• Роль педагога-психолога в формировании мотивации к изучению русского языка у детей старшего дошкольного возраста

    03 Мар 2021
     
    14:34
     

    В сокращении

    Текст: Алёна Анатольевна Сидорова,
    педагог-психолог МБОУ ИРМО Детский сад комбинированного вида в «ЖК Луговое»

    Русский язык – это выразительный и звучный язык,
    гибкий и мощный. Ему свойственны величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность.

    А. С. Пушкин

    Роль педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении очень высока. Так, например, он участвует в деятельности, направленной на развитие у детей познавательных способностей, формирует положительную мотивацию к изучению родной литературы, родного языка и национальной культуры. /…/
    Многие способности детей начинают развиваться с рождения и, если семья заинтересована в развитии своего ребёнка, то ребёнок начинает заниматься теми видами деятельности, которые способствуют его развитию. И вот маленький человек приходит впервые в детский сад, где начинает реализовывать свой многогранный потенциал.
    Будучи педагогом-психологом, я помогаю детям развивать их способности путём различных игр, ненавязчиво и спокойно применяю учебные и трудовые элементы. Занятия с различными творческими играми приобретают особое значение при развитии детской мотивации. И это я также учитываю на занятиях по изучению русского языка, которые провожу с учётом гуманно-личностного подхода.
    Одной из задач обучения детей старшего дошкольного возраста русскому языку и основам национальной культуры является усвоение ими знаний и умений, помогающих развивать умственные способности и формирующих желание заниматься. К старшему дошкольному возрасту наши дети обладают способностью систематизировать то, что они знают и умеют, связывать между собой эти «приобретения».
    Повышение мотивации старших дошкольников в процессе игрового обучения /…/ Успех учебной деятельности напрямую зависит от речевого развития ребёнка. Непосредственное влияние на речевое развитие оказывает книга. Поэтому на своих занятиях использую живое чтение с обсуждением прочитанного. В ходе моей многолетней педагогической деятельности приятно наблюдать, что по итогу такой работы большинство детей начинают владеть развёрнутой фразовой речью, навыками, соответствующими возрастным особенностям, что, бесспорно, помогает им адаптироваться к школе.
    Известные психологи П. Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др. утверждают, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое формируется на детских ощущениях, и что это мышление необходимо развивать. Помогают в данной работе книга и работа с текстами.

    Необходимо учесть, что в развивающей работе с дошкольниками важное место занимает игровая форма. Здесь важен творческий подход. На развивающих занятиях мы знакомимся с русским фольклором, используем русские музыкальные инструменты, вспоминаем сказки русских писателей и русского народа, где упоминаются инструменты.
    При помощи музыкальных руководителей дети получают возможность услышать звуки этих инструментов, прикоснуться к инструментам и даже поиграть на них.
    Педагогами физического воспитания проводятся старые русские игры, где дети не только активно двигаются, но и знакомятся с появлением на Руси таких развлечений.
    Совместно с воспитателями организуется постановка мини-спектаклей по мотивам русских сказок. Невозможно передать интерес, с которым дети исполняют разные роли. Следует отметить, что в такой творческой развивающей работе дети изучают историю русского народного костюма. Родители (законные представители) детей приглашаются к активной взаимной деятельности в этом направлении. Многие из них оказывают помощь в изготовлении русских народных костюмов.

    Необходимо учесть, что если деятельность ребенка носит творческий характер, то это мотивирует его на дальнейшую работу, в процессе которой он размышляет, и поэтому такая деятельность становится привлекательной для него. Ребёнок открывает новые знания, расширяет свои возможности и горизонты, что становится стимулом для дальнейшего изучения русской культуры, литературы и родного языка.

    Учителем-логопедом проводятся занятия, направленные на изучение русского языка. Яркий раздаточный материал с разнообразными картинками и алфавитом помогает детям быстро запоминать звуки и буквы, развивать фонематический слух и восприятие. Дети легко запоминают слова-обобщения, антонимы и синонимы.
    Совместная творческая деятельность педагога-психолога, специалистов образовательного учреждения и детей повышает детскую самооценку, их уверенность в себе, а главное, формирует в детях чувство удовлетворенности от достигнутых результатов и желание взаимодействовать.
    В дошкольном возрасте ребёнок овладевает новыми способами действий, которые позволяют ему решать более сложные задачи, а развивающий результат напрямую зависит от образовательных задач, которые ставятся перед ним.

    Важно помнить, что ребёнок дошкольного возраста – это «первооткрыватель», «исследователь», который стремится узнавать новое.

    Однако для реализации ситуации успеха важна активная позиция взрослых. Нас – педагогов, родителей. Важно то, как мы преподнесём ему ценность русской культуры, русского языка, русской истории, то, насколько мы сами будем заинтересованы в этом. Пусть будущий школьник получит возможность выразить себя в слове, и работа по формированию мотивации к изучению русского языка достигнет своей цели.

    Мы в социальных сетях: