• Программа воспитания в Иркутской области

    19 мая 2021
     
    15:21
     

    Текст: Марина Геннадьевна Булгакова,
    канд. ист. наук, руководитель центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО

    Апробация программы

    С сентября 2019 года апробация Программы воспитания началась в пилотных школах всех субъектов Российской Федерации. Целями её осуществления были доработка Программы; подготовка рекомендаций по внедрению, снижение рисков и проблем её реализации.

    В Иркутской области участниками апробации стали 14 образовательных организаций (6 городских и 8 сельских школ) из таких городов, как Иркутск, Ангарск, Братск, Черемхово, Шелехов; и таких районов, как Баяндаевский, Черемховский Усольский, Зиминский, Нижне-илимский, Нижнеудинский, Братский и Иркутский. Школам, которые участвовали в апробации программы воспитания, был присвоен статус опытно-экспериментальной площадки ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

    Мероприятия в рамках апробации

    Распоряжением министерства Иркутской области региональным оператором апробации Программы был назначен Институт развития образования Иркутской области. В 2020 году оператором для информационно-методического сопровождения участников апробации и проектных школьных команд был организован ряд мероприятий: форсайты, сессии, совещания, экспертиза программ воспитания и социализации/духовно-нравственного развития и воспитания как части основной образовательной программы. В экспертизе программвоспитания и социализации приняли участи 844 образовательные организации, было сформировано экспертное сообщество, в состав которого вошли 166 экспертов из 42 муниципалитетов. В рамках всех мероприятий с Институтом и опытно-экспериментальными площадками постоянно взаимодействовал федеральный эксперт – кандидат педагогических наук Наталья Юрьевна Дичина.

    Для успешного проектирования и реализации Программы необходимо научить этому управленческие и педагогические команды.

    Поэтому для помощи проектным командам была разработана и реализована программа повышения квалификации «Программа воспитания в основной образовательной программе: проектирование, диагностика, условия реализации», обучение по которой прошли педагогические работники Тулунского и Заларинского районов. За счёт федерального бюджета в рамках ГПРО по модулю «Программа воспитания в основной общеобразовательной программе» обучено 1 600 управленцев школ.

    Основной темой традиционных коллективных сессий для участников сетевого сообщества «Мастерская классного руководителя» стала роль классного руководителя в проектировании и реализации программы воспитания. В форсайт-сессиях «Апробация программы воспитания в образовательной организации: оценка эффективности реализации, проблемы и пути их решения» приняли участие более 200 педагогов региона. На форсайтах школы – участники апробации программы воспитания обсуждали проектирование рабочих программ – проблемы, риски, конечный результат, с участниками форсайтов они делились опытом, давали рекомендации и советы: как проектировать Программу; кого следует привлекать к разработке; какие формы и технологии лучше использовать при реализации Программы.

    На сайте «Воспитание38» создана вкладка «Программа воспитания», где предполагается размещение методических материалов, позволяющих проектировать и реализовывать рабочую программу воспитания, используя успешный опыт. Организация консультационной площадки на сайте даст возможность участникам проектных групп своевременно получать ответы на возникающие вопросы. Для независимой экспертизы рабочих программ воспитания разработан Регламент организации экспертизы рабочих программ воспитания, которая будет осуществляться по запросу представителей школ, авторов программ.
    В настоящее время по запросу МКУ г. Иркутска «Информационно-методический центр развития образования» была разработана уникальная программа повышения квалификации ДПП ПК «Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы». Проектные команды 74 школ города Иркутска в течение трёх месяцев будут проходить обучение, результатом которого станут 74 рабочие программы воспитания.

    Как выстроено обучение по ДПП ПК «Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы»

    Занятия запланированы таким образом, что слушатели смогут детально погрузиться в каждую тему. После прохождения курса участники станут специалистами в области обновления воспитания согласно современным трендам воспитания, проектирования и реализации программы воспитания.

    Курс реализуется очно и дистанционно, то есть его можно проходить в удобном месте: как на работе, так и дома.

    Про курс

    Данный курс – это тщательно подобранный теоретический и фактический, практико-ориентированный материал для полноценного погружения в вопросы организации школьного воспитания.
    С учётом собственных образовательных дефицитов можно выбрать индивидуальный вариант обучения:
    ■ преподаватели курса расскажут вам о современной государственной политике в сфере воспитания;
    ■ вы узнаете, каким образом можно организовать школьную систему оценки качества воспитания, как организовать работу детско-взрослых общностей, а также о том, какие современные схемы взаимодействия с родителями будут эффективны;
    ■ вы познакомитесь с моделированием уклада школьной жизни, основанном на школьных традициях, с диагностированием воспитательного компонента и т. д.;
    ■ вы узнаете современные воспитательные технологии и возможности их применения в собственной образовательной организации.

    Что будет способствовать проектированию Программы воспитания
    Реперными точками будут 7 онлайн-встреч.
    В процессе обучения нужно будет выпол-
    нить 7 заданий.
    Программа насчитывает 7 модулей.

    Знания и навыки, приобретаемые во время курса

    Знания:
    ■ о современных трендах воспитания;
    ■ об основах исследовательской деятельности;
    ■ о проектировании программы воспитания;
    ■ о формировании диагностического инструментария;
    ■ о внедрении профессиональных стандартов. Навыки:
    ■ экспертной деятельности;
    ■ проектирования программы;
    ■ презентации продуктов;
    ■ разработки алгоритма проектирования;
    ■ исследовательской деятельности;
    ■ ситуационного анализа;
    ■ долгосрочного планирования;
    ■ целеполагания.

    Программа имеет инвариантный и вариативный блоки. Темы вариативного блока выбираются самостоятельно, среди них:
    ■ «Уклад школьной жизни как условие реализации ФГОС: исследование, проектирование, внедрение»;
    ■ «Реализация воспитательного компонента ФГОС через внеурочную деятельность»;
    ■ «Работа с семьёй: обновление содержания деятельности»;
    ■ «Управление, содержание и технологии воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»;
    ■ «Актуальные вопросы организации и сопровождения ученического самоуправления в образовательной организации».
    Разработанные в рамках программы продукты проходят поэтапную экспертизу.

    Мы в социальных сетях: