Текст: Татьяна Григорьевна Горщарук,
воспитатель МКДОУ ШР «Детский сад № 10 “Тополёк”»
Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из главных направлений развития ребёнка является коммуникативная направленность.
Эффективным приёмом активизации речи дошкольников служат речевые игры. Их можно применять в любые режимные моменты, в естественных условиях, когда ребёнок занят повседневными делами. Так речевой материал запоминается легче и быстрее.
«Волшебные» слова
В своей профессиональной деятельности активно использую речевые игры с детьми в режимных моментах. Например, утренний приём детей организую на основе игровой мотивации, когда каждое утро к детям вместе с воспитателем выходит Почтальон (игрушка по выбору детей). Игрушка-почтальон имеет при себе сумку, где находятся часы. На них картинками обозначены все режимные моменты (время сна, завтрака, игр, прогулки, гимнастики и т. д), для того чтобы малыши быстрее поняли, какие интересные дела им предстоит сделать до прихода родителей, и перестали тревожиться.
При смене деятельности я каждый раз проговариваю «волшебные» слова: «Стрелку я сейчас кручу, что нам делать расскажу». Дети быстро запоминают «волшебные» слова, затем по очереди вращают стрелку, произносят их и говорят, что дальше они будут делать.
Перед завтраком, когда часы указывают, что пора идти умываться, Почтальон напоминает детям правила умывания: «Перед началом умывания закатать рукава, хорошо намылить руки и смыть их над раковиной, не брызгать воду на пол, а отжимать воду с рук над раковиной».
В процессе умывания дети проговаривают небольшую потешку:
Ай, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся
И всем улыбаемся.
Когда часы указывают, что пора играть, Почтальон находит в своей сумке, например, игрушку петушка и книжку.
«Ребята, посмотрите, что я нашёл в своей сумке! Что это такое, кто мне скажет? Правильно, это петушок. Давайте вместе с петушком споём его песенку… Сейчас я расскажу вам, кто такой петушок». После рассказа почтальона дети могут поиграть с ним, покормить его.
Перед дневным сном, когда часы указывают, что пора ложиться спать, Почтальон предлагает почитать книжку:
Ходит дрёма у кроваток, баюшки-баю.
Чьи тут глазки спать хотели? Знаю, знаю.
Ты не три их кулачками, закрывай
И быстрее засыпай, засыпай.
Ножки и ушки,
Носик мой спит и сопит,
Спят мои брови, Лоб и макушка,
И голова на мягкой подушке
Тоже давно уже спит.
В детском садике у нас
Наступает «тихий час».
Дети глазки закрывают
И тихонько засыпают.
Баю-баю-баиньки,
В огороде заиньки.
Зайки траву едят,
Малым деткам спать велят.
«Я это делаю так…»
Особо стоит обратить внимание на уход ребёнка из детского сада. Он не должен забывать правила хорошего тона: ему нужно попрощаться с воспитателем и детьми группы.
Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребёнка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения. Я это делаю так: Почтальон-игрушка забегает к детям в группу и говорит: «У меня хорошая новость, у меня в сумке остались подарки-жетоны».
Дети подходят и начинают спрашивать. Почтальон отдаёт подарок-жетон тому, за кем пришли родители. На жетоне в виде домика написано персональное задание для каждой семьи: что нужно принести или сделать для организации образовательной деятельности. Например, принести пёрышки и яичную скорлупу для проведения наблюдения.
Важнейшим условием для совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И вот именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и застенчивые дети вступают в речевое общение и раскрываются.1
1 Фото в статье из архива автора.