• Об эффективных формах взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

    24 Мар 2021
     
    14:00
     

    Текст: Марина Геннадьевна Шматова,
    воспитатель МКДОУ Шелеховского района «Детский сад № 4 «Журавлик»

    Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема создания эффективных условий для обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами образования.
    Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, подтверждённые обследованием психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В настоящее время особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ОВЗ. Задача педагогов и родителей – помочь детям с ОВЗ понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне с остальными детьми расти, развиваться и добиваться значимых успехов.

    В 2017 году наш детский сад принял участие в федеральной программе «Доступная среда», что позволило в сентябре 2018 года открыть группу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). На данный момент группу компенсирующей направленности посещают восемь детей разного возраста с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП). Дети с ДЦП – это
    особая категория детей, их развитие отягощено двигательными, речевыми, познавательными и прочими расстройствами. Такие малыши имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, обучению, общению.

    В союзе мы сильны

    Родители – важнейшие участники педагогической работы, проводимой с ребёнком. Тесное взаимодействие с родителями является залогом эффективности образовательной деятельности.
    Одна из целей нашей работы – сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Как показывает опыт работы нашего детского сада, прежде всего необходимо активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделать воспитание ребёнка в семье и детском саду
    более содержательным и последовательным.

    Основные задачи взаимодействия детского сада и семьи – это гармонизация семейных взаимоотношений, установление правильных детско-родительских отношений, помощь в адекватной
    оценке возможностей ребёнка, помощь в организации воспитания и обучения дома, помощь в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением особого ребёнка.

    Как мы работаем

    В образовательной деятельности мы используем индивидуальные и групповые формы и методы работы с родителями детей с НОДА:
    ❶ Ознакомительные и индивидуальные беседы с родителями по вопросам состояния речевого и психического развития их детей, содержания и динамики коррекционной работы учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателей
    группы.
    ❷ Консультации (очные и заочные, плановые и внеплановые (по мере необходимости)).
    Консультации проводятся в виде бесед, деловых игр, обмена опытом, ознакомления с достижениями отечественной коррекционной педагогики и эффективными практиками. Большое значение имеет проведение родительских собраний с приглашением узких специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога. На этих собраниях освещаются в доступной форме следующие вопросы: содержание коррекционной направленности образовательнй деятельности детей с НОДА; подготовка к обучению в
    школе; планирование коррекционных занятий; психолого-педагогическое обследование детей; организация жизни детей в условиях детского сада.
    ❸ Организация различных конкурсов и праздничных мероприятий для детей и родителей. Например, «День матери», «День здоровья»,
    «Осенняя ярмарка», «Новый год», «Самый лучший друг – папа!», «Милые, любимые мамочки и бабушки» и др. После праздников родители общаются за праздничным столом в неформальной обстановке, обмениваются своими впечатлениями, делятся опытом и планами.
    ❹ Трудовой десант: проектирование прогулочного участка. Итогом такой работы может стать, например, создание сказочного городка
    на участке группы. В таких мероприятиях происходит формирование командного духа среди родителей, совместная деятельность объединяет родителей и детей.
    ❺ День познания себя и других. В эти дни воспитатели совместно с педагогом-психологом проводят различные тренинги, анкетирование,
    тестирование, занятия в родительском университете; действует почта «горячих предложений», где родители высказывают свои пожелания, просьбы и получают ответы на свои вопросы.
    ❻ «День открытых дверей». Родители приглашаются в группу в качестве участников той или иной деятельности, получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности. В один из дней родители провели с детьми первую половину дня, приняли участие во всех режимных моментах, в том числе присутствовали на занятиях в бассейне. Занятия плаванием обеспечиваю положительную динамику в реабилитации детей. В частности, у детей с ДЦП исчез страх при погружении в воду, они научились выполнять задержку дыхания, расслаблять мышцы ног, работать руками и ногами в воде.
    К сожалению, ограниченные рамки статьи не позволяют представить все используемые формы взаимодействия с родителями наших воспитанников, но следует отметить, что только при совместной, постоянной и непрерывной работе педагогов с родителями, только при обоюдном желании двух сторон будет получен положительный результат. Задача каждого педагога, работающего в нашем детском саду, – поддержать детей и родителей, помочь и дать надежду, вместе найти оптимальный путь решения возникшей проблемы. Родители же, в свою очередь, могут помогать своему ребёнку, неукоснительно выполняя рекомендации специалистов, работающих с детьми, регулярно участвуя в жизни детского сада!

    Мы в социальных сетях: