Текст: Оксана Геннадьевна Гаева,
учитель математики МБОУ
г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 29
Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Несомненно, инклюзивное образование – отличная идея в плане социализации и толерантности молодого поколения, где учащиеся привыкают общаться и находиться совместно с детьми-инвалидами, понимая, что каждый имеет право на образование и развитие. Исходя из этого, инклюзивное образование базируется на следующих принципах:
❶ Ценность человека не зависит от его особенностей и достижений.
❷ Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
❸ Каждый человек способен чувствовать и думать.
❹ Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
❺ Все люди нуждаются друг в друге.
❻ Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
❼ Разнообразие улучшает все стороны жизни человека.
❽ Для всех обучающихся достижение прогресса, скорее, может произойти в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
Один из способов реализации данных принципов – дистанционное обучение, особенностью которого является его основа – информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), которые позволяют ребёнку с ограниченными возможностями здоровья на расстоянии от педагога получить качественное образование и в дальнейшем участвовать в жизни общества
Дистанционное обучение – образовательная система, в рамках которой осуществляются образовательные услуги детям с особыми потребностями с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от школы. В современном обществе необходимость дистанционного обучения не только детей с ОВЗ, но и обычных встала особенно остро. Как показала практика, дистанционное обучение в период пандемии открыло ряд острых проблем, с которыми столкнулись и ученики, и педагоги, и родители. Помимо материального и технического оснащения возникли проблемы с мотивацией обучения, осмысленностью и самоорганизацией обучающихся. На мой взгляд, дистанционное обучение должно выстраиваться на основании следующих принципов:
❶ Принцип активности и самостоятельности обучающихся как основных субъектов образования, подразумевающий наличие внутреннего мотива получения образования.
❷ Принцип кооперативной деятельности, предусматривающий совместную деятельность обучающегося с педагогом по планированию,реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения. Деятельностная сторона дистанционного обучения должна превалировать над информационной, а это значит, что, во-первых, содержание учебных материалов выстраивается вокруг основных видов деятельности обучающегося; во-вторых, организация процесса обучения построена на рефлексии обучающимися собственного опыта и результатов учебной деятельности.
❸ Принцип опоры на жизненный опыт обучающегося, используемый в качестве одного из источников обучения.
❹ Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый выбирает себе собственную программу обучения с учётом образовательных потребностей и целей, опыта, психологических и физических возможностей.
❺ Принцип актуализации результатов обучения, предполагающий безотлагательное применение на практике приобретённых знаний.
❻ Принцип рефлексивности, подразумевающий осмысление обучающимися всех параметров процесса обучения, способов деятельности и, главное, собственных изменений.
❼ Принцип модульно-блочной организации содержания образования и деятельности обучающихся.
❽ Проблемность, диалогичность и практико-ориентированность содержания и характера взаимодействия в учебном процессе.
❾ Системность и целостность обучения.
Этот принцип предусматривает соответствие содержания, методов, средств обучения и видов деятельности.
❿ Принцип сочетания видов общения. С одной стороны, осуществление определённых коммуникаций через Интернет (компьютерные конференции, электронная почта) может снять некоторые психологические барьеры, способствовать раскрепощению обучающегося; с другой стороны, только в непосредственном общении возможно отслеживать динамику изменений потребностей обучающегося и траекторию его развития, проводить экспертизу творческих результатов деятельности, решения нестандартных ситуаций, содействовать развитию креативных, коммуникативных и рефлексивных способностей.
В своей деятельности я выстраивала дистанционное обучение с учётом этих принципов. Обучение проводила на базе интерактивной образовательной онлайн-платформе «Учи.ру» при помощи видео-конференц-связи Zoom; сайта Uztest.ru, интерактивной тетради skysmart, а также Google Формы и пр. На базе платформы «Учи.ру» проводила уроки и групповые консультации для учащихся. В отличие от видео-конференц-связи Zoom, на уроках на платформе «Учи.ру» можно слышать и давать возможность ответить лишь одному учащемуся, поэтому не создаётся постороннего фонового шума; также можно увидеть, кто из учащихся понял или выполнил задание правильно, для этого используется инструмент «ладошка». Работа построена следующим образом: при объяснении материала участник урока нажимает на объект «ладошка», учитель это видит на своём экране, подключает ученика, тот задаёт вопрос и получает разъяснения. При выполнении задания одним из участников урока остальные могут не согласиться с ответом и, подняв ладошку, высказать своё мнение.
