Текст: Светлана Викторовна Сульгина,
заместитель директора по научно-методической работе
МОУ «Школа № 8
им. А. С. Пушкина г. Черемхово»
Основой непрерывного образования педагогов является потребность в получении новых профессиональных знаний, инновационных методических продуктов и новых стратегических ресурсов. Сегодня система обеспечения роста кадрового потенциала в нашей школе переживает существенную трансформацию – педагоги создают новые образовательные решения по вопросам формирования современной развивающей речевой среды в школе. В основе данной трансформации – предоставление возможности каждому педагогу устанавливать внутренние контакты, выстраивать взаимодействие с целью оказания методической поддержки друг другу, совершенствование своей профессиональной деятельности по вопросам речевого развития школьников. Поэтому одной из основных форм повышения квалификации педагогов становится методическая работа, которая включает все содержательные и организационные формы оказания методической помощи учителям по проблемам создания развивающей речевой среды разновозрастных школьников.
Организационно-методическое сопровождение деятельности педагогов мы рассматриваем как целостную системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста педагогов, развития его основных педагогических компетенций.
Эти компетенции позволяют:
■ осуществлять самостоятельный поиск и анализ и формации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
■ разрабатывать программы учебных курсов, предметов, методические и дидактические материалы, обеспечивающие мощное речевое развитие школьников;
■ выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать учащимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
■ выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей, в том числе коммуникативные потребности одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
■ организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность школьников, выполнение ими индивидуального проекта по проблемам использования русского языка, его поддержки и сохранения;
■ реализовывать педагогическое оценивание речевой деятельности учащихся в соответствии с требованиями стандарта;
■ использовать возможности ИКТ для организации эффективного речевого пространства урока и внеурочной деятельности.
Модель «Пять шагов к успеху»
Эффективность деятельности учителя в нашей школе определяется моделью «Пять шагов к успеху».
Шаг первый –
целенаправленный выбор способов и форм повышения квалификации, направленный на предотвращение трудностей или освоение новых. В нашей школе каждому педагогу предоставлена возможность выбирать себе способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах других формах методической работы и повышения квалификации. Мы очень ценим имеющуюся возможность осваивать индивидуальные формы повышения своей квалификации. Педагоги могут объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных творческих групп по вопросам речевого развития учащихся. В таких условиях не только рождаются новые образовательные практики, но и происходит сканирование наших профессиональных проблем, интересов, потребностей.
Шаг второй –
освоение и использование образовательных технологий. Для оптимизации данного процесса в нашей школе применяется образовательный аутсорс. Действуем по принципу – в методической работе оставляем себе только то, что можем делать хорошо. Передаём внешнему партнёру то, что он делает лучше. Таким внешним партнёром выступает сетевой университет г. Черемхово. Повышение квалификации в формате «Сетевой университет» даёт педагогам возможность учиться в индивидуальном режиме. Расширяются возможности использования информационно-коммуникационных технологий при решении новых профессиональных задач, имеется полная свобода выбора программ образовательных модулей.
Кроме того, складывается опыт совместной деятельности с новыми коллегами, в результате которого происходит взаимообмен ресурсами по вопросам создания и развития современной речевой среды в пространстве школы. Нужно сказать, что знания и опыт, полученные в «Сетевом университете», педагогам хочется сразу же внедрить в практику свей деятельности. Так, например, изучив образовательный модуль «Образовательные технологии как ресурс для создания современной развивающей речевой среды», слушатели учились моделировать учебные занятия с использованием таких образовательных технологий, как «Кейс-стади» и «Дебаты», что в будущем позволит им успешно организовать учебное взаимодействие как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Шаг третий –
участие в коллективном сценировании образовательных занятий. Примером одной из наиболее интересных и эффективных форм методического взаимодействия в нашей школе является совместное проектирование развивающей речевой среды в ходе проведения открытых образовательных занятий разных предметных областей.
Урок готовится учителями одного методического объединения. Это помогает им постоянно совершенствовать, дополнять, привносить что-то новое.
Таким образом, уже подготовительная работа к уроку превращается в форму повышения квалификации, совместный творческий поиск. Коллективное сценирование, открытый показ образовательного занятия заканчиваются консультацией, в том числе в режиме онлайн.
Шаг четвёртый –
формирование проектной культуры в межуровневых проектных командах. Хочется отметить, что учителями начальной школы накоплен определённый опыт в использовании разнообразных способов создания развивающей речевой среды в образовательной деятельности. Этот опыт послужил основой для осуществления преемственных связей в содержании речевого развития школьников, в образовательных технологиях, используемых на уроке, при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного. Для этого мы в своей деятельности практикуем совместно с учителями начальной школы различные открытые мероприятия, в том числе мастер-классы с целью развития профессиональных компетенций в области речевого развития школьников, различные семинары по актуальным вопросам использования русского языка, мастерские, круглые столы. Такая форма работы, на наш взгляд, является результативной. В методическом плане происходит интеграция ресурсов между учителями начальной школы и основной, что существенно повышает качество образования.
Шаг пятый –
профессиональный опыт педагогов интегрируется в открытое научно-методическое пространство, создаётся система индивидуального профессионального развития учителя. На базе МОУ «Школа № 8
им. А. С. Пушкина г. Черемхово» был проведён муниципальный проблемный семинар «Создание единой речевой среды в ОО как один из способов достижения метапредметных результатов освоения ООП на уровнях общего образования», целью которого явилось развитие содержания, форм и методов повышения кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка. В ходе семинара участники обсудили актуальные проблемы по теме семинара, стали участниками демонстрационных площадок, посетили открытые показы образовательных занятий по теме семинара: уроки технологии во 2 классе, изобразительного искусства в 1 классе, математики в 8 классе, биологии в 9 классе. После уроков был организован продуктивный методический диалог по результатам наблюдения за особенностями организации речевой среды на открытых показах. Участники семинара актуализировали знания о содержании речевой среды, источниках речевого развития школьников, структурных элементах речевой среды, познакомились с содержанием Положения о едином речевом режиме в ОО, которое рассматривается как важное условие создания единой речевой среды. Для углубления проблематизации темы семинара и понимания стратегических задач в области укрепления позиций русского язык участники семинара собрали методический конструктор «Моделирование развивающей речевой среды в ОО», после чего состоялась презентация моделей развивающей речевой среды в ОО, разработанных временными творческими группами участников семинара. Проблемы создания развивающей речевой среды в ОО, обсуждаемые в ходе семинара, ещё раз убедили участников в том, что педагоги образовательных организаций г. Черемхово должны осознать и принять тот факт, что формы, методы изучения и преподавания русского языка должны соответствовать стратегическим приоритетам Российской Федерации, вызовам времени и запросам потребителей. Следует отметить интересный опыт проведения семинара для учителей информатики по теме «Создание преемственной развивающей речевой среды как одно из условий обеспечения качества современного образования по информатике и ИКТ». На открытии семинара внимание участников было акцентировано на проблеме семинара: каким образом реализовать государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» по направлению развития кадрового потенциала по вопросам обучения русскому языку в образовательной системе школы? Участники семинара провели самодиагностику компетенций по вопросам русского языка и пришли к выводу о необходимости совершенствования данных компетенций. В результате работы с методическими тренажёрами учителя провели анализ речевой среды на уроке информатики, в творческих группах разработали демоверсии учебных заданий, которые могут стать ресурсом для активизации речевой деятельности школьников на уроке. В рамках семинара учителя информатики обсудили вопросы введения единого речевого режима как важного условия создания единой речевой среды в образовательной организации. Результатом работы участников семинара явилось создание коллективной пилотной модели развивающей речевой среды на уроке информатики. Подводя итоги семинара, учителя сделали вывод о ресурсоёмкости урока информатики для речевого развития школьников.
Следует отметить, что с помощью реализации модели «5 шагов к успеху» решено определённое количество задач профессионального развития: принятие педагогами идеологии государственных образовательных стандартов, погружение в новую систему требований к речевому развитию школьников, повышение мотивации к овладению учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач создания развивающей речевой среды, формирование инновационного духа педагогического коллектива, единение педагогического коллектива для решения задач инновационного развития школы. Методическая работа в нашей школе – это непрерывное образование, умение сотрудничать, деловые умения, компетентность в решении современных задач, жизненных проблем. Это обладание научно-педагогической грамотностью, культурой педагогического интеллекта. Это проникновение в сущность новых технологий, это опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Это новые смыслы и ценности, это культура взаимодействия и общения, информационная культура. И, наконец, это творчество.