Текст: Елена Евгеньевна Воробьёва,
воспитатель МАДОУ № 117,
г. Ангарск
Варвара Сергеевна Заболотская,
воспитатель МАДОУ № 117,
г. Ангарск
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в своё время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. В стандарте прописаны компетенции, которыми должен обладать педагог, одной из которой является коммуникативная компетентность, предполагающая
«…грамотное владение устной и письменной речью, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач…».
Итак, речь в статье пойдёт именно о коммуникативной культуре современных педагогов. Чтобы привлечь ваше внимание к данной проблеме и попытаться «определить» свой личный уровень владения родным языком, предлагаю пройти очень простое тестирование, которое будет состоять из двух заданий. Первое: назовите, пожалуйста, все буквы английского алфавита. Нисколько не сомневаюсь, что вы назвали по порядку и абсолютно правильно даже самые сложные буквы. Задание второе: назовите, пожалуйста, все буквы русского алфавита. Уверена, что кто-то не справился с заданием; и даже если вы назвали по порядку все буквы, возможно, назвали их правильно не все, например: «эль», «эр», «ха», «ша» и др. Конечно, это не говорит о том, что вы неграмотны, но, пожалуй, есть над чем задуматься.
Педагоги нашего детского сада (МАДОУ № 117 Ангарского городского округа) всегда стремятся к совершенствованию педагогических компетенций, умений и навыков, ответственно относятся к повышению квалификации. И когда в мае 2020 года от сектора сопровождения инновационных практик, проектов и программ Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Иркутской области» в рамках реализации проекта «Проведение серии мероприятий, направленных на создание эффективных условий формирования в образовательных организациях Российской Федерации развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком» поступило приглашение нашему педагогическому коллективу принять участие в повышении квалификации в очно-заочном формате с использованием дистанционных образовательных технологий по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему «Вопросы совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации в образовательной организации», коллектив педагогов нашего «Теремка» полным составом – в количестве 61 человека – это приглашение принял.
В процессе обучения педагоги рассмотрели следующие модули: модуль «Нормативно-правовые и организационные вопросы функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации в образовательной организации», в рамках которого познакомились с основными направлениями реализации языковой политики в сфере образования; модуль «Владение нормами современного русского языка как обязательное условие для всех участников образовательного процесса», где были освещены основные вопросы грамматики современного русского литературного языка: основные типы ошибок, нарушающих морфологические нормы, пути предупреждения ошибок; модуль «Создание развивающей речевой среды в образовательной организации с целью совершенствования условий функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации», в рамках изучения которого были освещены вопросы проектирования речевой среды всеми участниками образовательных отношений; модуль «Эффективные образовательные технологии, приёмы и методы изучения русского языка» содержал следующие темы: «Формирование читательской культуры у детей дошкольного возраста», «Дидактическое пособие «Путешествие Звуковичка» как средство формирования всех компонентов речи дошкольников», «”Дети-волонтёры” как инструмент речевого и социально-коммуникативного развития дошкольников» и «Интерактивные технологии как инструмент совершенствования речевой деятельности в образовательном пространстве ДОУ». В рамках последнего модуля был представлен опыт работы наших коллег: старшего воспитателя О. В. Едаковой по теме «Развитие всех компонентов речи детей старшего дошкольного возраста в процессе создания и использования говорящих плакатов» и воспитателя Е. Е. Воробьевой: «Развитие речи дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс современных интерактивных форм работы».
Результатами интереса нашего педагогического коллектива к данному курсу можно считать появление в родительских уголках групп рубрики «Пиши и говори правильно», в которых педагоги популяризируют фонетические и орфографические нормы русского литературного языка; повышение критичности по отношению к собственной речи и организации деятельности с воспитанниками по развитию речи.
В сентябре 2020 года Институт развития образования Иркутской области предложил нашему коллективу принять участие в освоении ДПП ПК «Вопросы формирования развивающей речевой среды в образовательной организации», но уже в ином качестве. Теоретический блок обеспечивали специалисты ГАУ ДПО ИРО, а вот «Практический опыт формирования развивающей речевой среды в образовательной организации» представляли шесть стажировочных базовых (опорных) площадок ГАУ ДПО ИРО, в том числе и мы, коллектив МАДОУ № 117 Ангарского городского округа. При этом три педагога нашего дошкольного учреждения прошли повышение квалификации в рамках предложенной программы.
Стажировочные сессии были организованы в online режиме и представляли собой широкое разнообразие практического опыта:
■ педагоги МБДОУ «ДСОВ № 79» МО г. Братска в рамках темы «Создание естественной языковой среды для стимулирования процессов овладения русским языком детей-инофонов» предложили вниманию слушателей опыт работы по созданию условий для формирования соответствующих профессиональных компетенций педагогов; обсудив тему «Культура речи педагога как фактор развития речевой коммуникации детей», стажёры смогли поучаствовать в образовательном интерактиве «Система работы по эффективной адаптации и социализации детей-инофонов»;
■ педагоги МДОУ № 4 г. Черемхово представили тему «Формирование развивающей речевой среды как основы повышения культуры владения русским языком», остановившись на содержании компетенций педагогов в области культуры владения русским языком; на важности формирования читательской культуры у
детей дошкольного возраста; представив эффективные практики формирования развивающей речевой среды, в том числе посредством цифровой образовательной среды;
■ педагоги МДОУ ИРМО «Детский сад комбинированного вида в ЖК «Луговое» предложили тему «Предметно-развивающая среда как одно из основных условий полноценного освоения, функционирования и развития русского языка в ДОУ», предложив опыт работы над развитием связной речи детей дошкольного возраста посредством использования метафорических карт, поделившись практикой работы по формированию представлений о значимости и ценности русского языка в ДОУ посредством фольклорных жанров, подчеркнув эффективность организации общения педагога-психолога с узкими специалистами ДОУ и родителями воспитанников;
■ педагоги МКДОУ Шелеховского района «Детский сад № 14 «Алёнка» представили тему «Создание активной, доступной модели развивающей предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников». Коллеги продемонстрировали опыт проектирования речевой среды дошкольной образовательной организации всеми участниками образовательных отношений: слушателям была предложена виртуальная экскурсия по группам МКДОУ ШР «Детский сад № 14 «Алёнка» с просмотром речевых уголков; предложен ряд оригинальных игровых приёмов работы с картинами, самостоятельная разработка слушателями дидактической игры с использованием репродукции русского художника в соответствии с возрастом детей;
■ педагоги МКДОУ Шелеховского района «Детский сад № 10 «Тополёк» предложили слушателям рассмотреть тему «Организация речевой развивающей среды в ДОУ» в формате образовательного квеста, в ходе которого были проработаны вопросы организации работы по соблюдению единого речевого режима, подходы к созданию развивающей речевой среды в ДОУ, эффективные приёмы и формы деятельности с педагогами и воспитанниками;
■ педагоги нашего МАДОУ № 117 Ангарского городского округа раскрыли тему «Развивающая речевая среда дошкольного образовательного учреждения как основа повышения культуры владения русским языком и условие развития самостоятельности, инициативности, активности воспитанников в разных видах и формах деятельности». 16 воспитателей и специалистов под руководством заместителей заведующего по воспитательной и методической работе О. В. Кузьминой и Л. Н. Чернышевой представили свой практический опыт, побуждая слушателей не только слушать и наблюдать за процессом, но и активно участвовать в нём.
Так, учитель-логопед Т. А. Комаровская представила слушателям ряд проверенных на практике игр и упражнений, а музыкальный руководитель О. Г. Рыбаченок предложила уточнить правильность грамматических форм слова при пропевании известных речёвок. Кстати, музыку к обучающим речёвкам-песенкам Олеся Геннадиевна написала сама. Воспитатель В. С. Заболотская ярко и обстоятельно рассказала об эффективности опыта приобщения к языковой культуре воспитанников разного возраста в процессе реализации групповых проектов.
Под руководством старшего воспитателя О. В. Едаковой и воспитателя Л. С. Малышевой слушатели попробовали себя в моделировании коммуникативного квеста для дошкольников. Уникальный опыт по использованию толкового словаря в решении задач обогащения и активизации словаря воспитанников 4–6 лет, в повышении грамотности педагогов и родителей представила слушателям воспитатель Е. Е. Воробьёва. Воспитатель Е. С. Макарова рассказала о партнёрском взаимодействии с родителями по вопросам развития речи воспитанников раннего возраста в ходе встреч в «Родительской Неотложке», где родители сначала сами обозначают свои проблемы, а после самостоятельно находят способы их решения; педагог же выступает в роли сопровождающего тренера. Воспитатель И. Н. Павшенко представила простые и оригинальные, в том числе шуточные, авторские приёмы стимулировании речи воспитанников, которые можно использовать в повседневной жизни, – ненавязчиво, но результативно. Высоко оценили слушатели за простоту и практичность и мобильные наглядно-информационные пособия для родителей, рекомендованные Ириной Николаевной.
Воспитатель А. В. Евдокимова своей фотопанорамой предметно-пространственной среды группы смогла убедить, что каждый предмет в групповом помещении при правильном подходе может стать «говорящим» и влиять на речевое развитие и культуру коммуникаций воспитанников. Если же это пособие «Лэпбук», в многофункциональности, мобильности и разнообразии которого убеждены учитель-логопед А. В. Швецова и воспитатель
О. М. Боровых, или напольная дидактическая игра, представленная воспитателем Е. Ю. Власовой, то задачи активизации речевого общения не вызывают никакого затруднения, а задачи развития речи решаются будто сами собой. В завершение встречи слушатели с удовольствием поучаствовали в мастер-классе по изготовлению пособия «Говорящий плакат» под руководством О. В. Едаковой и освоили этапы изготовления альбома в программе «ПервоЛого» вместе с воспитателем О. М. Лактионовой.
Хочется поблагодарить специалистов ГАУ ДПО ИРО и коллег всех названных выше образовательных учреждений за возможность реального профессионального общения с коллегами; за представленный ими, большей частью оригинальный и, бесспорно, интересный, полезный практический опыт; за возможность посмотреть по-новому на собственную деятельность, оценить себя критически. А это значит, поставлены новые задачи, родились новые идеи… Ещё больше их станет после проведения в конце октября – начале ноября Регионального конкурса сценариев и конспектов разных видов и форм организации образовательной деятельности с воспитанниками дошкольного возраста «С русским языком – к взаимопониманию россиян» для педагогических работников Иркутской области, инициатором и организатором которого стало МАДОУ № 117.