Текст: Ольга Викторовна Кучергина,
руководитель центра развития инклюзивного образования ГАУ ДПО ИРО, кандидат педагогических наук
С целью представления региональных эффективных практик воспитания, обучения и социализации обучающихся с ОВЗ на основании дорожной карты выполнения работ ГПРО на 2020 год по мероприятию «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования посредством разработки концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» 30 сентября 2020 года ГАУ ДПО ИРО была проведена региональная научно-практическая конференция «Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в Иркутской области: достижения и перспективы».
Выбор темы конференции был неслучаен. Благодаря реализуемой образовательной политике в Иркутской области созданы условия для получения школьного образования всеми обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). На основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, ресурсов, имеющихся в населённом пункте, где проживает обучающийся с ОВЗ, выбора родителей (законных представителей), его образование может быть организовано в муниципальной общеобразовательной организации или в специальной (коррекционной) школе. Сегодня преобладающее большинство, около 75 %, обучающихся с ОВЗ учатся в муниципальных общеобразовательных организациях по месту жительства. Статистические данные1 показывают ежегодное увеличение количества обучающихся с ОВЗ в школах области², что является региональной особенностью системы общего образования и предъявляет особые требования к уровню квалификации педагога в части организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ разных нозологических групп. Мы можем говорить о появлении в региональной системе школьного образования такого феномена, как педагог инклюзивного профиля. С нашей точки зрения, педагог инклюзивного профиля – это учитель массовой школы, который, наряду с основной образовательной программой, реализует адаптированную основную общеобразовательную программу (далее – АООП) при совместном обучении в одном классе здоровых обучающихся и обучающихся с ОВЗ, например, с нарушениями слуха или зрения, с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра или нарушениями опорно-двигательного аппарата. Образно говоря, это учитель – мультиинструменталист, который на одном уроке реализует две образовательные программы (ООП и АООП), использует две методики обучения (общую и специальную), обеспечивает ситуацию успешности и комфорта для разных групп обучающихся, исходя из актуального уровня их психофизического развития. Содержание материалов, представленных во время работы конференции, было в целом ориентировано именно на педагогов инклюзивного профиля, что позволило организовать работу следующих секций:
1 секция: «Разработка и реализация адаптированных основных общеобразовательных программ».
2 секция: «Дистанционное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья».
3 секция: «Организация методической работы в школе».
4 секция: «Деятельность школьных информационно-библиотечных центров».
Участие в конференции приняли 300 человек из 30 муниципальных образований Иркутской области.
В соответствии с программой к рассмотрению было представлено 48 докладов, в том числе 20 из них в формате видеофильмов. Докладчики представили собственные практики (опыт работы) по следующим направлениям:
❶ «Эффективные подходы и актуальные управленческие модели разработки и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ».
❷ «Аспекты организации дистанционного обучения детей с ОВЗ».
❸ «Роль информационно-библиотечных центров в реализации адаптированных основных общеобразовательных программ».
❹ «Реализация предметной области «Технология» для обучающихся с ОВЗ разных типологических групп в рамках требований ФГОС и региональных условий».
❺ «Организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС».
❻ «Организация системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей)».
❼ «Преемственность в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ на уровнях дошкольного и начального общего образования».
❽ «Организация методической работы в школе по обеспечению готовности педагогов к реализации адаптированных основных общеобразовательных программ».
Участники конференции не только рассмотрели существующие эффективные практики инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ, отметили их актуальность и несомненную практическую значимость, но и сформулировали основные направления развития инклюзивного образования в регионе. По мнению участников конференции, в каждой школе необходимо проводить дальнейшую работу по развитию кадрового и материально-технического обеспечения процесса реализации АООП, в том числе в условиях дистанционного обучения; совершенствовать деятельность школьных психолого-педагогических консилиумов и школьных методических служб; развивать систему взаимодействия школы с организациями дополнительного и профессионального образования с целью профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ. Неподдельный интерес у участников конференции вызвали доклады педагогов, представивших варианты использования информационно-коммуникационных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ, два из которых представлены вашему вниманию в виде статей. С докладами других участников можно ознакомиться в сборнике, который был оформлен по результатам проведения конференции. Организаторы региональной научно-практической конференции «Реализация адаптированных основных общеобразовательных программ в Иркутской области: достижения и перспективы» благодарят всех участников и приглашают к дальнейшему сотрудничеству!
1 Данные статистических отчетов Формы ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования».
2 В 2017-2018 учебном году в общеобразовательных организациях региона обучались 17.568 учащихся с ОВЗ (5,6 % от общего количества учащихся), в 2018-2019 учебном году – 19.266 учащихся с ОВЗ (6 % от общего количества учащихся), в 2019-2020 учебном году – 20 878 (свыше 6 % от общего количества обучающихся).