Текст: Маргарита Викторовна Иванова,
директор, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 24» г. Братска
Наталья Владимировна Прохорова,
заместитель директора по УВР, учитель географии, МБОУ «СОШ
№ 24» г. Братска
Собраться вместе – это начало,
оставаться вместе – прогресс,
работать вместе – успех.
Генри Форд
Каждая образовательная организация выстраивает свою систему воспитательной работы. В МБОУ «СОШ № 24» города Братска существует сложившаяся система работы по направлению патриотического воспитания. Национальные проекты «Образование» и ФГОС охватывают всех участников образовательных отношений, но особенно ценно для нас то, что эти проекты нашли отражение в программе развития школы, поскольку поддержка, развитие способностей и талантов у детей и молодёжи, самоопределение и профессиональная ориентация, создание условий для развития наставничества, общественных инициатив и проектов – неотъемлемая её часть.
Патриотическое воспитание – это работа с подрастающим поколением, целью которой является формирование патриотических чувств, высоких идеалов служения своему народу. На наш взгляд, кадетство не только отражает социальный заказ современного общества, но и формирует определённую жизненную позицию подрастающего поколения, взгляд, направленный в будущее страны.
Основные цели кадетского движения – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к службе на гражданском и военном поприще. Создание кадетских классов вызвано нашей убеждённостью в необходимости формирования у подростков чувства ответственности за судьбу России, своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и традициях наших предков.
Безусловно, направлений кадетских классов множество, каждое имеет свою нормативную, методическую, материально-техническую базу. Но самостоятельно педагогам школы очень сложно справиться с разнообразием задач и подходов в воспитании и обучении кадет.
Поиск эффективных средств повышения качества кадетского образования
Наши задачи – повышение качества работы школы с кадетскими классами по патриотическому воспитанию обучающихся, повышение компетентности педагогических работников в области патриотического воспитания, вовлечение обучающихся в патриотическую деятельность наиболее эффективно путём взаимодействия с социальными партнёрами. Поиск эффективных средств повышения качества кадетского образования привёл к пониманию важности социального партнёрства. Обеспечение связи школы и других структур приводит к ощутимым положительным результатам. Обобщение и обмен опытом разных образовательных организаций обеспечивают возможность апробации и внедрения различных форм и методов для обучения и воспитания кадет разных направлений. Любое партнёрство подразумевает взаимодействие различных сторон с целью достижения одной цели.
Самое успешное партнёрство – это то, которое ориентировано на конкретные задачи, где каждый партнёр активно вовлечён в достижение ощутимых и практических результатов. Обучение специальным дисциплинам и навыкам от социальных партнёров
В деле обучения и воспитания кадет необходимы взаимные усилия не только педагогов, родителей, но и множества социальных партнёров.
Поэтому нами была разработана модель взаимодействия с ними: «Илим-Спас», 10 пожарно-спасательный отряд ФПС ГУ МЧС России по Иркутской области, ГИМС, Северо-Западный поисково-спасательный отряд, ДОСААФ, Школа безопасности. Если процесс теоретического обучения кадет основным учебным дисциплинам подвластен нашим педагогам, то обучение специальным дисциплинам и навыкам требует другого уровня подготовки.
Модель взаимодействия была разработана нами с учётом того, каким образом партнёры взаимодействуют с кадетами. Представители этих организаций обучают кадет профессиональным навыкам пожарно-спасательного профиля, туризма, оказания первой медицинской помощи, умению вести себя в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Все занятия практико-ориентированные, поскольку именно системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Подготовкой детей по пожарно-прикладному спорту занимаются профессиональные тренеры МЧС в рамках социального партнёрства. Именно благодаря такому обучению наши кадеты – победители региональных и всероссийских соревнований, таких как «Кубок Сибири» и многих других.
Особенно ценным становится обучение ребят в летний период на базе МЧС на озере Байкал. Наши партнёры создают специальные экстремальные условия, в которых обучают кадет. Полученные знания они проявляли в рамках многих соревнований и конкурсов: проект «Поезд безопасности» (г. Ангарск) , кадетские слёты классов МЧС, городские слёты-соревнования «Школы безопасности», областная военно-спортивная игра «Орлёнок», профильные смены и многое другое.
Способствовать развитию кадетского движения помогает совместная деятельность с общественными организациями: ВДПО, БФ «Единство», ветеранскими центрами, комитетом отцов и матерей г. Братска и Братского района, детских садов № 64, 70, МУ МВД России «Братское».
Все социальные партнёры, обучая прикладным и теоретическим специальным навыкам, не забывают о повышении социальной активности, гражданском самоопределении и самореализации обучающихся. В воспитательных мероприятиях школы наши социальные партнёры не только гости, но и непосредственные участники: специалисты МЧС, пожарной службы, представители ГИМС и многих других организаций посвящают наших ребят в кадеты, выбирают лучших. Традиционны встречи с представителями союза ветеранов ВДВ, «краповыми беретами» и представителями других родов войск. Школа сотрудничает со многими партнёрами, помогающими кадетам достичь высоких результатов в различных конкурсах и соревнованиях. Братская объединённая техническая школа ДОСААФ – наши постоянные помощники в проведении соревнований по стрельбе, спортивным и военным играм.
Очень важен обмен опытом воспитания, работы с кадетскими классами разных направлений других школ. Ребята кадетских классов – наставники малышей в дошкольных учреждениях. Федеральная экспериментальная площадка по преемственности положила начало этой замечательной традиции. И теперь проект наставничества «Каникулярное времечко» – любимое время для кадет: обучение малышей навыкам безопасности, совместное творчество и игры. Партнёры таких фондов, как «Единство», «Доброта и забота», помогают развиваться волонтёрскому движению в школе. Кадеты-волонтёры – одни из лучших в городе. Безусловно, важным становится и эстетическое воспитание кадет. Здесь нашими партнёрами выступают дворцы творчества и школы искусств.
Школьные спецкурсы и внеурочная деятельность по вокалу и хореографии совмещаются с занятиями с профессионалами и находят выражение в кадетских балах и творческих конкурсах.
Показатели успешности и результативности работы
За высокие результаты в обучении, занятиях спортом или творчеством традиционно лучшие кадеты школы награждаются грамотами и ценными подарками на ежегодном областном слёте лучших кадет и кадетских классов г. Иркутска и Иркутской области по пожарно-спасательной направленности и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Кадеты принимают участие в ежегодном сборе воспитанников кадетских корпусов и школ в г. Москве. Кадеты стали победителями в номинациях «Прохождение торжественным маршем», «Строевая песня», «ОФП», «Фотоальбом», в спортивных соревнованиях, стали лауреатами в военно-исторической викторине.
Наши выпускники-кадеты поступают в высшие и средние специальные заведения МЧС и военного профиля. Вклад социальных партнёров, их помощь, наша совместная работа – залог успешности
в будущем каждого кадета.
Это не голословное утверждение, ведь для отслеживания показателей успешности и результативности работы по кадетскому направлению и её коррекции с целью достижения эффективности была разработана система мониторинга кадетского образования.
Согласно ей проводится диагностика качества обучения, уровня воспитанности и формирования основных компетенций, мониторинг социальной активности, результативности деятельности и качества ресурсного обеспечения (кадрового, материального, программного). Проводится сравнительный анализ результатов кадетских и общеобразовательных классов. Индикатором успешности кадета стало специально разработанное портфолио.
Таким образом, благодаря сотрудничеству с социальными партнёрами итогом нашей работы должен стать выпускник кадетского класса профиля МЧС, который:
■ понимает моральные ценности российской культуры, её истории;
■ имеет навыки работы в коллективе, творческий подход и разносторонние интересы;
■ способен использовать полученные знания;
■ знает и заботится о национальном наследии, традициях, сохраняя их, и в то же время открывает содружество с другими культурами;
■ получает основы научных данных в области военного искусства;
■ ведёт здоровый образ жизни, принося пользу себе, близким людям и Отечеству.