Текст: Наталья Борисовна
Бердникова,
руководитель ИБЦ ГАУ ДПО ИРО
В 2020 году уже в четвертый раз Иркутская область стала получателем субсидии из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств при реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», в том числе по направлению «Модернизация организационно-технологической инфраструктуры и обновление фондов школьных библиотек». Первые шаги в этом направлении были сделаны в 2016 году. Именно тогда разработана региональная концепция развития школьных ИБЦ в Иркутской области и создана основа региональной сети ИБЦ, центром которой стал региональный ИБЦ на базе ГАУ ДПО ИРО. В это же году основаны ИБЦ школы № 15 города Усть-Илимска и муниципальный информационно-библиотечный центр МКУ «ИМЦРО» города Иркутска. Что же изменилось в работе школьных библиотеках Иркутской области за прошедшие 5 лет? Сегодня на территории Иркутской области действует 40 школьных информационно-библиотечных центров и 6 муниципальных ИБЦ. В рамках мероприятий федеральных целевых программ созданы 12 из них. Остальные ИБЦ создавались за счет средств муниципалитетов и спонсорских средств. Информационно – библиотечные центры являются флагманами в трансформации деятельности школьных библиотек и служат образцом для подражания тем образовательным организациям, в которых сегодня действуют школьные библиотеки.
На качественно иной, более высокий уровень выведена система мето дического сопровождения деятельности школьных библиотек и ИБЦ.
Семинары, практикумы, мастер-классы, круглые столы, ставшая традиционной конференция «Школьные информационно — библиотечные центры и библиотеки как фактор обеспечения качества образования» – вот неполный перечень мероприятий для сотрудников школьных библиотек и ИБЦ, которые обеспечивают устойчивое профессиональное развитие и позволяют вывести работу образовательных организациях на новый уровень.
Успешная совместная деятельность с ООО «ЛитРес» принесла свои результаты: электронный контент прочно занял свое место в образовательной деятельности. Не быстро, но неуклонно меняется место школьной библиотеки в образовательном процессе. Меняется роль сотрудника школьной библиотеки в школьной жизни, меняется отношение к библиотеке в целом. Все это, а также системные изменения, происходящие в образовании Иркутской области, стали причиной обновления региональной концепции развития школьных ИБЦ в Иркутской области.
Обобщение опыта реализации Федеральной концепции развития школьных ИБЦ и региональных концепций (в том числе региональной концепции Иркутской области), реализация мероприятий государственной программы «Развитие образования», мероприятий национального проекта «Образование», запуск образовательных центров «Точка роста» в сельских школах, реализация программы «Земский учитель», разработка и реализация региональной модели комплексного сопровождения школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (НРО), а также полученный опыт в работе со школьными библиотеками и ИБЦ – все это потребовало детализации и конкретизации ряда положений региональной концепции развития школьных ИБЦ. В региональной концепции развития школьных информационно-библиотечных центров в Иркутской области 2020 году:
■ выделены изменения, произошедшие в системе общего образования Иркутской области, влияющие на деятельность школьных ИБЦ и библиотек;
■ проведен анализ современной ситуации в деятельности информационно-библиотечных центров и школьных библиотек общеобразовательных организаций Иркутской области. Подведены итоги реализации региональной концепции в 2016-2019 гг. Определены наиболее острые проблемы;
■ обновлена модель сетевого взаимодействия информационно-библиотечных центров и школьных библиотек Иркутской области;
■ обновлены и детализированы: структура, направления деятельности, функции Регионального информационно-библиотечного центра, определены особенности кластеров РИБЦ;
■ конкретизирована деятельность муниципальных ИБЦ с учётом изменений в системе образования Иркутской области в результате реализации мероприятий национального проект «Образование»;
■ конкретизированы требования к структуре и оснащению школьных ИБЦ, определены направления сотрудничества ШИБЦ с центрами образования гуманитарного и цифрового профилей «Точка роста»;
■ расширен перечень документов, являющихся правовой основой для разработки региональной концепции.
Проект обновлённой концепции обсуждался в рамках различных мероприятий методического и учебного характера. По результатам обсуждения в концепцию были внесены изменения и дополнения.
В июне региональная концепция была утверждена распоряжением министерства образования Иркутской области. Значительную роль в этом процессе сыграл информационный ресурс, созданный в рамках мероприятий государственной программы «Развитие образования»: многофункциональный центр дистанционной консалтинговой поддержки работников ИБЦ, а также членов сетевых педагогических сообществ. Многофункциональный центр действует на платформе «Образование для жизни» (адрес доступа: http://edulife. iro38.ru/ page_id=2506) и предоставляет возможности: познакомиться с актуальными нормативными, информационно-методическими ресурсами федерального и регионального уровней; принять участие в опросах и обсуждениях проблемных тем, касающихся деятельности школьных ИБЦ и библиотек; задать вопросы экспертам и получить на них ответы; опубликовать материалы по тематике ресурса; инициировать обсуждения по актуальным темам; стать экспертом.
Мы смотрим в будущее с оптимизмом, потому что успешная деятельность существующих школьных и муниципальных информационно-библиотечных центров подтверждает правильность выбранного направления развития школьной информационно-образовательной среды, ядром которой должны быть школьные ИБЦ и библиотеки!
Конечно, проблем в работе школьных библиотек по-прежнему много. Но всё же хочется верить, что крик школьных библиотекарей «Нас не замечают!» остался в прошлом.