Текст: Ирина Николаевна Каменяр,
руководитель информационно-аналитического центра
ГАУ ДПО ИРО
Стратегические документы, характеризующие развитие системы отечественного образования (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования”», государственная программа Иркутской области «Развитие образования Иркутской области на 2019–2024 гг.»), ориентируют на объединение усилий всех заинтересованных субъектов для достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных результатов. В логике действующего законодательства и в контексте общего образования качество образования рассматривается как комплексная характеристика образовательной деятельности общеобразовательной организации (далее – школа) и подготовки учащихся, выражающая степень её соответствия федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и потребностям учащихся и их родителей (законных представителей), в том числе степень достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования. Уровень достижения современного качества общего образования в общеобразовательных организациях различен. В связи с этим можно говорить о том, что существуют школы с разным уровнем качества результатов обучения, понимая под этим общеобразовательные организации, которые осуществляют образовательную деятельность с разной степенью соответствия федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и (или) потребностям физических и юридических лиц, в интересах которых осуществляется указанная деятельность.
В действующих нормативных документах федерального и регионального уровней выделяется такая категория общеобразовательных организаций, как школы с низкими результатами обучения. На территории Иркутской области с 2016 года реализуется проект поддержки школ с низкими результатами обучения. Перечень таких школ определяется на основе критериев отнесения общеобразовательных организаций к категории «школа с низкими результатами обучения», установленных на федеральном уровне и обязательных для всех субъектов Российской Федерации.
Программа поддержки школ НРО и школ НСУ
Имеются примеры успешных отечественных практик по поддержке школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Иркутская область также имеет опыт по организации адресной поддержки таких школ. Данный опыт позволил разработать в 2020 году региональную каскадную модель комплексного сопровождения школ с низкими результатами обучения (далее – НРО) и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (далее – НСУ), а также транслировать опыт на муниципальный уровень.
В связи с этим возникла необходимость создания на уровне муниципального образования программы поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Основополагающей целью программы стало обеспечение современного качества общего образования в школах, демонстрирующих стабильно низкие результаты обучения или отрицательную динамику результатов, на основе оказания им адресной поддержки с учётом выбранной стратегии. В соответствии с региональной каскадной моделью комплексного сопровождения школ НРО и школ НСУ реализация поставленной цели осуществляется поэтапно и предполагает последовательное её достижение с возможностью повторения этапов, если не достигнуты результаты.
В качестве оснований, которые теоретически и методологически будут обеспечивать разработку и реализацию муниципальной программы поддержки школ с НРО и НСУ, определены следующие подходы: нормативный, тактико-ориентированный, ресурсный и индивидуализированный.
Нормативный подход обеспечивает разработку и реализацию муниципальной программы поддержки школ НРО и НСУ в нормативном поле с учётом действующего законодательства в сфере образования, позволяет определить полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций, должностных лиц, иных участников реализации муниципальной программы.
Тактико-ориентированный подход является основанием для управления процессами по проектированию и реализации муниципальной программы. Основным условием при этом подходе является согласованность усилий всех участников, привлекаемых к реализации муниципальной программы, при принятии управленческих решений на разных этапах программы, их преемственности и последовательности, а также при планировании
мероприятий.
Ресурсный подход отражает комплекс мер и ресурсов для оказания адресной помощи школам с НРО и НСУ, которые направлены на достижение основополагающей цели муниципальной программы. Данный подход позволяет изыскать внутренние ресурсы муниципалитета для решения поставленных задач.
Индивидуализированный подход акцентирует внимание: во-первых, на тех школах, которые нуждаются в первую очередь в адресной поддержке. Во-вторых, даст возможность принимать решение по оказанию помощи с учётом специфики их функционирования и имеющихся профессиональных дефицитов у педагогов и управленцев. В-третьих, позволит осуществить отбор образовательных организаций и должностных лиц, чей потенциал будет использоваться для оказания адресной поддержки вышеназванных школ.
Методические рекомендации для школ НРО и школ НСУ
На уровне региона были созданы методические рекомендации, целью которых стало определение необходимых действий со стороны муниципальных органов управления образованием, обеспечивающих запуск и реализацию программ поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и демонстрирующих стабильно низкие образовательные результаты.
Методические рекомендации включают несколько разделов. Первый раздел касается механизмов разработки, запуска и реализации муниципальных программ поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях и демонстрирующих стабильно низкие образовательные результаты, включая модели развития кадрового и финансового обеспечения, осуществление входного, промежуточного и итогового мониторингов.
Во втором разделе представлены описание структуры программы, формы и содержания перевода школ в эффективный режим работы, а также необходимые действия со стороны муниципальных органов управления образованием. В третьем разделе рассмотрены особенности разработки и реализации программ помощи школам, функционирующим в неблагоприятных социальных условиях и демонстрирующих стабильно низкие образовательные результаты, малокомплектным, расположенным в труднодоступных районах.
Полномочия органов управления в сфере образования, предусмотренные действующим законодательством, блок нормативных правовых актов, связанных с финансовыми механизмами по предоставлению государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), являются основными механизмами для финансового обеспечения муниципальных программ.
В методических рекомендациях определены задачи программ поддержки на уровне муниципалитета:
❶ Обеспечить ресурсное наполнение и выравнивающее финансирование школ, учитывающее повышение потребности школ, обучающих наиболее сложные контингенты учащихся, школ, находящихся в отдалённых территориях, школ с малочисленным контингентом в оборудовании и специалистах.
❷ Выстроить сетевое партнёрство школ.
❸ Осуществить менеджмент знаний: постоянный мониторинг с опорой на достоверные данные при принятии и оценке результатов, сочетание количественных и качественных методов.
❹ Организовать активную диссеминацию практик.
❺ Создать условия для развития профессионального роста руководителей образовательных организаций, учителей, используя целевые программы повышения квалификации с доминированием активных методов, сочетанием вертикальных и горизонтальных форм профессионального развития.
В рекомендациях приведены примеры включения мероприятий по направлениям: «Организационно-финансовое обеспечение»,
«Развитие кадрового потенциала образовательных организаций», «Сетевое взаимодействие и партнёрство образовательных организаций», «Развитие системы оценки качества образования», «Построение связей между школой и родителями, местным сообществом, бизнесом».
Методические рекомендации помогут муниципальным органам управления образованием использовать различные возможности и механизмы по выравниванию условий и поддержке в развитии школ, функционирующих в сложных социальных контекстах и демонстрирующих стабильно низкие образовательные результаты.