Или при проведении опроса или теста называется вариант ответа, и те учащиеся, кто согласен с ответом, поднимают ладошки. Кроме устных ответов можно дать ответы письменные: сообщить в чате всем или индивидуально. Наряду с уроками на платформе «Учи.ру» можно давать обучающие или контролирующие карточки с заданиями, контрольные и проверочные работы в индивидуальных вариациях. Они могут выдаваться ограниченно по времени.
Для учащихся предусматривалась возможность просмотреть урок по ссылке. Для этого я использовала iSpring Free Cam – это программа записи экрана компьютера. То есть, проводя урок, я вела запись, потом при необходимости редактировала её и отправляла на канал YouTube. Запись урока, с согласия родителей, можно посмотреть по ссылке. Программой записи экрана я пользовалась при проведении уроков при помощи видео-конференц-связи Zoom. При работе во время видеоконференций мне удобно проводить тестирование при помощи чата. То есть вопрос и варианты ответов появляются на экране, ребята пишут в чате свои варианты ответов, затем разъясняется правильный ответ, и мы переходим к следующему вопросу. По окончании теста прошу ребят скопировать все ответы и отправить одним сообщением, и после окончания урока я могу выставить оценку каждому учащемуся, так как чат можно посмотреть после урока, он сохраняется в личном кабинете.
Также в своей работе во время дистанционного обучения мной была использована интерактивная тетрадь Skysmart. В ней можно создавать задания по разным УМК, отправлять ссылку на эти задания любым удобным способом, ученики самостоятельно регистрируются и выполняют эти задания. Работы проверяются автоматически, учитель видит результат в процентах, видит задания, при выполнении которых учащийся допустил ошибку, и при индивидуальных консультациях разбирает с учащимся возникшую проблему. Все материалы находятся в свободном доступе (не требуются лишние финансовые затраты), и с этой тетрадью можно работать с компьютера, планшета и телефона. Так как при дистанционном обучении важна обратная связь и рефлексия, я использую платформу «Учи.ру», где есть возможность написать личное или групповое сообщение; использую сайт Uztest.ru, где каждый учащийся может написать сообщение при выполнении задания в случае возникновения трудностей; я вижу скриншот задания и пишу в личном сообщении разъяснения.
Итак, положительными сторонами дистанционного обучения детей с ОВЗ являются:
■ индивидуализация образования. Обучающиеся всегда могут вернуться к изучению более сложных вопросов, повторить нужные темы, а уже известные могут пропустить. Так, для индивидуальной работы с учащимся я веду блог, в котором выставляю карточки-подсказки, алгоритмы выполнения заданий, презентации по темам, изучение которых может вызвать затруднения;
■ прямая связь с учителем, получение индивидуальных консультаций по «западающим» темам и заданиям. У учащихся есть возможность обратиться ко мне через электронную почту или через мессенджеры WhatsApp и Viber; при выполнении заданий на сайте Uztest.ru или Учи.ру есть возможность написать личные сообщения;
■ отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение, так как учащиеся могут учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе. Большую часть учебного материала учащийся может изучать самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем, так как учащиеся с ОВЗ работают в индивидуальном темпе и каждому нужно разное время для усвоения материала;
■ социализация и интеграция детей с ОВЗ в общество, широкий охват аудитории обучающихся; связь буквально со всем миром. Занимаясь с помощью компьютера, ребёнок не ощущает себя инвалидом, ограниченным пространственными и временными рамками;
■ интерактивность обучения. Дистанционное обучение является активным методом обучения: это взаимодействие с учителем, с одноклассниками и с информационной средой; сотрудничество, игра, увлекательное обучающее развлечение.
Список литературы
- Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – C. 5–16.
- Бодрова И. В. Инклюзивное дистанционное образование [Электронный ресурс] / И. В. Бодрова. – URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoedistantsionnoe-obrazovanie (дата обращения: 12.09.2020).
- Закотнова П. А. Подготовка преподавателей к деятельности в системе дистанционного обучения/ П. А. Закотонова. – Омск, 2004. – 24 с.
- Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» [Электронный ресурс]. – URL: http:// www.zakonprost.ru (дата обращения: 25.07.2019).