• Статус базовой (опорной) площадки как результат деятельности школы с низкими результатами обучения по повышению качества образования

    02 Мар 2021
     
    10:30
     

    Текст: Анна Петровна Кузнецова,
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ «Верхне-Идинская СОШ» МО Боханский район

    Марина Геннадьевна Булгакова,
    руководитель центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО, кандидат исторических наук
    ГПРО 2.2

    «Дорогу осилит идущий»


    В 2013–2016 гг. МБОУ «Верхне-Идинская СОШ» входила в группу школ с низкими результатами обучения (далее – НРО) и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. В 2020 году, повысив качество образования, школа вошла в группу контрольных школ Региональной каскадной модели комплексного сопровождения муниципальных образовательных систем, общеобразовательных организаций. Следующим шагом, который был сделан педагогическим коллективом для развития образовательной организации и осмысления собственного опыта выхода из квинтеля школ с НРО, стало участие в региональном конкурсном отборе среди школ с низкими результатами обучения, школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, и школ, показывающих стабильно высокие результаты в сходных условиях, в номинации «Лучшая практика – ресурс реализации программы повышения качества образования школы с низкими результатами обучения и школы, функционирующей в неблагоприятных социальных условиях». Результатом этого участия стала победа в конкурсе. Получив статус базовой (опорной) площадки, при руководстве и поддержке Института развития образования Иркутской области школа начала осуществлять деятельность по разработке и реализации проекта сетевого взаимодействия школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в сложном социальном контексте, «Мастерская успеха», который стал частью школьной программы повышения качества образования. Цели проекта – разработка и внедрение системы взаимодействия школ, которая бы способствовала развитию образовательной среды и была направлена на передачу опыта работы по повышению качества образования. Достижение намеченных целей предполагает реализацию основных направлений работы:
    ❶ Создание сетевой организации школ-партнёров, в том числе тех школ, которые находятся в сложном социальном контексте, на основе принципов взаимодействия, социального партнёрства через организацию межшкольного виртуального педагогического совета.
    ❷ Повышение профессионального роста педагогических работников школ-партнёров через организацию мобильного методического кабинета в сети «Интернет» и создание виртуальной методической копилки «Педагогический рост».

    ❸ Взаимодействие и сотрудничество учащихся школ-партнёров через реализацию сетевого проекта «Путь к успеху», который предусматривает проведение совместных мероприятий, включение учащихся в работу НОУ, в деятельность по дополнительному образованию детей.
    ❹ Взаимодействие родительской общественности разных школ через реализацию виртуального родительского клуба. Тиражирование педагогического опыта 10 июня 2020 года в МБОУ «Верхне-Идинская СОШ» подготовила и провела образовательную стажировку по теме «Формирование навыков осознанного чтения в процессе урочной и внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС как основа повышения качества образования».

    Начальным этапом организации стажировки стал сбор образовательных запросов педагогических работников школ – участников региональной каскадной модели. Анализ этих запросов и собственного опыта работы по повышению качества образования позволил школе определить тему стажировки. Разрабатывая программу проведения стажировки, педагоги МБОУ «Верхне-Идинская СОШ» исходили как из возможностей своей образовательной организации, так и из тех затруднений, которые возникают у педагогических работников при реализации ФГОС. Коллегам были предложены пути повышения качества образования, разработанные и апробированные в школе и определённые с учётом проблем, выявленных при подготовке учащихся к итоговому собеседованию и при написании ВПР. Также было отмечено, что если на уроках русского языка, литературы, чтения работа по формированию навыков осознанного чтения ведётся активно, то, как правило, на других уроках такой вид деятельности обучающихся организован слабо. Участникам стажировки были предложены как лекционные, так и практические занятия с использованием индивидуальных и групповых форм работы, а также мастер-класс, игра и открытые занятия.

    Тьюторами стажировки стали директор школы А. П. Кузнецова, учителя русского языка и литературы Н. Р. Максимова и
    Ю. В. Канурина, учителя начальных классов Н. В. Мишустина и
    С. А. Вороная, педагог-библиотекарь Н. Ю. Шелковникова.

    Идёт работа по созданию лэпбука.

    «Мероприятия проведены на высоком уровне»


    В основу образовательной стажировки легли практические занятия, проведённые тьюторами. Содержание и методика этих занятий основывались на личном образовательном опыте педагогов. Участники стажировки смогли ознакомиться с деятельностью учителей на представленных открытых уроках: «Работа с историческими источниками как способ формирования читательской грамотности обучающихся» (учитель Г. С. Масленг), «Приёмы работы с текстом на уроках физики» (учитель
    А. Ю. Перминов), «Формирование навыков осознанного чтения через проектную деятельность в начальных классах» (учитель
    С. А. Вороная). Все уроки были проведены с использованием практико-ориентированных приёмов развития познавательных запросов учащихся и получили высокую оценку участников стажировки.
    Работу стажировочного дня продолжили заместитель директора по воспитательной работе А. П. Даниленко, которая провела квест-игру «Мы помним Великую Победу», и руководитель театрального кружка Г. С. Масленг, которая продемонстрировала мастер-класс «Мнемотехника-помощник в обучении». Всеми слушателями была отмечена высокая практическая направленность этих мероприятий.
    Стажёрские пробы прошли под руководством учителей русского языка и литературы Ю. В. Кануриной, Н. Р. Максимовой,
    А. П. Кузнецовой. Участникам стажировки было предложено систематизировать приёмы работы с учащимися, отделить эффективные приёмы от неэффективных. Данный вид работы позволил определить, насколько качественно были организованы практические занятия и насколько глубоко стажёры смогли погрузиться в тему.

    Завершающим этапом образовательной стажировки стала коллективная работа над проектом «Формирование навыков осознанного чтения в процессе урочной и внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС» как раздела программы повышения качества образования.

    В течение всей стажировки педагоги вели дневники стажёра, разработанные тьюторами. Вовлечение стажёров в активную деятельность позволило обеспечить приоритет самостоятельной поисковой работы, способствовало проведению активного профессионального диалога с коллегами, обеспечило расширение границ профессионального сотрудничества. Для школы стажировка стала эффективной формой повышения квалификации.

    По окончании стажировки, в ходе рефлексивного этапа, слушатели поделились своими впечатлениями: «Работу стажировочной площадки можно охарактеризовать как высокоэффективную. Намеченные цели достигнуты. Изучен опыт работы МБОУ “Верхне-Идинская СОШ”», «Многому научилась у педагогов-мастеров, наметила новые цели в своей дальнейшей работе», «Стажировочная площадка для меня прошла эффективно, я получила новые знания, которые буду применять на практике», «Мероприятия проведены на высоком уровне»1.


    1 Фото в статье из архива авторов.

    Мы в социальных сетях: