• Решение современных проблем воспитания на основе идей научной школы академика Л. И. Новиковой

    14 мая 2021
     
    11:45
     

    Текст: Наталья Викторовна Шишарина,
    канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института ФГБОУ
    ВО «Иркутский государственный университет», Федеральный эксперт апробации
    примерной программы воспитания, член Федерального научного Совета по
    проблемам воспитания подрастающего поколения РАО

    Не приём, не метод, а система
    является ключевым понятием
    в педагогике будущего

    Л. И. Новикова

    Актуальность темы представляемой статьи предопределена акцентуацией внимания общества на проблеме возврата к системе образования лидерства в сфере воспитания. Примерная программа воспитания обучающихся (2020 г.), разработка которой была поручена
    (в рамках государственного задания) научной школе академика Л. И. Новиковой, призвана помочь педагогам страны выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. Работой занимались сотрудники лаборатории стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ Института стратегии развития образования РАО, руководителем проекта является Наталия Леонидовна Селиванова, член-корр. РАО, д-р пед. наук, профессор. Данная программа является базовой для школ при создании своих рабочих программ воспитания. 2 июня 2020 года программа была утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию [1]. Цель статьи: познакомить широкую педагогическую общественность с методологическими основами, идеями, концепциями, парадигмами классической научной школы академика Людмилы Ивановны Новиковой и на этой основе предпринять поиск адекватных механизмов решения современных проблем воспитания.

    Самой сложной и нерешённой проблемой современной педагогики является проблема воспитания личности. Во все эпохи учёные и практики представляли свои варианты решения данной проблемы [4]. В цифровую эпоху перед учёными, педагогами и родителями стоят сложные вызовы, определяющие проблемы феномена современного детства: Гламуризация детства – особое отношение к ребёнку как к маркеру успешной, красочной, исключительно позитивной жизни семьи.

    Медикализация детства – процесс предопределения социальных и психоэмоциональных состояний ребёнка, его поведения и деятельности в медицинскую проблему.

    Цифровое детство – дети поколения Z (годы рождения 2007 (7) – 2021), для которых характерны повышенный индивидуализм, чувство исключительной ценности собственной личности, инфантильность, дефицит общения со сверстниками, недоверие к чужому опыту, способность одновременно решать многие задачи, клиповое мышление, погружённость в гаджеты.

    Текучее современное детство – постоянно изменяющееся, турбулентное, «жидкое» состояние условий жизни, преобладающая
    «культура ускорения». Возникает парадоксальный вопрос: куда же «уходит детство»? Ранняя событийность не соответствующих возрасту переживаний, выезды за границу раньше, чем походы в лес и на рыбалку (см.: Инновации детства XXI века, проф., д-р соц. наук
    С. Н. Майорова-Щеглова) – все эти вызовы и парадоксы предопределяют методологический выбор стратегии воспитания.


    Людмила Ивановна Новикова родилась 22 января 1918 года в г. Горки (Белоруссия). В 1941 году окончила механико-математический факультет МГУ, была назначена директором школы. Создатель и руководитель научной школы, коллектив которой разрабатывал теорию и практику воспитания, в середине 60-х годов XX века, Л. И. Новикова организует лабораторию, которая получила название: «Коллектив. Личность. Система». Именно там почти в течение 20 лет создавались нетоталитарные научные концепции. Анатолий Викторович Мудрик в статье «Слово об учителе – к 100-летию со дня рождения Л. И. Новиковой» написал слова, полностью и точно отражающие личность Людмилы Ивановны как лидера так называемого невидимого колледжа: «…она была по-настоящему умна, талантлива и человечна!» [3].


    Кредо-бренд идей научной школы Л. И. Новиковой имел следующие теоретико-методологические основания: Воспитание есть управление процессом формирования и развития личности ребёнка через создание благоприятных условий, процесс, который должен быть неразрывно связан с гуманизацией взаимоотношений всех его участников – детей и взрослых.

    Воспитательная деятельность может быть реализована только при наличии у педагога личностно-профессиональной позиции воспитателя.
    Развитие личности ребёнка опосредовано детским коллективом, представляющим собой единство организации и психологической общности.

    Эффективным механизмом воспитания в школе является её воспитательная система, важнейшими характеристиками которой являются образ жизни коллектива и его психологический климат. Эффективный механизм воспитания в социуме – это воспитательное пространство, то есть педагогизированная среда, способом организации которой является педагогическое событие.
    Воспитанность – цель и результат воспитания. Параметры развития ребёнка в области воспитания: ценности; гуманизм как черта личности, доброе отношение к людям и природе; интеллигентность; ответственность; креативность; чувство собственного достоинства; независимость в суждениях и поступках; самостроительство.
    Научная школа – это прежде всего фундаментальные традиции, ими в школе Л. И. Новиковой [2] являются: междисциплинарный и системный характер исследований; решение проблем воспитания на основе гуманистического подхода к ребёнку; сочетание фундаментальности и прикладного характера исследований; коллективный и индивидуальный характер исследований; стимулирование профессионального роста молодых исследователей; наличие внутренней экспертизы и оценки исследовательских идей; открытость и введение научных идей в воспитательную практику. Известные учёные, представители научной школы: А. В. Мудрик, Н. Л. Селиванова, В. А. Караковский, В. М. Басова, М. В. Воропаев, А. И. Григорьева, Л. К. Балясная, О. С. Газман, И Д. Демакова, С. Д. Поляков, Т. А. Ромм, М. В. Шакурова, А. В. Гаврилин, И. Ю. Шустова, П. В. Степанов, А. М. Сидоркин и др. Сегодня актуальными векторами воспитания, отражающими идеи научной школы Л. И. Новиковой, являются следующие:
    ❶ системный подход в воспитании;
    ❷ воспитательная система;
    ❸ воспитательный коллектив;
    ❹ личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя;
    ❺ детско-взрослое сообщество.
    Раскроем сущностные характеристики данных векторов более подробно.
    Системный подход в воспитании – методологическое ядро научной школы, в основе которого лежат идеи целостности, сложной организованности объекта, его открытости, внутренней активности и динамизма. Это система взаимосвязанных элементов, интеграция концепций, целей, общности людей (взрослых и детей), деятельности по реализации воспитания (Н. Л. Селиванова). Проблема состоит в становлении и развитии современной образовательной системы конкретной образовательной организации, ориентированной на гуманистические ценности воспитания. Решение проблемы лежит в плоскости научно-методического сопровождения теоретической разработки и практической реализации оригинальных систем, адекватных конкретным условиям в эпоху цифрового образования. Механизм реализации в практику моделирования и проектирования рабочей программы воспитания образовательной организации как воспитательного бренда.

    Воспитательная система. «Мягкая» система, позволяющая создавать благоприятные условия для развития личности школьника, как целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Проблема состоит в концептуальном обосновании, формировании, становлении, реализации и развитии воспитательной системы образовательной организации. Главным критерием эффективности развития открытой, гуманистической воспитательной системы Л. И. Новикова считала развитие личности ребёнка. Поиск и реализация новой, интересной системообразующей воспитательной деятельности (воспитательного кредо), создающей условия для воспитания в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов – главная воспитательная задач (П. В. Степанов).
    Воспитательный коллектив. Ядро воспитательной системы школы – воспитательный коллектив. А. С. Макаренко разработал теорию коллектива, которой пользуется весь мир, именно на этой теории строились теоретические основания научной школы Л. И. Новиковой. Коллектив рассматривался как сложное социально-педагогическое явление, средство воспитания личности, база накопления социального опыта, дифференцированное единство разнотипных коллективов; развития в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; поддержки единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания и общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей. Проблема сфокусирована на формировании и развитии сильного, дееспособного воспитательного коллектива, где есть хорошее самоуправление, традиции, что является критерием оценки воспитательной деятельности любой образовательной организации. В практике это можно реализовать через поиск перспективных, инновационных моделей воспитания для создания условий формирования позитивных личностных и жизненных качеств в динамично изменяющихся общественных условиях.

    Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя – это прежде всего способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в воспитательной деятельности по созданию условий для развития личности ребёнка. Необходимо рассмотрение проблемы утраты педагогом своих воспитательных функций, гуманизации его позиции, которая определяется тем, насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога; насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности. Перспектива реализации этого направления есть главный смыслообразующий мотив воспитательной деятельности педагога. Чем является личностное развитие ребёнка? Побуждение детей к усвоению социально значимых знаний, развитию в себе социально значимых отношений, накоплению опыта осуществления социально значимых действий, вовлечение воспитанников в такие совместные дела, которые отвечали бы их интересам и потребностям. Создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за её результаты. Актуальная модель сегодня – это сетевое воспитательное взаимодействие (Т. А. Ромм), сущностью которого является отход от принципа «работа как выполнение распоряжений» и движение к принципу «работа как диалог», к мотивации, кооперации.

    Детско-взрослое сообщество. Под этим феноменом подразумевается контактная группа детей и взрослых, проявляющая схожие потребности и интересы, осуществляющая пересечение ценностей и смыслов участников в совместной деятельности и общении, отражающая характер связей и отношений между участниками. Проблема формирования единого ценностно-смыслового пространства, являющегося значимой характеристикой общности, отражающего единство ценностей, смыслов, норм, правил, жизненных позиций её участников. Создание детско-взрослых общностей, объединяющих педагога и его воспитанников ощущением своей принадлежности к общему кругу и чувством комплементарности (И. Ю. Шустова). Обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей. Создание условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей (воспитания ребёнка в цифровую эпоху).

    Сегодня, в XXI веке, научная школа Л. И. Новиковой живёт полноценной научной и общественной жизнью. Идеи, развиваемые этой научной школой [5], теоретически востребованы и практически актуальны особенно в связи с разработкой школами своих рабочих программ воспитания, которые дадут возможность глубоко осмыслить воспитательную деятельность.


    Список литературы

    1. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие [Электронный ресурс] / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова,
      И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО»,
    2. 119 с. URL: http:// form.instrao.ru/ (дата обращения 20.12.2020).
    3. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избр. пед. труды. М.: ПЕР СЭ, 2010. 335 с.
    4. Системный подход в воспитании: развитие во времени и пространстве. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения акад. РАО Людмилы Ивановны Новиковой (18–19 октября 2018 г., г. Москва) / под ред. Н. Л. Селивановой, И. Ю. Шустовой. М.: Педагогический поиск, 2018. 592 с.
    5. Шишарина Н. В. Теория и методика воспитательной деятельности в образовательной организации: учеб.-метод. пособие для студ. вузов. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. 100 c.
    6. Электронная библиотека научной школы Л. И. Новиковой [Электронный ресурс] : сайт Института стратегии развития образования РАО. URL: http:// www.instrao.ru/index.php/nauchnaya-deyatelnost/ nauchnye-shkoly/elektronnaya-biblioteka nauchnoyshkolyl-i-novikovoy (дата обращения 20.12.2020).

    Мы в социальных сетях: