• Важен каждый ученик!

    01 Мар 2021
     
    15:40
     

    Текст: Инна Сергеевна Пешня,
    руководитель центра развития инновационного опыта,
    ГАУ ДПО ИРО, кандидат педагогических наук

    Цель Национальной стратегии образования – войти в десятку ведущих стран по качеству образования, но только очень важно понять: мы просто соревнуемся или мы хотим достичь действительно очень значимых целей.
    Наша задача – гармонизировать два очень важных процесса: с одной стороны, достичь высоких результатов, а с другой стороны, создать такие условия, чтобы ребёнок в этом образовании был счастливым, весёлым, заинтересованным и, конечно же, воодушевлённым.
    «Важен каждый ученик!» Перед нами стоит важная задача – обеспечить равный доступ к качественному образованию всех обучающихся.
    Сегодня необходимо понять, что такое эффективная архитектура образовательной среды.

    Как школа планирует влиять на качество образования? Какие факторы мы задействуем в своей работе? На что мы собираемся делать акценты в своей работе? Как управлять процессом достижения необходимых результатов? В Иркутской области на протяжении ряда лет ведётся активная работа по сопровождению школ с низкими образовательными результатами, работающих в сложных социально-экономических условиях, а также адресная поддержка учеников с проблемами в обучении.

    Но дело всё в том, что образование всегда было дело совместным, когда мы говорим: школа, а тем более школа с низкими результатами,
    мы понимаем, что это мы делаем все вместе. Именно поэтому на региональном и муниципальном уровнях были созданы рабочие группы, в состав которых входят на уровне региона: представители министерства образования Иркутской области, службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области, Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Центра профилактики, реабилитации и коррекции, Центра развития дополнительного образования детей, Центра оценки профессионального мастерства, квалификаций педагогов и мониторинга качества образования.
    На уровне муниципальных образований:
    ■ победители конкурсов профессионального мастерства, эксперты ГИА, представители профессиональных педагогических объединений, муниципальных методических служб, органов управления образованием. Определены муниципальные координаторы, кураторы из резильентных школ, которые непосредственно сопровождают команды школ с низкими результатами обучения.

    Региональные проекты по сопровождению школ с низкими результатами обучения предполагают реализацию ряда важных и необходимых мер по повышению качества образования. Я остановлюсь только на некоторых.

    Национальная система учительского роста ставит перед системой дополнительного профессионального образования новые задачи: переход от массового повышения квалификации к персонифицированному. Решение поставленной задачи мы видим при обеспечении взаимосвязи результатов оценочных процедур и приоритетов в области повышения квалификации педагогов. Направленность, содержание и, в том числе, формат повышения квалификации педагогических работников необходимо определять, учитывая актуальность для определённых групп работников образования с учётом выявленных в оценочных процедурах профессиональных резервов или же дефицитов. Какие ресурсы и механизмы на уровне региона могут эффективно решить поставленную задачу? В системе образования Иркутской области создан и эффективно функционирует Региональный тематический инновационный комплекс. Это сетевое партнёрское объединение образовательных организаций, муниципальных органов управления образованием, центров развития образования, которые по итогам экспертизы реализуемых проектов получают статус: «Базовая (опорная) площадка», «Пилотная площадка», «Инновационная педагогическая площадка», «Опытно-экспериментальная площадка». Каждая площадка имеет своё необходимое, важное предназначение и реализует проекты при научно-методическом сопровождении Института развития образования Иркутской области. Региональный тематический инновационный комплекс позволяет в региональной системе образования обеспечить «стартовую» апробацию новых идей, моделей, программ, технологий; реализовать инновационные проекты, программы по актуальным направлениям современного образования; апробировать в образовательной практике научные и методические проекты, в том числе и совместно с нашими федеральными партнёрами.
    Региональный тематический инновационный комплекс – это возможность для образовательной организации, с одной стороны, развивать свой инновационный потенциал и, с другой стороны, стать площадкой для обучения других образовательных организаций, нуждающихся в необходимом опыте, в том числе и для школ с низкими результатами обучения. Векторы инновационного развития площадок РТИК определены с учётом задач национального проекта «Образование» учитывают существующий запрос на развитие системы образования Иркутской области по результатам участия педагогических работников в оценочных процедурах. Результат совместного сотрудничества Института развития образования и образовательной организации, имеющей статус площадки РТИК, –
    это тот методический продукт, методический опыт, который востребован в условиях повышения качества образования. Для школ с низкими результатами обучения прошло очень интересное мероприятие «Марафон вариативных профессиональных проб», где площадки РТИК ГАУ ДПО ИРО продемонстрировали свой опыт эффективного решения проблем, влияющих на качество образования, таких как:

    ■ решение вопроса низкой материально-технической обеспеченности через организацию сетевого партнёрского соглашения;
    ■ реализация профильного обучения, в том числе с участием вузов и бизнес-сообщества.

    Наши школы показали опыт создания ИНК-классов в сотрудничестве с Иркутской нефтяной компанией;
    ■ организация обучения детей в классе, когда есть ученик с ограниченными возможностями здоровья;
    ■ создание мотивационной среды в школе, так чтобы наши дети бежали в неё с удовольствием;
    ■ как сделать родителей своими партнёрами;
    ■ как эффективно и грамотно организовать дистанционное обучение.
    Содержание и формат повышения квалификации школьных команд вызывает огромный интерес у образовательных организаций Иркутской области. Это обусловлено рядом позиций:
    ■ содержание было определено под те проблемы, которые существуют в школах с низкими результатами обучения и которые выделялись поитогам исследований;
    ■ практико-ориентированный характер обучения;
    ■ возможность диалога со школами, успешно решающими данные проблемы;
    ■ возможность создания собственного продукта, определяющего дальнейшие шаги развития школы по итогам участия профессиональной пробе.

    Всё не заканчивается отдельными мероприятиями. В продолжение профессионального диалога Институтом развития образования разработана коммуникационная платформа «Образование для жизни», которая даёт возможность познакомиться с опытом наших площадок, также задать вопрос экспертам, получить консультацию и выставить свои разработки на экспертизу.

    Мы в социальных сетях: