные занятия.
Детский фольклорный коллектив взаимодействует со взрослым коллективом «Эрмэлзэл», в выступлениях которого активно принимает участие.
В репертуаре коллектива постановки обрядов «Сцена охоты», «Зѳѳхэй наадан», «Свадебный обряд», «Сагаалган», сказки, песни, танцы, благопожелания.
Коллектив неоднократно являлся участником поселковых и районных праздников «Сур-Харбаан», районного и окружного фестиваля «Язык – душа народа», областного фестиваля детских фольклорных коллективов в рамках месячника бурятского языка, областного конкурса «Алтан туяа», постоянный участник и организатор школьных и поселковых мероприятий, посвящённых Сагаалгану. Участники коллектива «Найдал» становились победителями и призёрами окружных, региональных и международных конкурсов, таких как «Алтаргана», «Великий чайный путь», проходивших в Монголии и Китае.
Детский театр «Традиция»
С большим удовольствием дети участвуют и в постановках театрального коллектива «Традиция», также возглавляемого А. Э. Базаровой. Театр работает в ключе исторического наследия страны (постановка отрывка спектакля «А зори здесь тихие» ко Дню Победы), культурного наследия народов, населяющих наш район и Иркутскую область. В октябре 2018 года на фестивале «Язык – душа народа» была представлена постановка «У старости – мудрость» на основе бурятской легенды «Золотая чаша» из собрания А. И. Шадаева. Театр является победителем областного конкурса «Дорогою добра», дипломантом окружного фестиваля «Язык – душа народа».
Участие в работе театра даёт богатый спектр возможностей развития творческих способностей ребёнка: это развитие активного внимания, наблюдательности, образности мышления и, что особенно важно, формирует чувство личностного присутствия в культуре, помогает осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека в отдельности, помогает усвоить нравственные истины и духовные ценности своего народа.
Учащиеся, которые входят в состав школьного театра, фольклорного коллектива, очень уверенно держатся на сцене, умеют свободно и красиво говорить, декламировать. Часто они являются победителями конкурсов чтецов разного уровня. Участие в подобных конкурсах не только воспитывает литературный и художественный вкус, но и через творческую самореализацию приводит к внутренним преобразованиям детей: повышает интерес к истории страны, культуре народов, позволяет принимать значительность каждой культуры, формирует активную жизненную гражданскую позицию.
Обобщив опыт работы МБОУ «Бильчирская СОШ», мы можем сделать вывод о том, что этнокультурное воспитание обучающихся направлено на создание условий для творческой самореализации личности в условиях сельской школы. Школьники изучают родной бурятский язык посредством погружения в языковую среду, которую создают взрослые, родители и педагоги.
Список литературы
- Афанасьева А. Б. Актуализация этнокультурного образования в поликультурной среде современной школы [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. URL https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-etnokulturnogo-obrazovaniyavpolikulturnoy-srede-sovremennoy-shkoly (дата обращения: 15.03.2021).
- Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии. 2009. № 3. С. 189–195.
- Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2013. 177 с.
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (garant.ru) (дата обращения: 10.03.21).
- Григорьева М. И., Журавлева Н. Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 2 (6). С. 28–33.
- Захарова Л. М. Этнопедагогическая направленность воспитания детей в отечественной педагогике // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. 2010. № 3 (67). Т. 1. С. 47–54.