Текст: Наталья Михайловна Валюшина,
заведующий кафедрой современных предметных методик и технологий ГАУ ДПО ИРО, кандидат педагогических наук
Лучший опыт общеобразовательных организаций Забайкальского края, Иркутской и Новосибирской областей был представлен на экспертизу в ходе проведения межрегиональной экспертной онлайн-лаборатории лучших образовательных практик «Оценка метапредметных и личностных образовательных результатов, обучающихся в условиях реализации концепций преподавания предметов». Для данного мероприятия на платформе «Образование для жизни» (https://edulife.iro38.ru/?page_id=2541) был создан специальный раздел, в котором были размещены представленные практики. Образовательные организации и педагоги демонстрировали эффективные способы достижения личностных и метапредметных результатов.
Экспертиза двадцати одной практики
В разделе «Стратегии и способы достижения личностных результатов образования в современной школе» проходила экспертиза двадцати одной практики по следующим направлениям:
■ «Управленческие практики достижения личностных результатов»;
■ «Психолого-педагогическое сопровождение достижения личностных результатов»;
■ «Достижение и измерение личностных результатов в урочной и/или внеурочной деятельности».
Участники предложили различные способы решения вопросов, которые касаются всех участников образовательных отношений: школьников, педагогов, родителей.
Так, достижение личностных результатов в контексте управления общеобразовательной организацией предполагалось через осуществление деятельности Совета отцов, реализацию проектов «Лестница успеха» и модели «Школа – центр социума», профессиональных проб и комплексной поддержки уязвимых категорий детей. Проблемы организации психолого-педагогического сопровождения достижения личностных результатов решались через проведение «Недели социально-психологического благополучия», летнего лагеря для одарённых и талантливых детей Иркутской области «Нерпёнок», а также посредством использования моделей психологически безопасной образовательной среды и сопровождения непрерывного профильного образования в лицее. Наибольшее количество практик – одиннадцать – демонстрировали способы достижения и измерения личностных результатов в урочной и/или внеурочной деятельности. Практики были представлены в большей части через организацию внеурочной деятельности школьников. Вместе с такими эффективными (традиционными) формами, как профориентационная и кружковая работа, театральная деятельность и другие, были представлены Свято-Александровские богатырские игры, Дни православной культуры в школе, а также набирающие популярность волонтёрская деятельность и переговорные площадки.
Метапредметность как новая реальность современной школы
В разделе «Метапредметность – новая реальность школы XXI века» на платформе лаборатории были представлены одиннадцать эффективно работающих практик, охватывающих урочную, внеурочную и управленческую деятельность школы.
Руководители инновационных педагогических площадок РТИК Института развития образования Иркутской области (МБОУ Гимназия № 3 г. Иркутска, МАОУ СОШ с углублённым изучением английского языка № 27 г. Ангарска), а также педагоги МОУ «Гимназия им. В. А. Надькина» г. Саянска и другие поделились интересным опытом достижения метапредметных результатов в области естественно-научных предметов, физической культуры, русского и иностранных языков, географии, информатики. Традиционно педагоги большое внимание уделяют методам формирования и развития универсальных учебных действий на всех уровнях общего образования, представленные на экспертизу практики не стали исключением. Для реализации во внеурочной деятельности школы представили социальный проект «Аудиогид для музея часов города Ангарска», профориентационную игру для начальной школы «Школьная редакция», курс «Проектируем вместе» и другие. Что касается управленческих практик организации достижения метапредметных результатов, то они были представлены моделью внедрения метапредмета в образовательную деятельность школы в условиях реализации ФГОС ООО (МОУ СОШ № 1 п. Карымское Забайкальского края), проектом «Академические пробы» (МАОУ «Ангарский лицей № 1» г. Ангарска) и системой формирования и отслеживания метапредметных результатов в ходе проектной деятельности (МБОУ «СОШ № 43» г. Братска). Особенностью организации лаборатории было то, что её участники имели возможность в рамках лаборатории выстраивать собственную образовательную траекторию в зависимости от выбранной роли: «представитель практики», «эксперт», «участник». Ключевым событием мероприятия стала онлайн-дискуссия участников с экспертами, руководителями и представителями практик, в ходе которой в режим реального времени обсуждались проблемы и способы достижения планируемых результатов в разных социальных и образовательных условиях. В качестве экспертов выступили педагоги системы дополнительного профессионального образования, руководители и учителя общеобразовательных организаций из Иркутской области, других субъектов РФ, Республики Армения. Во время онлайн-дискуссии активное обсуждение вызвала проблема первичности планируемых результатов. Действительно ли личностные результаты – это главное в современной действительности? Как воспитывать патриотизм, эмпатию, доброту, толерантность, в современном прагматичном и рациональном мире? Участники высказывали разные мнения, но все согласились с тем, что именно качества личности являются определяющими в жизни человека и гражданина. Декан факультета дошкольного и начального общего образования Института развития образования Забайкальского края Н. В. Храмцова в своём выступлении рассмотрела вопросы, касающиеся особенностей требований международных исследований к функциональной грамотности школьников. Участники обсудили методики обучения школьников метапредметным умениям, а также проблемы совершенствования профессиональной компетентности учителя в данном направлении. Всего в работе экспертной онлайн-лаборатории приняли участие 233 человека из 19 субъектов Российской Федерации и Республики Армения. Необходимо отметить, что подобные встречи помогают выявлять проблемы, волнующие педагогов из разных регионов, и находить оптимальные пути их решения как на уровне образовательной организации, так и в системе повышения квалификации. А ознакомление с практиками, представленными на разработанной платформе, возможность виртуального и реального общения позволили участниками наладить контакты с коллегами из других субъектов РФ для дальнейшего сотрудничества.