• Реализация предметных концепций в соответствии с ФГОС: муниципальный опыт

    25 Фев 2021
     
    11:31
     

    Текст: Светлана Павловна Долгодворова,
    старший методист МКУ «Центр методического и финансового сопровождения образовательных учреждений Куйтунского района»

    Внастоящее время в Российской Федерации утверждены тринадцать концепций преподавания учебных предметов (предметных областей) в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы. С момента утверждения предметных концепций в Куйтунском районе организована работа по их реализации: на школьном и муниципальном уровнях организовано ознакомление с содержанием концепций через разные формы работы: методические и педагогические советы, районные методические объединения учителей-предметников; разработана единая муниципальная дорожная карта. Точками особого внимания для педагогических и руководящих работников стали обязательная государственная итоговая аттестация; государственная итоговая аттестация по предметам, которые чаще всего выбирают выпускники (обществознание, физика); формирование функциональной грамотности школьников (по методике исследований PISA, PIRLS); организация образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ (всего в районе 124 обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость), 42 школьника обучаются на дому, 1 человек находится на семейном обучении по ООП, 12 детей-инвалидов, 31 человек оставлен на повторное обучение (условно переведены)); устранение дефицита педагогических кадров.

    Августовская конференция

    Работа по реализации предметных концепций – длительный процесс, который требует в том числе профессионального обсуждения на промежуточных этапах. Поэтому в муниципалитете было принято решение обсудить эту работу в рамках августовской конференции, так как для педагогов конференция – это не просто открытое педагогическое мероприятие, а площадка для профессионального общения, обмена опытом. Но, к сожалению, в 2020 году ситуацию осложнила санитарно-эпидемиологическая обстановка, которая продиктовала свои законы. После обсуждения разных вариантов проведения конференции выбор был сделан в пользу образовательной платформы “Stepik”. Информационно-методический отдел разработал «Положение о проведении августовской конференции», где были определены условия участия и обозначен конструктор онлайн-конференции, который состоял из десяти модулей: «Новости Министерства просвещения Российской Федерации», «Входное анкетирование», «Реализация проекта “Современная школа”», «Реализация проекта “Успех каждого ребёнка”», «Реализация проекта “Цифровая образовательная среда”», «Реализация проекта “Учитель будущего”», «Реализация проекта “Поддержка семей, имеющих детей”», «Вестник образования», «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», «Подводим итоги конференции» (рефлексия). В августе 2020 года педагоги всех образовательных организаций района: общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования – присылали сценарии мастер-классов и видеоролики с ними.
    В период с 1 по 15 сентября 2020 года зарегистрировавшиеся на образовательной платформе педагоги отвечали на вопросы входного тестирования, знакомились с опытом коллег и делились комментариями. Онлайн-конференция была выстроена по пяти направлениям национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Учитель будущего», «Успех каждого ребёнка», «Цифровая образовательная среда», «Поддержка семей, имеющих детей». Раздел «Современная школа» раскрывал работу центров цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста», целями деятельности которых являются создание условий для внедрения на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного, технического и гуманитарного профилей, обновление содержания и совершенствование методов обучения предметам «Информатика», «ОБЖ», «Технология» (в соответствии с утверждёнными концепциями). В Куйтунском районе центры открыты на базе четырёх ОО: МКОУ Тулинская СОШ, МКОУ Ленинская СОШ, МКОУ Кундуйская СОШ, МКОУ Карымская СОШ. Именно этими общеобразовательными организациями были представлены мастер-классы по программированию квадрокоптеров, конструированию простых машин на уроках технологии, организации работы по проектной деятельности и др. Раздел «Учитель будущего» был представлен мастер-классами педагогов общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, которые были ориентированы на решение приоритетной задачи – организацию образовательной деятельности в соответствии с современными требованиями, направленными на повышение качества образования и реализацию предметных концепций по развитию математического образования, преподаванию русского языка и литературы, внедрению историко-культурного стандарта и др. Педагоги делились опытом применения на уроках интерактивных технологий, приёмами и методами успешного обучения, построенными на основе психолого-педагогической поддержки и формирования познавательного интереса учащихся, приёмами создания буктрейлеров в урочной и внеурочной деятельности, приёмами создания проблемных ситуаций через эксперимент и другим. Раздел «Успех каждого ребёнка» раскрывал обновление содержания дополнительного образования всех направленностей, повышения качества и вариативности образовательных программ и их реализацию. Ведущая роль в этом разделе принадлежала педагогам дополнительного образования муниципального казённого учреждения «Дом детского творчества – Город мастеров», которые представили разнообразные мастер-классы: «Блогерство – новый вид журналистики», «Техника полутканья как билет в будущую профессию», «Карандашница-органайзер из бросового материала», «Развитие творческих и познавательных способностей обучающихся с ОВЗ через технику паракорд», «Изготовление оберегов методом сухого и мокрого валянья» и другие.
    Взаимодействие педагогов дополнительного образования и учителей
    позволяло в комплексе решать вопросы реализации различных предметных концепций.
    Раздел «Цифровая образовательная среда» содержал актуальный опыт организации дистанционного обучения в условиях сельской школы. Педагоги показывали в своих мастер-классах, как использовать возможности различных образовательных платформ при организации и проведении учебных занятий, опыт создания интерактивных упражнений и дидактических игр, онлайн-викторин при обучении смысловому чтению в начальной школе, использование возможностей «Национального корпуса русского языка» в работе учителей русского языка и литературы. Особое внимание было уделено организации дистанционного обучения с воспитанниками дошкольных образовательных организаций. Раздел «Поддержка семей, имеющих детей» демонстрировал опыт создания условий для повышения компетентности родителей обучающихся и воспитанников в вопросах образования и воспитания путём предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. На мастер-классах был продемонстрированы приёмы взаимодействия семьи и детского сада в рамках реализации проектной деятельности, формы клубной работы поддержки семей, организация консультационных пунктов с родителями детей дошкольного возраста (такие пункты действуют в каждой дошкольной образовательной организации Куйтунского района). В районе активно действуют «Открытые родительские университеты», где происходит информирование родителей о содержании предметных концепций и способах их реализации. На образовательной платформе размещено 80 мастер-классов, прошедших экспертизу на школьном уровне. В ходе обмена опытом педагоги района продемонстрировали креативное отношение к своей профессиональной деятельности, глубокое знание тем, владение современными педагогическими технологиями и, на наш взгляд, самое важное, без чего невозможна работа учителя, любовь к детям.
    Следующий раздел на платформе предлагал участникам онлайн-конференции познакомиться с деятельностью Центра психолого-педагогического сопровождения ОУ, который открыт на базе Управления образования АМО Куйтунский район весной 2020 года. Основная цель его деятельности – оказание качественной психологической помощи участникам образовательных отношений по снижению рисков дезадаптации и десоциализации. Центр стал хорошим помощником в работе по реализации предметных концепций и повышению качества образования, так как психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС и концепций – это целостная, системно-организованная деятельность по успешному обучению и развитию каждого ребёнка.

    Первые итоги

    За две недели онлайн-конференцию посетили 380 педагогов Куйтунского района, были оставлены только положительные комментарии. Формат проведения конференции показал, что это востребовано педагогами и позволяет мобильно перестраиваться в условиях современной образовательной ситуации. В очном формате была организована работа четырёх дискуссионных площадок для разных целевых аудиторий: заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов, заведующих дошкольными образовательными организациями и методистами. На площадках обсуждались промежуточные итоги реализации предметных концепций в образовательных организациях Куйтунского района.

    Результатом проводимой работы, уверены, станет повышение качества образования. Важнейшим индикатором достижения этой цели является удовлетворённость результатами совместной работы участников образовательных отношений.

    Мы в социальных сетях: