Текст: Наталья Михайловна Золотухина,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МБОУ «СОШ № 30», г. Чита
Процесс воспитания в МБОУ СОШ № 30 основывается на принципах диалогического взаимодействия обучающихся, педагогов, родителей, жителей микрорайона и социальных партнёров. Он характеризуется многообразием форм коллективной, групповой и индивидуальной работы. Основой индивидуальной работы являются традиционные, массовые, ключевые общешкольные дела. Это способствует удержанию интереса, передаче от поколения к поколению школьников базовых коллективно-творческих дел, содержание которых направлено на формирование, становление, развитие гражданских и патриотических качеств личности обучающегося.
Подход и основные принципы, которые использовались для совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания, могут быть классифицированы как социокультурные. Новая программа воспитания имеет такие стратегические цели, как преобразование школы в социальный институт; гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества. Эти цели стали для нас определяющими документами на современном витке развития воспитательной системы нашей школы.
Воспитание на социокультурном опыте позволяет школьному сообществу показывать, как шаг за шагом приближаться к возрождению первоначального контекста нравственных ценностей; способствует становлению целостной системы обучения и воспитания, объединяя усилия семьи, школы, общественности, социальных партнёров. В связи с этим сотрудничество и развитие партнёрских отношений являются важным фактором успеха в достижении общей цели воспитания. Поддержка ученического самоуправления в школе помогает как педагогам (воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства), так и ученикам (готовит к взрослой жизни через предоставление широких возможностей для самовыражения и самореализации, предоставляет возможность научиться работать в команде).
Модель ученического самоуправления
Эффективной формой гражданско-патриотического воспитания в школе стало ученическое самоуправление в формате «Демократическая республика». Именно данная модель как форма ученического самоуправления представляется нам наиболее приемлемой для решения проблем и задач адаптации наших школьников к современному миру, поскольку в её рамках детям предлагается учиться жить и быть эффективными в самом настоящем гражданском обществе – обществе рыночных отношений, выборной демократии, разнообразия мнений и новой культуры взаимодействия с государственными, частными и общественными институтами.
В демократической парадигме воспитания педагог мотивирует подростка к принятию правильного решения, но выбор всегда остаётся за молодым человеком.
Демократическая педагогика готовит свободных людей, привыкших самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
«Я смотивировал ребёнка к принятию решения и помог ему советом в практической реализации задуманного» – с этого начинается формирование у ребёнка демократической культуры.
Приступая к преобразованию системы самоуправления, мы ясно представляли цели, которых нам предстояло достичь: формирование автономной личности; приобретение представления о демократическом жизнеустройстве России; формирование у подрастающего поколения компетенций эффективной жизнедеятельности в условиях свободного рынка и выборной демократии; воспитание личности с гражданской активностью и предоставление ей права на «автономное плавание».
Игра в гражданское общество
Смысл модели самоуправления состоит в расширении позитивного воспитательного пространства школы за счёт введения в её жизнь условного игрового государства со всеми необходимыми атрибутами государственности (конституция, герб, валюта, название, гимн, правительство, президент, парламент). Помогла в становлении технологии «Демократическая республика» реализация программы «Гражданское воспитание», которая проходила в трёх вариантах:
■ в школе моделировались элементы взрослой гражданской жизни, происходило формирование гражданской позиции возможностями детского коллектива;
■ основные элементы школьной жизни приводились в соответствие с демократическими ценностями;
■ гражданское воспитание и образование не ограничивались рамками школьной жизни, а способствовали превращению школы в центр общественных и культурных связей с социумом.
Модель игры
Мы смоделировали игру в гражданское общество. 15 лет мы живём в демократической республике ГРиН (государстве равных и независимых). Лидеры школьного сообщества предложили всем гражданам государства направить энергию на общественно значимые дела. В школьной газете «Тусовка» появилось обращение: «Мы молоды и умны. Мы любим свою страну и переживаем за свою малую родину. Не пора ли засучить рукава и от игры перейти к делу? Мы убеждены: главное не в том, чтобы совершить доброе дело. Главное, чтобы мы сами захотели его сделать».
Для нас было очень важным создать в школе пространство свободного волеизъявления, осознания школьниками своей значимости в развитии образовательной организации. Мы понимали, что наработанный в предыдущие годы опыт развития компетенций разного вида – это тот дополнительный фундамент, на котором будет
возводиться новое здание воспитания и р азвития детей.
Долговременная игра «Демократическая республика ГРиН» явилась и основным средством, и формой воспитания гражданственности и патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитания социальной ответственности и компетентности. Эта технология – эффективный деловой тренинг школьников разного возраста, который помогает сформировать актив ученического самоуправления в образовательной организации. Это реальное ученическое самоуправление, позволяющее школьникам брать на себя определенную часть ответственности за дела в школе. Это педагогическая технология, позволяющая включить в развитие
воспитательного пространства в местном сообществе практически всех участников образовательного процесса (детей, подростков, старшеклассников, их родителей (законных представителей), педагогов, представителей общественности и т. д.).
Данная игра моделирует жизнь демократической республики со многими необходимыми для этого атрибутами: политической системой общества; системой органов государственной власти; собственной правовой базой; экономической деятельностью, финансовой системой и т. д. Все классы с 5 по 11 становятся на основании принятой конституции городами, руководство в которых
передаётся мэрии. Основные вопросы деятельности городов-классов решаются на совете мэров, курирует который президент школьной республики. В нашей школе игра включает три части: правовую, экономическую, исполнительскую.
Правовая часть игры
Правовой областью деятельности занимается избираемый парламент, в функции которого входят разработка и уточнение положений конституции государства, принятие атрибутов игрового государства, ведение текущей законотворческой деятельности.
Экономическая часть игры
Экономической составляющей ведает министерство финансов и экономики, этот блок наиболее трудоёмкий, требующий от руководителя определённых специфических, я бы сказала, профессиональных компетенций, поэтому данный пост всегда занимает старшеклассник, в будущем видящий себя экономистом. Работает биржа труда, составляются договоры на ведение определённой деятельности, регистрируются ИП, фирмы, организации.
Практика показывает, что экономический блок не запускается сразу.
Дело в том, что приступить к запуску экономической части и добиться её устойчивого функционирования можно только после обеспечения действующей в игровом государстве «валюты» реальным ценным для участников игры содержанием и создания законодательной базы для ведения игровой экономической деятельности. Первоначально необходимо понимать, что в любой экономической деятельности деньги интересны только тем, что на них можно купить что-либо или получить какие-либо услуги. Такими товарами и услугами в нашей школе являются: мероприятия, поездки, экскурсии, необходимые в учёбе и молодежном досуге предметы и пр., за которые ребята с удовольствием расплачиваются игровой валютой. Расчёт в нашем государстве безналичный, т. е. деньги зачисляются на индивидуальный счёт каждого работающего гражданина ГРиНа. Денежные расчёты ведутся дружбариками – валютой ГРиНа – по безналичному расчёту.
Исполнительская часть игры
Исполнительная власть – это правительство, утверждаемое всенародно избранным президентом и парламентом, занимается текущей каждодневной деятельностью под руководством председателя правительства, в составе правительства находятся министерства.
Важным принципом педагогического управления в данном контексте является принцип реальности и полезности деятельности: нет министра без практической работы. Поэтому количество министерств всегда варьируется в зависимости от потребностей государства и этапа развития воспитательной системы. Игра предусматривает поэтапное введение детей в мир взрослых демократических отношений, готовит их к адаптации в современном мире.
Этому способствуют новые формы деятельности: выборы, парламентские слушания, дебаты, инаугурация избранного президента ГРиНа, МГМ (молодёжный гражданский марафон), социальные проекты, съезд граждан республики, референдум, совет мэров городов-классов, форум школьных социальных проектов, день
рождения ГРиНа.
Политическая часть игры
Начинается этот этап с формирования состава игровой избирательной комиссии и проведения в образовательном учреждении выборов её членов. В целях проведения учебы для членов игровой избирательной комиссии обращаемся за помощью к членам действующей местной участковой избирательной комиссии.
Предвыборная кампания имеет несколько конкретных задач, одна из которых – познакомить с правилами предстоящей игры как можно большее число учащихся, педагогов и родителей. Баллотируются как кандидаты от партий, так и самовыдвиженцы. Для того, чтобы выдвинутые кандидаты вели свою предвыборную деятельность в соответствии с общепринятыми нормами, организуется учёба в
«Школе кандидата».
Правовая часть игры состоит из двух основных элементов:
■ формирование нового состава правительства;
■ законотворческая деятельность по формированию правовой базы школьной демократической республики.
Президент формирует правительство школьной республики в соответствии с конституцией при утверждении парламентом представленных кандидатур.
Сформированное правительство приступает к реальным делам, наполняет событиями жизнь школы, предлагает «гражданам» республики интересные мероприятия и т. д.
Основной принцип при формировании правительства школьной «Демократической республики» – министр только при наличии конкретного дела.
Структура правительства является подвижной, то есть её можно менять (разумеется, не каждую неделю). Но вместе с тем если у какого-либо министра уже нет объекта приложения сил, ему предлагается новая работа, соответственно, данное министерство упраздняется.
Правительство формируется из представителей различных классов-городов, а не одного или двух. Учёба назначенных министров проводится с учётом структуры правительства, профиля деятельности каждого министра.
В нашей модели самоуправления «Демократическая республика ГРиН» сочетаются два вида самоуправления: административное и игровое. Причём оба существуют реально и дополняют друг друга. После выборов президента ГриНа подписывается договор о сотрудничестве между директором школы и президентом ГриНа.
Особо следует сказать о Почётном карауле школы и Юнармии как форме развития патриотических качеств личности обучающегося. Управление этим новым специфическим воспитательным пространством потребовало от меня и моих коллег пересмотра приёмов и методик работы с детским коллективом, уточнения уже известных. Основной упор сделан на индивидуализацию, учёт психологических качеств личности.
Воспитание социальнойответственности и компетентности
Воспитание социальной ответственности и компетентности стало значимым направлением деятельности для нашей школы и социума в рамках развития ученического самоуправления и гражданских качеств личности. Данное направление деятельности логично вытекает из предыдущего и способствует активному участию в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума, овладению формами и методами самовоспитания, активному и осознанному участию в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби), активному участию в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления (развитие технологии «Демократическая республика», выборы президента школьной республики, парламента, совет мэров, совет по социальному проектированию, референдум, МГМ (молодёжный гражданский марафон), дебаты, инаугурация, сентябрёвка (традиционный выездной сбор-старт лидеров школьного ученического самоуправления)).
Социальное проектирование как одна из форм воспитания и социализаци
Социальное проектирование является общественно значимой деятельностью, которая имеет социальный эффект. Более того, она является задуманной, продуманной и осуществлённой самим подростком, в ходе нее он вступает в конструктивное взаимодействие с миром, с культурой взрослых, социумом; через нее формируются социальные навыки.
Разработка и внедрение социальных проектов, направленных на консолидацию усилий школы, семьи, общественности, государственных и общественных институтов в деле духовно-нравственного оздоровления нашего микрорайона, на наш взгляд, является существенным путём повышения статуса воспитания. Социальным проектированием занимаются все города-классы, отчитываясь о реализации на форуме школьных социальных проектов: «Новогодняя площадка для детского сада», «Мы – шефы», «Не личной корысти, а Отечества для» и др. Разработчики основного проекта школы «Дарим радость людям» приняли участие в ряде конкурсов, где заняли первые места: городской конкурс школьных социальных проектов, межрегиональный молодёжный фестиваль «Цифровой Бум», Всероссийский конкурс социальных проектов «Моя инициатива – воплощение в реальность» в г. Санкт-Петербурге. Всё это – подтверждение правильности выбранного пути деятельности.
Таким образом, успешно осуществляются такие процессы, как формирование, становление и развитие гражданского самосознания; воспитание личности с гражданской активностью и предоставление ей права на «автономное плавание»; приобретение подрастающим поколением представлений о демократическом жизнеустройстве; организация демократического уклада школьной жизни; создание правового пространства школы; превращение школы в общественный и культурный центр микрорайона. Данная работа способствует социализации школьников, воспитанию внутренней свободы, раскрытию личностного потенциала ребёнка, осознанию себя полноправным участником жизни школьного сообщества, о чём свидетельствует опыт нашей деятельности. Исходя из сказанного, утверждаем, что ученическое самоуправление, правильно организованное, направляемое в сотрудничестве с педагогами, представляет собой эффективную форму гражданско-патриотического воспитания обучающихся.