Текст: Наталья Борисовна Бердникова,
педагог дополнительного образования ГАУ ДО ИО «Центр
развития дополнительного
образования детей»
Вопросы, связанные с выбором будущей профессии, всегда актуальны для выпускников школ. А для детей с ОВЗ правильность такого выбора принципиально важна, потому что выбор профессии взаимосвязан с характером течения заболевания. При этом возможность выбора затруднена из-за тех ограничений, которые диктует здоровье, и нередко из-за искажённых представлений о собственных возможностях. Чтобы сделать осознанный выбор, важно уметь анализировать свой характер, знания, умения, навыки, способности и возможности.
Поэтому профориентационная работа с такими учащимися требует особого терпения, такта и грамотного подбора информационных ресурсов, посвящённых профессиональной ориентации. Для меня как педагога дополнительного образования большим подспорьем стал портал «ПроеКТОриЯ» (https://proektoria.online/).
«ПроеКТОриЯ» – это
интерактивно-цифровая
платформа, которая создана для
помощи учащимся школ при
выборе своей будущей профессии.
На онлайн-площадке проводятся
конкурсы, опросы, предлагаются
интеллектуальные задания,
организуются совместные
проектные работы… На регулярной
основ е проводятся открытые
уроки, которые набирают во время
трансляции более миллиона
участников из школ по всей
России.
На портале собрана информация о десятках профессий, в том числе очень необычных и малознакомых даже для взрослого посетителя (для меня, например, открытием стала профессия «Социальный инженер»). А ещё для школьников здесь появился отличный сервис – «Примерочная профессий». Разработчики предлагают рассказать
о том, что важно в будущей профессии. И на основе выбора предлагают варианты возможных профессий.
На первый взгляд, всё традиционно. Но… Мы живём в очень интересное время! Когда-то, в далеком прошлом, выбирали профессию исходя из любимых школьных предметов. А теперь обучающемуся предлагают задуматься ещё и об условиях работы, целях и ценностях в жизни. Для моих учеников такой подход стал открытием.
Итак, школьные предметы, личные качества, условия работы, цели и ценности определены. Что на выходе?
Сервис предлагает несколько десятков профессий, соответствующих заданным условиям. Но я работаю с особенными детьми в рамках проекта «Дистанционное обучение детей-инвалидов», и поэтому есть возможность обсудить результаты с каждым персонально. Одному из учеников предложенные первые варианты не подошли по состоянию здоровья. И мы вместе стали обсуждать следующие предложения. У этого мальчика есть особенность: он очень увлечён информационными технология- ми, однако с точными науками не дружит. Открытием для него стали профессии, использующие возможности сетевых технологий, но далёкие от технических. Их много! И становится всё больше! А ещё этот сервис сумел отследить главное – прекрасные менеджерские задатки, которые можно использовать и развивать, работая онлайн. И это только один пример.