Текст: Эржени Александровна Будаева,
старший методист ГАУ ДПО ИРО
Одной из важнейших задач, стоящих перед всеми образовательными системами, является воспитание гражданина своей страны. Гражданина, успешно социализированного, готового к созидательной
деятельности на основе сформированного ценностного отношения к своему Отечеству, знания культуры, традиций и истории своего народа.
Образовательные организации как институты социума относятся к специализированным субъектам патриотического воспитания, поскольку функции воспитания и обучения здесь являются основными.
Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс, имеющий множество компонентов: содержание воспитания, направления воспитательной деятельности, объект-субъектное взаимодействие, образовательное пространство, критерии и показатели результативности.
Одной из эффективных форм реализации государственной политики в области патриотического воспитания является кадетское образование. Кадетское образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения несовершеннолетних обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, направленный на формирование у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности в военной и других видах государственной службы и на подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе [2].
В Иркутской области кадетское образование определено как одно из ведущих профильных направлений в сфере общего образования и в системе патриотического воспитания подрастающего поколения.
Именно проектирование специфического кадетского образовательного пространства и соответствующего школьного уклада в системном целеподчинении и единстве целей, задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм может быть наиболее действенным инструментом патриотического воспитания подрастающего поколения.
Современное состояние системы образования Иркутской области характеризуется ростом общеобразовательных организаций, реализующих кадетский компонент. Педагогические коллективы муниципальных общеобразовательных организаций, в которых имеются объединения кадетской направленности, осуществляют целенаправленную деятельность по созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка, его социальной и профессиональной адаптации, развития творческих способностей, готовности к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
На уровне региона законодательно регламентируются вопросы создания, функционирования и развития кадетских корпусов и кадетских классов в общеобразовательных организациях, концептуально определены общие принципы, цели и задачи развития кадетского образования. Нормативно урегулированы вопросы приёма кадет, вещевого, медицинского обеспечения, организации образовательного и воспитательного процесса, реализации кадетской составляющей в образовательных программах, объёмов учебной нагрузки, специфики прохождения учебной (военно-полевой, спортивно-полевой) практики. Согласно методическим рекомендациям для субъектов Российской Федерации по созданию в муниципальных общеобразовательных организациях кадетских классов разной ведомственной направленности (Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 08-1599), образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учётом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся, в том числе и кадетские (казачьи кадетские) классы.
По данным мониторинга образовательной деятельности образовательных организаций, реализующих кадетскую составляющую в 2020–2021 учебном году (п. 5. Раздел 4. Концепции развития кадетского образования в Иркутской области от 2 октября 2017 г. № 64-рзп), в Иркутской области 28 общеобразовательных организаций в 10 муниципальных образованиях реализуют образовательные программы с кадетской составляющей (не считая кадетских корпусов в г. Иркутске и г. Усолье-Сибирское) по 10 направлениям:
■ МЧС – в 11 ОО;
■ МВД – в 6 ОО;
■ Росгвардия – в 3 ОО;
■ ВДВ – в 2 ОО;
■ Пограничная служба Федеральной службы безопасности России – в 3 ОО;
■ ВВС – в 2 ОО;
■ Морская пехота – в 2 ОО;
■ Юстиция – в 1 ОО;
■ Ракетные войска – в 1 ОО;
■ Общевойсковая направленность – в 3 ОО.
Кадетские объединения в школах представлены в разных формах: классы, отделения, профильные группы в одном классе. Такое разнообразие форм объясняется спецификой выстраивания образовательной деятельности в данных школах, выбором самих обучающихся и законных представителей. Модели образовательного пространства процессно и структурно выражены в основных образовательных программах, обеспечивающих вариативность общего образования, профильность обучения в кадетском классе, реализацию интересов, способностей и возможностей личности обучающихся посредством реализации дополнительных программ через внеурочную деятельность, через реализацию предметов учебного плана в части, формируемой участниками образовательных отношений, и внесение дополнений и изменений в программы воспитания.
Кадетский компонент образования определяет наличие в учебном плане цикла специализированных курсов, профилирующих практикумов военно-спортивной, пожарно-спасательной и иной профильной направленности, специализированных элективных курсов в 39 % школ области (на уровне начальной школы – в 9 % ОО, на уровне основной школы – в 64 % ОО, на уровне старшей школы – в 45 % ОО).
Предметы учебного плана профильной кадетской направленности реализуются посредством взаимодействия с общеобразовательными организациями, организациями дополнительного образования, среднего профессионального образования и высшего образования в очном (70 %), в сетевом и дистанционном форматах.
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, художественной направленности реализуется кадетская составляющая в 57 % школ (на уровне начальной школы такие программы реализуются в 44 % ОО, на уровне общего образования – в 69 % ОО, на уровне старшей школы – у 25 % ОО). 82 % школ с кадетскими классами обеспечивают профильную направленность данных классов через программы внеурочной деятельности по всем тематическим направлениям (на уровне начальной школы – 35 % ОО, на уровне основной школы – 87 % ОО, на уровне старшей школы – 18 %), в том числе и во взаимодействии с социальными и сетевыми партнёрами (61 % от общего количества школ).
Также в 36 % школ кадетская составляющая реализуется через организацию социальных проб и практик для обучающихся с организациями, предприятиями, учреждениями – социальными партнёрами. Большинство партнёров – это общеобразовательные организации (70 %), остальные – учреждения дополнительного образования.
Приказ министра обороны Российской Федерации № 96, Министерства образования и науки Российской Федерации № 134 от 24 февраля 2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» определяет задачи обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
При разработке кадетской составляющей образовательной деятельности общеобразовательной организации необходимо ориентироваться на задачи, указанные в данном приказе:
■ формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;
■ воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её вооруженным силам;
■ изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учёте, об обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;
■ приобретение навыков в области гражданской обороны; изучение основ безопасности военной службы, устройства и правил обращения со стрелковым оружием, основ тактической, строевой подготовки, сохранения здоровья и военно-медицинской подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;
■ практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов; проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учётными специальностями и выбор профессии офицера.
Воспитательный процесс в кадетском образовании является частью образовательной деятельности общеобразовательных организаций.
Организация воспитательной работы в общеобразовательной организации с кадетскими классами осуществляется на основании:
■ комплексного подхода к решению задач гражданско-патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания кадет с учётом их возрастных особенностей;
■ предоставления возможности личностного роста при условии ценностного отношения к собственному здоровью и жизни;
■ реализации притязаний на признание в социально и личностно значимой деятельности, на личностную свободу при условии исполнения обязательных для всех требований;
■ формирования ценностного отношения к своему прошлому, настоящему и будущему, а также к истории своего народа, страны и человечества;
■ ориентации на социальную ценность прав и обязанностей, свободы и послушания;
■ сочетания принципов патриотизма и толерантности, учёта многонациональных и многоукладных особенностей функционирования нашего государства;
■ развития лидерских качеств как способности к самоорганизации и организации других;
■ формирования основных качеств личности, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения обязанностей в ходе военной или государственной службы [4].
Достижение поставленных задач требует обеспечения необходимых условий для реализации вышеназванных подходов в организации воспитательной деятельности, наиболее важными из которых являются единая целевая соподчинённость и взаимосвязь урочной и
внеурочной деятельности кадет, целенаправленная индивидуальная работа, комплексное сопровождение кадета учителями-предметниками, воспитателями и наставниками.
Обозначенные цели и задачи патриотического воспитания успешно решаются в кадетском образовании, опирающемся на культурно-образовательную, а также на ценностно-смысловую среду, насыщенную общечеловеческими ценностями и нормами морали, заповедями, символами и патриотическими ритуалами, рождёнными героическими традициями Российской армии и флота, пограничной и спасательной служб, органов правопорядка, Вооруженных Сил Российской Федерации.
Список литературы
- Концепция развития кадетского образования Иркутской области [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением заместителя Председателя Правительства Иркутской области от 02.10.2017 № 64-рзп. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/0/? page=1&*=qpB6779omwiysCbZPMFKvj40PPF7InVybC I6Imh0dHBzOi8vZG9jcy5pcm8zOC5ydS9kb2N1bWVud C9nZXQvMTEy (дата обращения: 14.08.2020).
- Концепция патриотического воспитания (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей [Электронный ресурс]: протокол № 2 (12)-П4 от 21 мая 2003 г.) URL: https://base.garant. ru/6148105/#friends (дата обращения: 23.09.2020).
- Вежевич Т. Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.03.01. Улан-Удэ, 47 с.
- Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса (внеучебная, воспитательная и военно-патриотическая работа) в кадетских учреждениях (кадетские корпуса, школы, классы) с учетом их специфики [Электронный ресурс]: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2017 года № 08-2687. URL: https://docs.cntd.ru/ document/556189609 (дата обращения: 15.09.2020).
- Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. 156 с.