• Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): проблемы и особенности реализации в общеобразовательной организации

    24 Мар 2021
     
    15:09
     

    Текст: Елена Юрьевна Голяковская,
    директор, МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»

    Елена Петровна Огаркова,
    кандидат социологических наук, заместитель директора по УВР,
    МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»

    Евгения Михайловна Шабельник,
    учитель начальных классов,
    МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»

    Вобразовании ряд школ обеспечивают образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
    В числе данных школ – МОУ ИРМО «Уриковская СОШ», в которой обучаются дети с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Главной особенностью образовательной деятельности для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» является её осуществление в двух классах-комплектах. При организации образовательной деятельности данной группы обучающихся коллектив школы столкнулся с рядом проблем:
    ❶ Наличие у большинства учащихся, помимо основного интеллектуального дефекта, прочих нарушений моторного, эмоционально-волевого и (или) сенсорного характера, то есть эти учащиеся относятся к лицам с тяжёлыми множественными нарушениями.
    ❷ Социальное неблагополучие лиц с умеренной умственной отсталостью, совершение ими социально опасных деяний.
    ❸ Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью сталкиваются с проблемой отсутствия толерантности со стороны представителей местного сообщества и, как следствие, социальной изоляцией.
    ❹ Родители и законные представители не всегда информированы о современных тенденциях включения в реальную жизнь лиц с умеренной умственной отсталостью, не всегда адекватно оценивают соответствие планируемых результатов образовательной деятельности достигнутым.
    ❺ Обеспечение преемственности основного общего и среднего профессионального образования. В настоящее время в регионе создаются бюджетные места (но, к сожалению, их недостаточно) в ряде учреждений среднего профессионального образования, в которых могут получать образование обучающиеся с умеренной умственной отсталостью.

    Наличие указанной проблематики обусловливает необходимость выстраивания комплексной системы социализации обучающихся с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательной организации, поэтому в рамках статьи постараемся раскрыть основные аспекты организации образовательной деятельности для данной группы обучающихся.
    Несколько строк о большой работе 1 сентября 2015 года в школе был открыт специальный класс. Восемь ребят с умеренной умственной отсталостью ежедневно приезжали в школу, чтобы учиться простым «вещам»: решать различные вопросы повседневного быта, участвовать в трудовой деятельности вместе с другими детьми. Администрация Иркутского района, понимая острую потребность в обучении и социализации таких детей, выделила финансирование для решения этой проблемы. В тот момент это был рискованный и даже авантюрный ход. Школа не имела условий для обучения детей данной категории.
    Однако у администрации и педагогов было чёткое понимание важности и нужности этого дела, подкреплённого огромной любовью к детям.
    Для обеспечения процесса социализации учащихся при реализации АООП необходимо было задействовать междисциплинарный состав специалистов (педагогических, медицинских и социальных работников), компетентных в области особых образовательных потребностей обучающихся, способных обеспечить систематическую медицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку. В настоящее время штат школы укомплектован педагогами-психологами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, тьюторами, социальными педагогами.

    Благодаря социальному партнёрству

    Важным условием реализации АООП является обеспечение беспрепятственного доступа в школу тем обучающимся, у которых имеются нарушения опорно-двигательных функций, зрения, а также к объектам инфраструктуры организации. С этой целью в 2017 году благодаря социальному партнёрству между администрацией Иркутского района и депутатом Государственной Думы
    РФ А. Н. Красноштановым был организован ремонт с реконструкцией помещений для обеспечения требований безбарьерной среды. Благодаря чему в помещениях для обучающихся размещено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать
    образовательную деятельность, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивать максимально возможную самостоятельность
    в передвижении, коммуникации, осуществлении учебной деятельности.
    Материально-техническое обеспечение реализации АООП в настоящее время соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций. Учебное место обучающегося создано с учётом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. При организации учебного места учитывались возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти каждого ребёнка. Такие учебные места предназначены и для индивидуальной, и групповой формы обучения. С этой целью в помещении класса были созданы специальные зоны.
    Поддержка, без которой не обойтись Вторым аспектом в процессе выстраивания комплексной системы социализации является совместная работа образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся. Программа сотрудничества с семьёй обеспечивает конструктивность взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребёнка и его семьи. Программа включает в себя консультации, семинары, тренинги, занятия, беседы, собрания, домашнее визитирование и другие мероприятия, направленные :
    ■ на психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида; повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка;
    ■ на обеспечение участия семьи в разработке и реализации специальных индивидуальных программ развития (СИПР);
    ■ на обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в общеобразовательной организации;
    ■ на организацию регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации СИПР и результатах её освоения;
    ■ на организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях [1].

    Информационное, педагогическое, методическое сопровождение семей обучающихся реализуется в образовательной организации
    посредством работы «Школы особенных родителей». Для обеспечения формирования симметричной оценки достижений обучающихся родителям предложено вести «Дневник наблюдения родителя», в котором фиксируются все достижения обучающихся, которые они демонстрируют во внеучебное время.

    «…положено начало сетевому сотрудничеству»

    Третьим аспектом в формировании комплексной системы социализации является организация внеурочной деятельности, призванная способствовать социальной интеграции обучающихся путём организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность детей с умственной отсталостью, с ТМНР и детей, не имеющих каких-либо нарушений развития, из различных организаций. Во внеурочной деятельности обучающихся важно использовать возможности сетевого взаимодействия.


    Иппотерапия – это
    инновационный метод лечения д етей с
    заболеваниями опорно-двигательного
    аппарата, который способствует
    восстановлению нарушенных
    функций и развитию в естибулярной
    устойчивости.



    В 2018 году было положено начало сетевому сотрудничеству «Уриковской СОШ» с общественной организацией «Иркутский общественный благотворительный Фонд Тихомировых по реабилитации детей-инвалидов с помощью верховой езды» в рамках внеурочной деятельности.
    Занятия лечебной верховой ездой (иппотерапия) являются одним из средств медицинской, психологической, социальной реабилитации
    детей с ОВЗ.
    Внедрение данной инновационной технологии позволяет проводить реабилитацию обучающихся. Также следует отметить и социально-психологическую пользу от общения ребёнка с лошадью, невозможно переоценить влияние таких занятий на его эмоциональный фон и даже на формирование умения общаться в коллективе.
    На базе Фонда Тихомировых также были организованы кружки «Анималотерапия» и «Художественная мастерская».
    Три представленных аспекта реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирование соответствующей материально-технической базы, обеспечение совместной работы с родителями и организация сетевого сотрудничества в рамках внеурочной деятельности позволили создать фундамент для формирования на базе МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» ресурсно-исследовательской площадки по формированию эффективной практики социализации школьников с разными формами умственной отсталости, в том числе с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

    Мы в социальных сетях: