• Информационно- библиотечный центр как новая модель информационно- коммуникационного пространства школы

    26 Фев 2021
     
    13:19
     

    Текст: Елена Петровна Огаркова,
    заместитель директора по научно-методической
    работе МОУ ИРМО «Уриковская СОШ», кандидат социологических наук

    Современный мир характеризуется стремительными изменениями глобальной среды, ростом скорости накопления и обновления знаний. Главнейшей задачей школьного образования становится не простая трансляция знаний от педагога к обучающимся, а формирование устойчивого навыка работы с большими объёмами информации, который предполагает качественный поиск ключевых сведений, фильтрацию сведений, обработку с учётом целей получения информации. Вместе с тем внутренняя среда МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» имеет ряд особенностей, которые затормаживают и в ряде случаев препятствуют формированию данного навыка.

    ❶ Контингент обучающихся школы: основные характеристики

    Численность обучающихся МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» на начало ноября 2020 года составила 1 870 человек. Контингент обучающихся МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» очень подвижен и неоднороден. Численность обучающихся на протяжении последних трёх лет увеличивается в среднем ежегодно на 12–17 %. Также особенностью МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» является активный «трафик» выбывших-прибывших. Отмечается неоднородность контингента по следующим основаниям: уровень развития познавательных способностей, социокультурный уровень, успеваемость, качество обученности, читательская грамотность, уровень сформированности навыков смыслового чтения и пр. В особую категорию выделяются обучающиеся с ОВЗ, количество которых к началу ноября 2020 года составило 92 человека (5 % от общего числа обучающихся школы). Неоднородность контингента как нормотипичных обучающихся, так и обучающихся с ОВЗ требует формирования особого подхода к информационно-коммуникативному обеспечению. В частности, необходима дифференциация информационных носителей, обеспечивающая доступность получения необходимых сведений для разных категорий обучающихся и педагогических работников.

    ❷ Материально-техническое обеспечение информационно-коммуникационной среды школы

    До момента создания информационно-библиотечного центра в школе имелись библиотека и читальный зал общей площадью 68,3 квадратных метра, что позволяло разместить книжный фонд в количестве 15 808 единиц, в том числе учебников – 15 105. На одного обучающегося приходилось порядка 9,5 экземпляра учебной и учебно-методической литературы. За 2019–2020 учебный год коэффициент обновления учебной и учебно-методической литературы составил 0,05 %, что свидетельствовало о том, что многие учебные издания не обновлены в соответствии с требованиями ФГОС.

    В библиотеке имелся 1 компьютер с выходом в Интернет, 1 многофункциональное устройство, чего было явно недостаточно для формирования информационно-коммуникационной среды. Таким образом, темпы обновления материальной базы (в том числе библиотечного фонда) не соответствовали темпам прироста обучающихся, не удовлетворяли требованиям доступности, не соответствовали требованиям времени. В этих условиях возникла необходимость в создании таких библиотечных фондов, в которых книжные собрания дополнялись бы медиаресурсами (в том числе, компьютерными базами данных и интернет-ресурсами); в создании электронного каталога; в обеспечении эффективной деятельности с информацией на различных носителях; в создании условий для реализации самостоятельности обучающихся в их познавательной, творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию.


    ❸ Подготовка проекта создания информационно-библиотечного центра

    Мы сразу определили, что целевая аудитория, на которую направлен проект, должна включать в себя не только педагогических работников школы и обучающихся, но и всех участников образовательных отношений, к которым, в частности, относятся и представители местного сообщества. Целью нашего проекта стало создание современного социального информационно-коммуникативного пространства, которое могло бы обеспечить равноправный открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях и обеспечить реализацию не только образовательной, но и воспитательной (в том числе
    гражданско-патриотической, духовно-нравственной), информационно-методической, культурно-просветительской, профориентационной, обеспечивающей и досуговой функций. Для реализации поставленной цели были сформулированы задачи, которые мы распределили по этапам проекта:
    ■ организационный этап: разработка модели информационно-библиотечного центра, соответствующего требованиям ФГОС общего образования и глобальным тенденциям современности (разработка внутренней нормативно-правовой базы, формирование организационной структуры, планирование зонирования информационно-коммуникативного пространства)
    ■ практический этап: формирование материально-технической базы, обеспечение комфортной среды для обучающихся с ОВЗ, формирование кадрового состава, виртуализация пространства информационно-библиотечного центра (создание сайта, использование облачного программного обеспечения, разработка системы смарт-обучения и пр.);
    ■ обобщающий этап: обеспечение развития социального партнёрства и трансляции информационно-коммуникационного опыта на внешнюю среду (проведение обучающих семинаров, проведение стажировок), осуществление периодического мониторинга эффективности деятельности информационно-библиотечного центра, обеспечение устойчивости результатов проекта после окончания его реализации, включая механизмы его ресурсного обеспечения.

    ❹ Реализация проекта

    Проект создания информационно-библиотечного центра был подготовлен к началу апреля 2020 года.

    К середине июня 2020 года в школе были утверждены следующие локальные акты: приказ о преобразовании школьной библиотеки в информационно-библиотечный центр, Положение о создании информационно-библиотечного центра МОУ ИРМО «Уриковская СОШ», приказ об утверждении Положения о создании информационно-библиотечного центра.

    Была сформирована организационная структура информационно-библиотечного центра, особенность которой заключается в том, что при её разработке мы ушли от линейного и функционального типа организационных структур в пользу матричных. Матричная организационная структура предполагает номинальное фиксирование функциональных отделений организации с возможностью фактического задействования имеющихся ресурсов всех отделений для реализации различных направлений деятельности информационно-библиотечного центра. Матричная структура позволит задействовать одновременно все ресурсы для реализации различных направлений деятельности и осуществить таким образом кластеризацию деятельности ИБЦ.
    Распоряжением министерства образования Иркутской области от 22.09.2020 № 90-мр-ах МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» было поставлено информационно-коммуникационное оборудование для обеспечения создания школьного информационно-библиотечного центра: компьютерная техника, интерактивный комплекс, оборудование для использование обучающимися с ОВЗ и пр.

    На текущий момент мы находимся на стадии практической реализации проекта, активно используя полученное оборудование, разрабатываем и проводим учебные и методические, профориентационные мероприятия, создаём информационные продукты (например, веб-квесты и пр.), что особо актуально в условиях частичного перевода на обучение с применением дистанционных технологий.

    Мы в социальных сетях: