Текст: Татьяна Анатольевна Митюкова,
старший преподаватель кафедры современных предметных методик и технологий
ГАУ ДПО ИРО
Ключевой целью современной образовательной политики является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, актуальным потребностям общества и каждого гражданина. Поэтому в рамках реализации государственной программы РФ «Развитие образования» – мероприятие «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС ОО посредством разработки концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» – Институт развития образования Иркутской области в октябре 2020 года провёл межрегиональную дискуссионную площадку «Новые компетенции цифровой реальности и способы их развития для достижения образовательных результатов в условиях реализации ФГОС и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей)». В мероприятии приняли участие более 235 человек (в том числе онлайн) – представителей 8 регионов Сибирского федерального округа: Республики Хакасия, Республики Тыва, Красноярского края, Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской, Иркутской областей, а также Курганской области. Это руководители, преподаватели и методисты образовательных организаций дополнительного профессионального образования, учителя, руководители общеобразовательных организаций и дополнительного образования, эксперты в области общего и дополнительного профессионального образования. В рамках площадки участники в режиме онлайн-дискуссии обсуждали следующие вопросы:
▼ «Дистанционное обучение как одно из средств обеспечения достижения образовательных результатов ФГОС общего образования»
Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых
должно носить системный порядок и удовлетворять требованиям ФГОС к формированию условий реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, способствовать достижению обучающимися планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов обучения.
Каким должен быть этот набор ИКТ-инструментов, что об этом говорят педагоги? Эксперты высказали мнение о том, что дистанционное обучение – это новый уровень профессионализма педагога не только образовательных, но и дополнительных организаций, отметили достоинства и недостатки дистанционной работы и выдвинули ряд предложений, как педагогу дополнительного образования организовать дистанционное обучение. А. С. Быков, руководитель центра цифровой трансформации образования ГАУ ДПО ИРО, ответил на вопросы участников и подвёл итог тому, что цифровая образовательная среда образовательной организации – это управляемая и динамично развивающаяся с учётом современных тенденций модернизации образования система эффективного и комфортного предоставления участникам образовательных отношений информационных и коммуникационных услуг, цифровых инструментов, она должна стать единым пространством коммуникации, действенным инструментом управления качеством реализации образовательных программ, работой педагогического коллектива.
▼ «Психолого-педагогическое сопровождение школьников и педагогов в условиях дистанционного обучения»
Одним из ключевых вопросов стал вопрос психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения. Кто из участников дистанционного обучения нуждается в психолого-педагогическом сопровождении? Что рекомендовать участникам дистанционного обучения в условиях неопределённости будущего? Какие существуют форматы психолого-педагогического сопровождения дистанционного обучения? Насколько важно организовать психолого-педагогическое сопровождение школьников и педагогов в условиях дистанционного обучения? Об этом рассказала Л. Б. Козьмина, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО ИРО. Несмотря на форму обучения, необходимым условием реализации системы требований образовательных стандартов является оценка результатов освоения общеобразовательных программ. О том, как проводится региональная оценка метапредметных результатов выпускников общеобразовательных организаций, пилотных площадок опережающего введения ФГОС основного общего и среднего общего образования Иркутской области, поделилась Н. И. Яловицкая, руководитель центра развития общего образования ГАУ ДПО ИРО. Она подробно рассказала о региональных особенностях оценки, комплексе методических материалов для сопровождения итогового индивидуального проекта, целью которого является разработка измерительных материалов для итоговой оценки метапредметных планируемых результатов освоения обучающимися ООП ООО в форме итогового индивидуального проекта и методических рекомендаций для субъектов, участвующих в процессе оценки в соответствии с требованиями ФГОС. Также по данной теме свой опыт представила
А. В. Кречетова, учитель начальных классов МКОУ «Маршанская СОШ» Каргатского района Новосибирской области. В своём выступлении она рассказала о подходах к формированию межпредметных регулятивных УУД у детей с ОВЗ в условиях сельской школы. О влиянии на достижение планируемых результатов образования внеурочной деятельности и дополнительного образования детей высказали свою точку зрения учителя-предметники А. А. Шипилов (г. Слюдянка) и О. В. Путятина
(г. Иркутск).
▼ «Роль сетевых предметных сообществ в реализации концепций преподавания предметов»
О создании и развитии сетевого профессионального сообщества Новосибирской области рассказала Г. В. Утюпина, начальник учебно-методического отдела ГБУ ДПО НСО «Областной центр информационных технологий» г. Новосибирска. Опытом Новосибирской области в создании сетевого профессионального сообщества дефектологов поделилась куратор-эксперт сетевого сообщества, методист отдела инновационных программ и проектов ГБУ НСО «ОЦДК» (г. Новосибирск) Е. А. Реутова. Профессиональное педагогическое сообщество Иркутской области представила
М. О. Тихомирова, координатор ППО Иркутской области, заведующий сектором сопровождения инновационных практик, проектов и программ ГАУ ДПО ИРО. Об актуальности, востребованности сообществ в настоящее время, о реальной роли предметных сообществ в реализации ФГОС высказала своё мнение учитель русского языка и литературы Е. В. Рыдова (г. Слюдянка).
▼ «Особенности внедрения концепций учебных предметов (предметных областей)»
В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на федеральном уровне с целью обновления содержания и методики преподавания отдельных предметов разработаны предметные концепции преподавания учебных предметов. С докладом «Особенности внедрения ФГОС и концепций учебных предметов (предметных областей) в Иркутской области» выступила канд. пед. наук, заведующий кафедрой современных предметных методик и технологий ГАУ ДПО ИРО
Н. М. Валюшина. Она поделилась идеей внедрения единой региональной дорожной карты.
Одним из стратегических направлений государственной образовательной политики является развитие и сохранение родных языков, «защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Родной язык играет важную роль в сохранении культурных традиций и истории народа. Об этом рассказала Т. А. Митюкова, старший преподаватель кафедры современных предметных методик и технологий ГАУ ДПО ИРО, ссылаясь на «Концепцию преподавания родных языков народов России». О важной роли концепций преподавания учебных предметов и необходимости изучения родных языков рассказала председатель ассоциации учителей русского языка И. А. Билиенкова (Усть-Илимский район). Итогом площадки стало выполнение творческого задания. На протяжении четырёх часов участники дискуссии активно включались в обсуждение актуальных вопросов и пришли к выводу, что с изменением содержания современного образования меняется и роль учителя; работа по обновлению содержания и технологий обучения в целях повышения качества результатов обучения на всех уровнях образования в соответствии с концепциями преподавания учебных предметов (предметных областей) носит комплексный характер, а механизмы решения новых задач могут быть созданы только общими усилиями заинтересованных участников.