• Примерная программа воспитания: проблемы и пути решения

    14 мая 2021
     
    14:23
     

    Текст: Наталья Юрьевна Дичина,
    канд. пед. наук, доцент, заместитель директора ГКУ «Центр психолого-
    педагогической, медицинской и социальной помощи, профилактики,
    реабилитации и коррекции»,
    г. Иркутск

    Наталья Анатольевна Переломова,
    д–р пед. наук, профессор, заместитель директора по научной и инновационной деятельности Учебно-методического центра развития
    социального обслуживания,
    г. Иркутск

    С1 сентября 2021 года все школы Российской Федерации приступят к реализации примерной программы воспитания. В 2019 году мы были привлечены в качестве федеральных экспертов по примерной программе воспитания [1], [2] на территории Иркутской области (Н. Ю. Дичина) и Республики Бурятии (Н. А. Переломова). Мы готовы представить некоторые наблюдения, сделанные в процессе внедрения примерной программы воспитания.

    Нами в январе 2020 г. было проведено исследование готовности педагогических коллективов к реализации примерной программы воспитания.

    Мы задали вопросы на понимание сущности процесса воспитания в контексте научной школы Л. И. Новиковой. Анкетирование выявило противоречивость в понимании содержания понятий «воспитание», «цель воспитания» и «результат воспитания». Мы отмечаем, что у респондентов нет единого, согласованного теоретико-концептуального подхода к воспитанию.

    Этот тезис подтверждается результатами исследования: мы просили респондентов выбрать определение понятия «воспитание», вторым пунктом – цель воспитания и отдельно определить результаты воспитания. В таблицу 1 мы вынесли наиболее показательные результаты.

    Выявленные парадоксы

    По нашему мнению, анкетирование показало, что опрошенные не имеют целостного видения воспитания. Так, содержание, цель и результат воспитания не согласованы между собой, взяты из разных концепций.
    Отдельным направлением исследования было выявление представлений по практикам воспитания, применяемым в учреждении.
    Результаты таковы: 21% опрошенных не смогли дать ответ по применяемым в их учреждении практикам; 68% респондентов показали осведомлённость в данном вопросе и назвали такие практики, как КТД (коллективное творческое дело), кейс-технологии, практика сторителлинга, игровые практики (в том числе квест-игра, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, практика профилактики социально негативных проявлений и т. д.); 11% респондентов в качестве основной практики указали проведение мероприятий, реализацию различных программ, проведение занятий и др.

    Нами было выявлено, что большинство респондентов ориентированы на развитие социально значимых качеств личности ребёнка. И это позволило нам сделать вывод об определённой готовности специалистов образовательных организаций к реализации примерной программы воспитания.

    Результаты работы над программой воспитания

    В процесс работы над программой в 2019–2020 гг. были включены 14 школ Иркутской области и 12 школ Республики Бурятии. Что мы получили в результате большой и серьезной работы? Важным, на взгляд экспертов, в процессе работы над программой воспитания стало приращение профессиональных компетенций в области воспитательной деятельности управленческих команд. Так, например, рабочие группы по формированию программы воспитания в школах уделяли особое внимание анализу проводимых мероприятий (порой слишком большого количества таковых) с точки зрения их социальной актуальности, значимости и компенсаторности для обучающихся в соответствии с их потребностями (возраст, положение в классе, референтная группа, отношения в семье, взаимоотношения с родителями/законными представителями и т. д.).

    Рекомендации рабочим группам школ, приступающим к составлению программы

    Что мы рекомендовали бы рабочим группам школ, приступающим к составлению программы:
    ■ В разделе «Описание особенностей организуемого в школе воспитательного процесса» необходимо уделить внимание особенностям территориального расположения школы, её статуса, контингента обучающихся, важным для неё принципам и традициям воспитания.
    ■ Обращаем внимание коллег на следующее обстоятельство: цель воспитания едина для всех общеобразовательных организаций на территории РФ; едины и задачи – способы, направленные на достижение цели.
    ■ Желательно начинать описывать модули с инвариантной группы («Классное руководство и наставничество», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация»), затем переходить к вариативной.
    ■ Если в одном из модулей уже заявлено направление деятельности, то дублирование его в другом не совсем уместно.
    ■ При описании модулей важно раскрытие содержания, характеризующее гуманитарную составляющую, процесс формирования детско-взрослых общностей и развитие социальных
    компетенций обучающихся.
    ■ Особо необходимо подчеркнуть, что предлагаемая программа воспитания является примерной и требуется её переработка под условия общеобразовательной организации, важно не допускать копирования текста примерной программы целиком.
    ■ При разработке плана-сетки необходимо учитывать психологические особенности обучающихся разных возрастных категорий.

    Апробация

    Огромное значение в процессе составления и апробации пилотными школами рабочих программ воспитания имеют оформленные ими в модулях значимые школьные события.
    Мы хотим отметить интересный опыт воспитательной деятельности школ-пилотов. Например, «Полидельник» муниципального общеобразовательного учреждения Самарская средняя общеобразовательная школа (Зиминский район), представленный в модуле «Школьный урок» (авторы – Екатерина Александровна Толстова, Эльвира Михайловна Ермолович). Одной из особенностей урочной деятельности в рамках реализации длительной образовательной игры является организация полипредметных погружений, так называемый «Полидельник» (название дано в образовательной организации, так как мероприятия проводятся в понедельник), темы которых связаны с темой игры. Полипредметные погружения позволяют расширить знания обучающихся по теме игры, показывают практическую значимость полученных знаний. Возможны два варианта организации таких погружений:
    ■ квест, все станции которого связаны единой темой. В основе работы станции лежат задания, выполняя которые, учащиеся получают баллы в зависимости от качества выполнения. Команды для квест-игры создаются случайным образом, являются разновозрастными, в командах старшие помогают младшим выполнять свою часть задания;
    ■ уроки-лаборатории, продолжительность которых составляет два академических часа. Основные методы обучения на данных уроках – частично-поисковый и исследовательский, цель таких уроков – открытие нового знания на основе материала, выходящего за рамки школьной программы. Данные уроки обучающиеся выбирают на основе своих интересов накануне погружения.

    В день погружения учащийся может посетить два урока-лаборатории. Уроки проводятся отдельно для начального уровня и основного-среднего уровней. На уроках формируются разновозрастные группы. Связующим звеном, позволяющим отследить промежуточные результаты реализации длительной образовательной игры, являются полипредметные декады, которые призваны усилить образовательный эффект путём объединения фактического материала и эмоционально-ценностного отношения к нему. Такие полипредметные декады требуют объединения усилий не только учителей-предметников, но и классных руководителей, а также привлечения психолога, социального педагога, библиотекаря.

    Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений действительности.
    Благодаря межпредметным погружениям и полипредметным декадам формируется целостная картина мира. Немаловажное значение имеет воспитательный эффект полипредметного подхода –скоординированные усилия учителей-предметников и классных руководителей позволяют усилить воспитательный потенциал учебных предметов, показать практическую значимость знаний, развивают способности обучающихся.

    «Лицейская интеллектуальная весна» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Белореченский лицей» (Усольский район), представленная в модуле «Ключевые общелицейские дела» (авторы – Ганьшина Валентина Николаевна, Тараканова Марина Игоревна, Филиппова Елена Викторовна)

    Главное масштабное образовательное событие «Лицейская интеллектуальная весна» (ЛИВ) направлено на приобретение творческого интеллектуального опыта разными участниками: детьми, родителями, педагогами, социальными партнёрами. ЛИВ проходит два дня. В первый день ребята взаимодействуют в смешанных разновозрастных командах (семьи, планеты, команды), в которых роль организаторов и руководителей выполняют командоры. В этот день могут проводиться: Открытый лицейский фестиваль интеллектуально-креативных игр (ОЛФИКи), мастерские и мастер-классы от родителей («Как работает профессия криминалиста»), научных работников («Гонки дронов», работа выездного «Экспериментария», «Умный дом»), социальных партнёров (выездка лошадей, «Золотая гитарная струна», «Вторая жизнь книги»). Во второй день проводится научно-исследовательская конференция как итог проектной и исследовательской работы учеников за год. В «Экспертное бюро» входят участники и победители конференций муниципального, регионального и федерального уровней. В состав «Экспертного совета» – педагоги и родители, имеющие опыт руководства исследовательской деятельностью, и представители вузов. Одновременно работает коллоквиум, где защищают проекты участники районного физико-математического класса из разных школ района. Событие позволяет получить широкий спектр воспитательных эффектов.

    Педагоги муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Ангарска «Средняя общеобразовательная школа № 37» описали реализацию гражданско-патриотического направления в модуле «Школьный музей» (авторы – Ольга Алексеевна Желтоногова, Светлана Петровна Тынчерова, Марина Сергеевна Лапченко, Марина Владимировна Петухова, Владимир Валерьевич Куликов, Ольга Николаевна Осипова, Ольга Дмитриевна Трофименко). Открытие музея состоялось в 2014–2015 учебном году. Оформление, наличие технического интерактивного оборудования, являющиеся частью Музея воинской славы, позволяют погружаться в аудиовизуальное
    изучение истории.

    Экспозиции Музея воинской славы объединили истории героев трёх войн: Великой Отечественной войны, контртеррористической
    операции на Северном Кавказе и исполнение интернационального долга в Афганистане. Отдельный стенд посвящён современникам-ангарчанам, которые несут службу в органах внутренних дел и рядах вооруженных сил в настоящее время.

    Реализация гражданско-патриотического направления, включающего использование потенциала школьного музея, проходит через следующие формы работы:
    ■ музейные уроки-встречи, отличающиеся от обычных уроков тем, что основным источником информации является рассказ о реальных событиях участников ВОВ, офицеров-интернационалистов, участников боевых действий на Северном Кавказе, действующих сотрудников Управления МВД России по г. Ангарску, ГУ МВД России по Иркутской области, войсковых частей 3466 и 3695;
    ■ использование и изучение предметов музейного фонда: газет, документов, книг, предметов военного времени, наградных материалов (орденов, медалей), служебных удостоверений, фотографий, видеоматериалов, личных вещей, реликвий войны. При работе с музейными предметами обучающиеся приобретают навыки поисковой деятельности, закрепляют и углубляют знания по отдельным темам;
    ■ просмотр тематических кинофильмов, демонстрация видеоматериалов используются в сценариях проведения тематических классных часов и поисках новой информации;
    ■ подготовка и проведение экскурсий;
    ■ работа школьного научно-исследовательского общества «ЮНИС», обеспечивающая пополнение фонда школьного музея, но, что наиболее важно, воспитание самостоятельной творческой личности, развитие навыков научно-исследовательской деятельности и презентации результатов своей научно-исследовательской деятельности в рамках научно-практических конференций;
    ■ проведение уроков истории с целью углубления знаний обучающихся по теме учебного курса школы непосредственно на экспозиции музея.
    Эксперты считают, что перед реализацией программы воспитания в общеобразовательном учреждении должна быть проведена большая
    подготовка:
    ■ проведение цикла семинаров для всего педагогического коллектива школы по определению методологических и теоретико-концептуальных основ каждого раздела примерной программы;

    ■ проведение цикла семинаров для классных руководителей по теоретическим основам примерной программы воспитания;
    ■ проведение цикла семинаров по обсуждению лучших практик воспитательной деятельности;
    ■ проведение проектировочных семинаров по
    поиску новых форматов воспитательной работы.


    Список литературы

    1. Степанов П. В. [и др.]. Воспитание в современной школе: от программы к действиям: метод. пособие. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. 119 с.
    2. Селиванова Н. Л. [и др.]. Воспитание+ авторские программы школ России (избранные модули): сборник. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. 97 с.
    Мы в социальных сетях: