Текст: Оксана Геннадьевна Корзенникова,
директор МКОУ «Средняя школа № 1 г. Киренска»
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Следовательно, смоделировать воспитательную систему образовательной организации необходимо так, чтобы она способствовала становлению патриота, гражданина с данными качественными характеристиками.
Результаты диагностик, направленных на изучение уровня сформированности патриотических и гражданских качеств личности обучающихся МКОУ «СОШ № 1 г. Киренска», показывают довольно низкий уровень знаний о своей малой родине, о традициях, о стране в целом, учащиеся имеют низкий уровень правовых знаний, не всегда толерантны к другим национальностям, не умеют работать в команде, отстаивать свои убеждения.
Результаты диагностик ещё раз подтверждают актуальность нашей деятельности.
Понятийное поле
Проанализировав научную, методическую, психолого-педагогическую литературу, мы выделили понятийное поле, с которым связана тема нашей статьи.
Существуют различные трактовки понятия «воспитательная система», но нам близко мнение Людмилы Ивановны Новиковой, которая говорит, что воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Патриот – любитель отечества, ревнитель о его благе, отчизнолюб. Гражданин – это человек, который имеет правовую связь с определённым обществом [1]. Гражданин – это человек, который имеет правовую связь с определённым государством, что позволяет ему иметь все права, предоставляемые законами этой страны, и исполнять все установленные законами обязанности [2].
Модель (от фр. modèle, лат. modulus – мера, образец) в широком смысле – упрощённый мысленный или знаковый образ какого-либо объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средства оперирования (в том числе и воспитания) [3].
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности патриотических и гражданских качеств обучающихся
Нами были выделены патриотические и гражданские качества, которые и составили основу показателей для отбора диагностического инструментария: гражданский долг, ответственность, сознательность, убеждённость, коллективизм, непримиримость к аморальным и антиобщественным проявлениям, готовность к самоотдаче, а также любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу.
На основании данных показателей был отобран диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности патриотических и гражданских качеств обучающихся, информация представлена в таблице 1.
Таблица 1
Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности патриотических и гражданских качеств у обучающихся
Модели построения воспитательной системы
Были изучены модели построения воспитательной системы в различных образовательных организациях. За основу построения модели воспитательной системы для успешного становления патриота и гражданина нашей образовательной организации были взяты идеи Л. Г. Семушиной, Н. Г. Ярошенко. Л. Г. Семушина и Н Г. Ярошенко предлагают разработку модели через следующие этапы:
■ вычленение всех составляющих элементов деятельности, определение их полного состава (цель, этапы, подходы, принципы, диагностический инструментарий, компоненты и критерии);
■ установление значимости этих элементов / компонентов для нормального протекания процесса;
■ выявление взаимосвязей между ними для обеспечения структуры целостной деятельности.
Данная модель встраивается в портрет выпускника нашей школы, в ней отражены переосмысленные педагогическим коллективом социокультурный, культурный, государственный и муниципальный заказ на удовлетворение современных индивидуальных образовательных потребностей. В основе построения модели лежит понятие «личность ребёнка» во всех её проявлениях, но ключевой, сквозной идеей является воспитание гражданина, патриота.
Как результат в ряду показателей становления патриота и гражданина мы рассматриваем ценностное отношение к духовному развитию, развитию патриотизма и гражданской идентичности, усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций, укрепление отношения к семье как основе российского общества.
Модель воспитательной системы МКОУ «СОШ № 1 г. Киренска» выполняет ориентирующую и координирующую роль и призвана отразить прогнозируемые нами свойства, качества и способности обучающихся, лежащие в основе воспитательной деятельности по отношению к себе как личности и субъекту жизнедеятельности, к социуму и будущей жизни.
В основу построения модели воспитательной системы становления патриота и гражданина школы были положены следующие подходы:
Системно-деятельностный подход (Л. С. Выготский, В. В. Гальперин, Д. Б. Леонтьев, П. Я. Эльконин), аксиологический подход (Е. В. Бондаревская, В. С. Леднёв, В. А. Сластёнин).
Компоненты становления патриота и гражданина
Мотивационно-ценностный. Данный компонент отражает готовность к проявлению патриотических и гражданских качеств. Основные критерии – осознанность и мотивация к проявлению патриотизма и гражданских качеств (создаются специально организованные условия: дискуссии, классные часы, игровое обучение, социально значимые акции и др.) – всё это формирует у учащегося активную позицию по отношению к Родине, Отечеству.
Когнитивный компонент (мировоззренческий). Формирует систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании у обучающихся научной картины мира.
Содержательный компонент. Показывает владение содержанием ценности, то есть сформированность личностных качеств, образующих интегративную характеристику личности обучающегося как патриота и гражданина.
Показатели: гражданский долг, ответственность, сознательность, убеждённость, коллективизм, непримиримость к аморальным и антиобщественным проявлениям, а также патриотизм как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, народу.
Поведенческий компонент. Отражает опыт проявления патриотических и гражданских качеств в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях.
Отношенческий компонент. Отношение к содержанию патриотического и гражданского воспитания. Основной критерий – степень сформированности рефлексивных умений.
Рефлексия – это такая специфическая человеческая способность, которая позволяет сделать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения – вообще всего себя предметом рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования.
Этапы воспитания патриотических и гражданских качеств
►Мотивационно-ценностный (подготовительный этап) (создаются условия). Он ориентирован на активизацию потребности быть патриотом и гражданином своей страны. Ведётся разработка коллективных творческих дел, проектов, организуется участие в конференциях разного уровня и др. В связи с этим ведущей задачей педагогического коллектива в плане реализации модели является создание условий для самоактуализации учащихся;
►Процессуально-деятельностный этап. Этап преобразования, происходит гражданская идентификация личности учащегося; аналитико-рефлексивный (этап самореализации). Учащийся позиционирует себя как полноправный патриот и гражданин своего Отечества.
Мероприятия, способствующие становлению патриота и гражданина
В воспитательной системе школы разрабатываются специально организованные согласно требованиям ФГОС направления воспитательной работы, которые способствуют становлению патриота и гражданина.
Базовые ценности для отбора содержания воспитания патриота и гражданина определены в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепцией воспитания детей Иркутской области.
Хочется остановиться на наиболее значимых мероприятиях, способствующих становлению патриота и гражданина. Разработанными методическими материалами мы активно делимся с коллегами. Данные мероприятия готовят творческие группы, которые состоят из учащихся, педагогов, представителей общественности, администрации города и района и др.
■ классный час – педагогическая мастерская «Гражданин… Патриот… Смысл этих слов сегодня» (2 место во Всероссийском конкурсе методических разработок, г. Москва);
■ открытие мемориальной доски, посвящённой, памятной встрече двух поколений 1941–1981 год (районный уровень);
■ банк разработок патриотических меро-
приятий «Мы дети Земли»;
■ регулярное написание статей по темам: «Знаменитые жители нашего города», «Выпускники и учителя нашей школы – фронтовики» для местной газеты «Ленские зори» и др.;
■ выпуск брошюр к знаменательным датам;
■ работа военно-патриотической организации «Тайфун» со своей утверждённой программой;
■ встречи и активное взаимодействие с представителями общественных организаций: с организацией «Дети отцов, погибших в годы Великой Отечественной войны» (поиск пропавших без вести солдат) и др.;
■ участие в акции «Карта памяти», организованной издательством «Просвещение»;
■ участие во всероссийских акциях: помощь пожилым людям, детям из социально незащищённых слоёв населения и др.;
■ работа школьного музея (организация выставок, работает гид-команда);
■ создание книги памяти;
■ участие в брейн-рингах совместно с правовыми организациями города;
■ участие в конкурсах сочинений на разные темы (пример: «Герои былых времён»);
■ межмуниципальные и региональные семинары; районные и региональные игры «Своя игра» и др.
Результат
Выявление и описание сущности, критериев, показателей, компонентов, этапов и условий становления патриота и гражданина дало нам возможность сконструировать модель воспитательной системы (воспитание патриотических и гражданских качеств у обучающихся в МКОУ «СОШ № 1 г. Киренска»), которая показана на рис. 1.
В основу организации модели мы заложили следующие принципы: самоценность и уникальность личности обучаемого; ориентация
патриотического и гражданского воспитания на индивидуальный опыт учащихся; интеграции (интеграция урочной и внеурочной деятельности). Таким образом, разработав модель воспитания патриотических и гражданских качеств у обучающихся, мы практически наполняем данную модель, внедряем её в практику образовательного процесса МКОУ «СОШ № 1 г. Киренска», корректируем её в соответствии с новыми веяниями времени.
Работы много, много споров, поисков, но мы не стоим на месте.
Свою статью мне хочется закончить словами Ж. Ж. Руссо:
«Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан. У вас будет всё, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граждан – дело не одного дня; и чтобы иметь граждан-мужей, нужно наставлять их с детского возраста».
Список литературы
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Цитадель, 1998.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. 1375 с.
- Штофф В. А. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука, 1966. 302 с.