Текст: Алексей Александрович Лобанов,
учитель информатики, заместитель директора по УВР
МБОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа»
г. Ангарска
Татьяна Юрьевна Лобанова,
учитель информатики МАОУ «Ангарский лицей №1»
Образование в школе является особым этапом в жизни ребёнка. В связи с этим перед педагогами стоит задача – организовать качественное обучение и воспитание обучающихся, в том числе детей с ОВЗ. Практически в каждой образовательной организации обучаются дети с ОВЗ, которые нуждаются в ППМС-сопровождении. И у большинства педагогов и специалистов школ возникает вопрос, как отследить эффективность сопровождения этих детей в своей ОО. В связи с этим особую роль на данном этапе выполняет мониторинг ППМС-сопровождения, позволяющий не только обнаружить проблемные зоны в обучении, развитии и социализации школьника, но и спланировать эффективную работу по их преодолению. В условиях инклюзивного образования, при котором важно создать специальные образовательные условия для ребёнка с ОВЗ, не ухудшив при этом образовательную ситуацию для остальных обучающихся, мониторинг приобретает особую значимость. Мониторинг в образовании понимается как система организации сбора, хранения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности школы, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием одной или нескольких систем образовательного учреждения и прогнозирование их развития. Мониторинг является информационной основой принятия управленческих решений в рамках образовательного учреждения. Важным является понимание того, что информация, полученная в ходе мониторинга, ценна, однако количество времени ограничено, в течение которого данные являются актуальными для принятия управленческих решений, но, с другой стороны, она со временем позволяет сравнивать результаты и строить прогнозы.
Однако во многих образовательных организациях не выстроена система внутришкольного мониторинга, поэтому администрация задаётся вопросом: как определить, насколько эффективно выстроена внутренняя система сопровождения обучающихся с ОВЗ. Поэтому от школ всё чаще поступают запросы на помощь по различным вопросам выстраивания мониторинга. В связи с этим необходимо повышение компетентности руководителей и администрации образовательных организаций по вопросам организации системы внутришкольного мониторинга и смыслового понимания основных понятий мониторингового исследования. Вследствие этого возникла необходимость разработать электронный журнал мониторинга.
Участие в сопровождении любого учащегося с ОВЗ должен принимать ряд специалистов, работающих в школе: социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, логопед, учителя-предметники. Чаще всего случается так, что каждый из указанных выше специалистов осуществляет своё сопровождение и не всегда
оно имеет пересечение между специалистами. Чтобы избежать этого, мы решили объединить все информационные потоки в один комплексный документ «Индивидуальная карта сопровождения учащегося с ОВЗ». Данный журнал послужил основным инструментом сбора и обработки информации. Для каждого специалиста подобраны свои критерии и показатели эффективности развития учащегося. Актуальность ЭЖ «ОВЗ» подтверждается тем, что он создавался как действенный механизм мониторинга динамики развития каждого учащегося школы, имеющего статус «Ребёнок с ОВЗ», исходя из требований современного образования. Также все образовательные организации ощутили, что с каждым годом в общеобразовательную школу приходит всё больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Каждому ребёнку необходимо создавать благоприятные условия развития с учётом его индивидуальных образовательных потребностей и способностей, а без использования современных технологий обработки и передачи информации это уже невозможно.
Электронный журнал сопровождения лиц с ОВЗ является средством для организации мониторинга развития обучающегося с ОВЗ, стержнем его дальнейшего развития и вектором осуществления сопровождения. Целью сопровождения является разработка системы комплексной помощи учащимся с ОВЗ в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом
и (или) психическом развитии , их социальную адаптацию, профессиональное и личностное самоопределение. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
■ квалифицированной комплексной диагностики возможностей и особенностей развития детей с целью раннего выявления учащихся, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии;
■ определения особенностей образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности;
■ осуществления индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с трудностями в обучении с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей;
■ разработка и реализация рабочих психологических и логопедических коррекционных программ с целью преодоления трудностей в учёбе, коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, преодоления проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, профессионального и личностного самоопределения;
■ снижение временных затрат на обработку результатов мониторинга;
■ объединение всех информационных потоков в один общий документ;
■ внедрение единых стандартов сопровождения для лиц с ОВЗ.
Электронный журнал «ОВЗ» содержит 9 вкладок, каждая из которых содержит информацию необходимую для организации сопровождения лиц с ОВЗ и предназначена для определённого специалиста, осуществляющего сопровождение. Вкладка «Титульный» содержит информацию об образовательном учреждении, учащемся, причинах сопровождения и результатах готовности карты сопровождения. Данная вкладка формируется АВТОМАТИЧЕСКИ, и в неё нельзя внести изменения. Вкладка «Инструкция» предназначена для информирования участников
сопровождения по работе с программой и её функционалом. Вкладка «ПД» – персональные данные состоит из семи пунктов и предназначена для ввода информации об учащемся, службе психолого-педагогического сопровождения. Вкладка «Лист согласия» предназначена для формирования листа согласия от родителя (законных представителей) на психолого-педагогическое сопровождение (данный лист формируется АВТОМАТИЧЕСКИ). Кроме того, в этой вкладке содержится лист об отказе от сопровождения учащегося в целом или отдельных компонентов психолого-педагогического сопровождения. Вкладка «Соцпаспорт» содержит информацию о родителях (дата рождения, место работы, уровень образования и другое). Уровень достатка в семье, с кем проживает ребёнок, взаимоотношения в семье, особенности семейного воспитания, наличие чрезвычайных ситуаций в семье и др. Вкладка «Пед_обсл» педагогическое обследование предназначена для организации педагогического сопровождения учащегося с ОВЗ и заполняет её классный руководитель. Классный руководитель выбирает из предложенных характеристик соответствующий балл. В ходе сопровождения оцениваются:
■ особенности учебной деятельности;
■ особенности поведения и общения;
■ отношение к учебной деятельности.
В конце педагогического обследования АВТОМАТИЧЕСКИ формируется числовая характеристика оцениваемых параметров, и классному руководителю сразу видно, какое из направлений у учащегося полностью сформировано, а какое недостаточно. Следующая часть исследования классного руководителя – это составление педагогического заключения по шести показателям: 1) сложности в обучении; 2) итоговые отметки по основным предметам; 3) трудности в усвоении норм поведения; 4) особенности социальных контактов; 5) обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации ребёнка в школе; 6) мотивы учения. Здесь классный руководитель должен выбрать по каждому показателю предлагаемые индикаторы, написать заключение и дать рекомендации. Заполнить табель успеваемости, количество пропущенных уроков, в том числе по болезни, занятость во внеурочной деятельности по пяти направлениям, занятость на факультативных занятиях; выбрать вид поощрения, полученного учащимся за учебный год (с указанием за что) и внести баллы по сформированности УУД. После чего программа АВТОМАТИЧЕСКИ сформирует рекомендации по программе развития учащегося. Вкладка «Психол_обсл» – психологическое обследование — предназначена для организации психологического сопровождения учащегося с ОВЗ, и заполняет её педагог-психолог. Сначала заполняет психологический паспорт (1 и 2 полугодие), выбирая предложенные оценки по конкретным параметрам: темп деятельности, работоспособность, мотивация, умения планировать и контролировать свои действия, восприятие, внимание, память, мышление, моторика. В нижней части психологического паспорта будут АВТОМАТИЧЕСКИ сформированы числовые показатели результативности по уровням развития, также АВТОМАТИЧЕСКИ будут сформированы выводы и рекомендации для педагога-психолога и родителей учащегося. Далее педагог-психолог составляет психологическую характеристику по направлениям:
■ направленность интересов;
■ отношение к делу;
■ отношение к людям;
■ отношение к себе;
■ положение ребёнка в детском коллективе;
■ особенности психических процессов и эмоций.
После этого программа АВТОМАТИЧЕСКИ определит сильные и слабые стороны учащегося и сформирует итоговую таблицу, по которой педагог-психолог сделает выводы и рекомендации. Последний этап сопровождения – это описание педагогом-психологом коррекционно-развивающей, диагностической и консультационно-профилактической работы с учащимся и(или) его родителями, которая для удобства восприятия представлена в табличной форме, куда загружены варианты коррекционно-развивающей и диагностическо-профилактической работы.
Вкладка «Логопед_обсл» – логопедическое обследование — предназначена для организации логопедического сопровождения учащегося с ОВЗ, заполняет её логопед. Логопед сначала ставит отметку о необходимости логопедического сопровождения, если оно необходимо, затем переходит к заполнению карты логопедического сопровождения. Логопед описывает из предложенных показателей следующие:
■ анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата;
■ речевая моторика;
■ состояние общей моторики;
■ состояние дыхательной и голосовой функций;
■ особенности динамической стороны речи.
С помощью оценочной таблицы описывает сформированность:
■ звукопроизношения;
■ воспроизведения; а также:
■ состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений;
■ исследование импрессивной речи;
■ исследование экспрессивной речи;
■ исследование грамматического строя речи;
■ чтение;
■ письмо.
Новизна предлагаемого подхода позволяет снизить временные затраты педагогических работников на обработку результатов сопровождения учащихся с ОВЗ, внедрить единый стандарт психолого-педагогического сопровождения, включить всех участников сопровождения в единую систему сопровождения. Результативность программы определяется наличием в программе индикаторов, которые позволяют за считанные минуты увидеть общую картину сопровождения учащихся с ОВЗ. С появлением действенного инструмента мониторинга психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ появится преемственность и единообразие в процедурах оценки на всех уровнях образования. Системность разработки определяется тем, что данный подход к реализации программы сопровождения учащегося с ОВЗ построен с учётом включения в работу всех участников сопровождения: педагогов, психолога, логопеда, социального педагога и родителей. А администрация школы в любой момент времени может видеть общую картину психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
Оптимальность подбора дидактических средств достигается включением в электронный журнал всех участников сопровождения как единого целого, и если один участник сопровождения не осуществляет свои функции в полную силу, то электронный журнал моментально сигнализирует об этом, тогда администрация школы
должна принять соответствующее управленческое решение. В электронный журнал включены основные методики и способы психолого-педагогического сопровождения, используемые в работе. Воспроизводимость созданной программы заключается в том, что программа может быть применена в любом образовательном учреждении Российской Федерации. Электронный журнал побуждает всех участников психолого-педагогического сопровождения осуществлять полноценное сопровождение (невыполнение должностных обязанностей в полной мере сразу будет отражено в журнале). Внедрение программы ЭЖ «ОВЗ» будет способствовать повышению уровня сопровождения и его своевременности, это поможет всей школьной команде оперативно реагировать на изменения психолого-педагогических процессов в жизни каждого учащегося с ОВЗ, а также повысить качество обучения и комфортность пребывания в образовательном учреждении. Для педагогических работников внедрение позволит прийти к общему стандарту сопровождения, снизить временные и трудовые издержки на диагностику и обработку данных. Такой электронный журнал является первой попыткой обозначить методологические, организационные, содержательные и технологические ориентиры для разработки и внедрения школьной системы комплексного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью на современном этапе. Рассматривая ограничения здоровья не как дефективность, а как вызовы, с которыми предстоит совладать личности для позитивной социализации, успешного личностного, профессионального и жизненного самоопределения, творческой самореализации в значимых видах социальной и индивидуальной активности, общество – через систему образования, психологической и социальной поддержки – предоставляет лицам с ОВЗ и инвалидностью возможность равноправного участия в жизни социума.