• Реализована ДПП ПК «Управление качеством общего образования в условиях обновления ФГОС на основе модернизации технологий и содержания обучения, концепций преподавания учебных предметов»

    04 Фев 2021
     
    13:36
     

    Текст: Татьяна Александровна Малых,
    заместитель директора ГАУ ДПО ИРО, кандидат педагогических наук

    Ключевыми задачами, стоящими перед российским образованием, являются:
    ■ вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования;

    ■ формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

    ■ создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

    Реализация комплекса мер, направленных на повышение качества общего образования

    Повышение квалификации в условиях непрерывного образования рассматривается не только как вид дополнительного профессионального образования, но и как процесс обновления профессиональных знаний и умений педагогов в соответствии с современными требованиями к уровню их подготовки. Главной целью системы повышения квалификации становится качественное изменение педагогической деятельности в образовательном процессе.

    ДПП ПК «Управление качеством общего образования в условиях обновления ФГОС на основе модернизации технологий и содержания обучения, концепций преподавания учебных предметов» разработана авторским коллективом из числа преподавательского состава ГАУ ДПО ИРО во исполнение реализации комплекса мер, направленных на повышение качества общего образования посредством модернизации технологий и содержания обучения в условиях ФГОС, концепций преподавания учебных предметов и поддержки сетевых методических объединений Иркутской области; получила положительное экспертное заключение. Программа повышения квалификации основана на системном, компетентностном и деятельностном подходах, имеет модульную структуру.

    2 211 руководителей общеобразовательных организаций Иркутской области в течение 2020 года обучились по дополнительной профессиональной программе «Управление качеством общего образования в условиях обновления ФГОС на основе модернизации технологий и содержания обучения, концепций преподавания учебных предметов». Из них 589 директоров, 1 587 заместителей руководителей. В разработке ДПП ПК участвовали почти все структурные подразделения ГАУ ДПО ИРО. Подходы, идеи, темы обсуждались на рабочих совещаниях группы разработчиков. Самая важная задача, на решение которой была направлена работа преподавателей института, – помочь руководителям общеобразовательных организаций в практической деятельности, в связи с чем концептуальным подходом стало составление материалов для использования в деятельности руководителя, которые сначала он разрабатывает сам, в период обучения при сопровождении педагогов института, а затем использует как комплекс мер, направленных на повышение качества общего образования в своей организации. Ответственность сотрудников института заключалась в том, что именно нами предлагались векторы деятельности по управлению качеством общего образования, которые должны быть чёткими, ясными и практико-применимыми. Коллектив разработчиков направил усилия на то, чтобы все руководители общеобразовательных организаций Иркутской области получили учебные материалы, практические рекомендации, которые смогли бы применить в правильной трактовке исходя из идеологии и целей программы.

    Модули ДПП ПК

    Уникальность реализованной программы заключается в системном единстве автономных учебных единиц – модулей. Модуль 1 «Управление качеством общего образования: нормативно-правовой аспект модернизации технологий и содержания обучения» является инвариантным (обязательным). Включает в себя следующие темы:
    Тема 1. «Стратегические документы развития образования РФ».
    Тема 2. «Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования: методологические основы и содержание обучения». Тема 3. «Требования к результатам освоения основной образовательной программы». Тема 4. «Концепции преподавания учебных предметов. Внедрение и реализация в контексте управленческой деятельности». Тема 5. «Современные подходы к организации системы оценки качества образования. Эффективные управленческие решения».

    Модуль 1

    был представлен слушателям ведущими учеными института, специалистами в данных областях.

    Модуль 2

    является вариативным и содержит 10 блоков (по выбору). Блоки определены на основании персонифицированных образовательных запросов управленческих работников общеобразовательных организаций и результатов регионального мониторинга. Выбор блоков модуля 2 может определяться управленческой командой общеобразовательной организации или управлением образования муниципалитета с учётом специфики условий и результатов образовательной деятельности. Все модули взаимосвязаны и логически подчинены решению основных задач, которые приводят к развитию профессиональных компетенций, предусмотренных программой. Разработчиками и организаторами была предоставлена возможность муниципальным органам управления образованием (далее – МОУО) осуществить сбор заявок от руководителей образовательных организаций, на их основании сделать выводы о последующих направлениях развития муниципальных систем образования. В результате скоординированной работы МОУО и ГАУ ДПО ИРО были определены запросы руководителей. Всего обучено 34 группы.

    Модуль 1 –


    инвариантная часть. «Управление качеством общего образования: нормативно-правовой аспект модернизации технологий и содержания обучения» (объём – 20 часов).
    Цель модуля – изучение нормативно-правовых документов и современных подходов к организации системы качества образования, регламентирующих выполнение обновленных ФГОС начального общего, основного общего образования и ФГОС среднего общего образования.

    Модуль 2 –

    вариативная часть. Содержит 10 блоков:
    Модуль 2.1. «Модернизация технологий и содержания обучения в обновленных ФГОС» (объём – 12 часов).
    Цель модуля – совершенствование методов организации образовательной деятельности и современных образовательных технологий, направленных на повышение качества образования. (3 группы, 172 человека)

    Модуль 2.2.

    «Основная образовательная программа как инструмент управления качеством образования» (объём – 12 часов).
    Цели модуля – организация разработки (корректировки) и утверждение основных образовательных программ в соответствии с обновленными ФГОС начального общего, основного общего образования и ФГОС среднего общего образования. (Не был выбран к изучению.)

    Модуль 2.3.

    «Программа воспитания в основной образовательной программе» (объём – 12 часов). (8 групп, 738 человек)
    Цели модуля – определение актуальных подходов к разработке программы воспитания в общеобразовательной организации на основе примерной программы воспитания.

    Модуль 2.4.

    «Организационно-управленческие условия индивидуализации и дифференциация обучения» (объём – 12 часов). (Не был выбран к изучению.) Цель модуля – рассмотрение подходов к индивидуализации и дифференциации обучения через освоение инструментов управления индивидуализацией и дифференциацией обучения по вопросам реализации основных общеобразовательных программ.

    Модуль 2.5.

    «Цифровая образовательная среда в контексте управления общеобразовательной организацией» (объём – 12 часов). Цель
    модуля – освоение возможностей создания современной и безопасной цифровой образовательной среды в общеобразовательной организации. (3 группы, 249 человек).

    Модуль 2.6.

    «Современный урок в контексте обновлённых ФГОС» (объём – 12 часов).
    Цель модуля – совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности по проектированию и комплексному анализу урока, ориентированного на достижение предметных, личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных общеобразовательных программ. (6 групп, 321 человек).

    Модуль 2.7.

    «Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС» (объём – 12 часов).
    Цель модуля – определение основных условий и механизмов, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательной организации. (3 группы, 208 человек).

    Модуль 2.8.

    «Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования» (объём – 12 часов).
    Цель модуля – совершенствование системы внутришкольного контроля за качеством образования в общеобразовательной организации. (7 групп, 469 человек).

    Модуль 2.9.

    «Организационно-управленческие аспекты образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (объём – 12 часов).
    Цель модуля – изучение нормативно-правового обеспечения образовательной деятельности и психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации. (1 группа, 45 человек).

    Модуль 2.10.

    «Проектирование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ» (объём – 12 часов). (2 группы, 93 человека).

    Цель модуля – изучение основных направлений организации и содержания психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС, в том числе обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ.

    Анализ образовательных потребностей

    Анализ потребностей слушателей способствовал серьёзному осмыслению собственной деятельности, позволил провести внутренний аудит относительно интересов руководителей и сделанного ими выбора. Так, разрабатывая ДПП ПК, мы не предполагали, что модули «Организационно-управленческие условия индивидуализации и дифференциация обучения», «Основная образовательная программа как инструмент управления качеством образования» окажутся невостребованными. Поиск причин позволил сделать следующие выводы: индивидуализация и дифференциация обучения остаются в массовой школе «слепым пятном», у руководителей нет механизмов и готовности реализации на практике данных принципов, в то время как с основной образовательной программой руководители работают вполне уверенно, разрабатывают, реализуют, в связи с чем считают эту тему не требующей отдельного рассмотрения при многообразии других модулей. Логика реализации ДПП ПК предполагает в начале обучения знакомство слушателей с тенденциями развития общего образования в Российской Федерации и приоритетными направлениями государственной политики в сфере общего образования с учётом социально-экономических особенностей Иркутской области. Это является основанием для более целенаправленного восприятия учебного материала последующих модулей.
    Цель обучения – совершенствование профессиональных компетенций управленческих работников общеобразовательных организаций Иркутской области по вопросам реализации основных общеобразовательных программ с учётом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей). Материалы промежуточной и итоговой аттестации обсуждались на заседаниях временных рабочих групп ГАУ ДПО ИРО. Учтены многолетние пожелания слушателей повышения квалификации о необходимости практической составляющей, инновационных инструментов для реализации направлений деятельности педагога и руководителя. Задания составлены преподавателями института таким образом, чтобы закрепить полученные знания и использовать их в практической деятельности. Все задания отличались разноплановыми подходами, явились примером для формирования метапредметных результатов, личностных, профессиональных компетенций руководителей.

    На промежуточную аттестацию были представлены проекты дорожных карт реализации концепций учебных предметов (предметных областей), в процессе разработки которых слушатели показали особенности своей образовательной организации, преимущества, проблемы и точки особого внимания для реализации выбранной концепции. Составленный фрагмент дорожной карты подкреплялся списком управленческих решений по её реализации. Проанализированы работы, направленные на осмысление новых подходов к оцениванию планируемых результатов, ВСОК в образовательной организации, выявлены ключевые компоненты, характеристики, точки роста. Представленные экспертные карты программы воспитания позволили выступить слушателям ДПП ПК экспертами. Для экспертизы предлагалось рассмотреть следующие разделы: Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса». Раздел 2. «Цель и задачи воспитания». Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности». Раздел 4. «Анализ воспитательного процесса в школе». Критерии, показатели, экспертная оценка, комментарии позволили на практике увидеть и проанализировать точки роста, дефициты, проблемы развития системы воспитания в школе, сделать выводы и дать собственные экспертные рекомендации.
    Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» была предложена коллективом авторов Т. В. Светенко,
    И. В. Галковской и Е. Н. Яковлевой для руководителей в качестве «кальки» для решения проблем, как управленческих, так и учебных. Задача преподавателей ГАУ ДПО ИРО заключалась в том, чтобы руководитель научился быстро и эффективно планировать свою деятельность и разбивать решение проблемы на этапы, определяя конкретную задачу на каждом из них. В результате представленные работы были планами по решению образовательных проблем педагогов, учебных проблем обучающихся. Кроме того, содержали анализ имеющихся ресурсов, учёт рисков, давали чёткое представление о желаемом результате проекта.

    Итоговые проекты выполнялись по направлению выбранного модуля. Слушателям был дан подробный план педагогического проекта, который необходимо было наполнить целями, задачами, содержанием, представить планируемые результаты. Проект выполнялся как индивидуально, так и в составе управленческой команды школы. Все проекты носили индивидуальный характер, учитывали особенности и возможности образовательных организаций для решения проблемы в рамках заявленной темы. Педагоги отметили структурированность задания, а также то, что предложенный вариант можно использовать обучающимся, выполняющим проекты. Смогли оценить на практике трудности по составлению проекта, с которыми столкнулись сами и которые могут возникать у обучающихся. Работы, представленные в качестве промежуточной и итоговой аттестации, проверялись преподаватели института, ими давались рекомендации по выполнению работ, неоднократно проводились консультации, направленные на оказание информационной и методической помощи педагогам.

    Обратная связь

    По результатам проведения обучения была осуществлена обратная связь. Предлагалось ответить на следующие вопросы:


    – Какова теоретическая и практическая значимость, пройденной вами ДПП ПК?


    – Планируете ли вы внести изменения в управленческую деятельность по результатам работы в рамках ДПП ПК. Если да, то какие?


    – Какие из задач/проблем, обсуждаемых в рамках ДПП ПК, вы считаете необходимым обсудить с педагогическим коллективом?


    – Применимы ли знания и умения, полученные в рамках ДПП ПК, в собственной управленческой деятельности?

    Полученные отзывы оказались положительными.

    Из ответов:

    – «Знание основ управления качеством общего образования в условиях обновления ФГОС актуально для нашего учреждения в связи с построением эффективной системы управления.
    Модернизация технологий и содержания обучения имеет большое значение в образовательной деятельности, в частности в преподавании учебных предметов». «Теоретическая значимость курса повышения квалификации “Управление качеством общего образования в условиях обновления ФГОС на основе модернизации технологий и содержания обучения, концепций преподавания учебных предметов” оказалась во всестороннем освещении сути рассматриваемых вопросов данного курса. Практическое значение курса состоит в возможности использования сформулированных рекомендаций для организации оптимальных педагогических условий обучения и воспитания школьников». «С педагогическим коллективом планируем рассмотреть следующие вопросы: “Современный урок в контексте обновленных ФГОС”, “Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС”, “Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования”, “Организационно-управленческие условия индивидуализации и дифференциации обучения”».


    – «Обратили внимание на требуемую стандартом максимальную насыщенность урочных и внеурочных занятий разными видами познавательной деятельности, использование развивающего и проблемного обучения».

    – «Полученные знания и умения, рекомендации в рамках повышения квалификации помогут в эффективных подходах к преподаванию учебных предметов, предметных областей, способствующих повышению качества преподавания».

    – «Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что результаты могут быть использованы в моей работе». «Данная программа значима для управленческих работников (как для директоров, так и для заместителей директоров). Она дала возможность приобретения нового опыта управления качеством образования».

    – «На уровне методических объединений более качественно проработаем концепции преподаваемых предметов. Планируем развивать управленческую деятельность в вопросах формирования функциональной грамотности, осуществлять современные подходы к организации и эффективному управлению повышением квалификации педагогических кадров».

    – «Учебный материал имеет важное значение для совершенствования работы образовательной организации. Преподаватели представили его в доступной форме, теоретическая и практическая части тесно взаимосвязаны между собой».

    – «Планирую: 1. Внести изменения в программу воспитания ОО. 2. Внести дополнения в программу внутришкольного контроля. 3. Внести дополнения в методическую работу школы».

    – «Благодаря лекторам погрузились в теоретические основы совершенствования профессиональных компетенций. Попробовали на практике проектирование общеобразовательных программ с учётом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей). Практическая значимость программы заключается в возможности приобретения опыта управления качеством общего образования».

    – «Получен ценный материал для теоретической и практической работы». «Огромное спасибо за качественное обучение!»

    – «Материал богатый, систематизированный. Планирую использовать его в работе с педагогами. Очень много материала для практических семинаров с педагогами. Спасибо большое!» Вместе с тем сотрудниками института получен большой материал для внесения коррективов в собственную деятельность при разработке программ и заданий по повышению квалификации. При выборе модулей ДПП ПК самыми востребованными оказались «Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования», «Современный урок в контексте обновленных ФГОС», «Программа воспитания в основной образовательной программе». Такой выбор позволяет сделать вывод о том, что руководители продолжают повышать квалификацию по многолетнему функционалу своей деятельности. Внутришкольный контроль – одна из основных функций руководителя. Подразумевается, что действующий управленец хорошо знаком с данным направлением собственной деятельности.

    Обучение как значимое событие
    для решения новых вызовов

    Тема «Современный урок (учебное занятие)» на протяжении 10 лет введения ФГОС должна стать одной из самых главных. Руководители общеобразовательных организаций отметили, что анализ урока с позиции требований и результатов ФГОС является сложным для них. Нет единых требований к анализу, единых требований к структуре урока, применению технологий. Стоит отметить, руководители признали недочёты в собственной деятельности. По-прежнему педагоги испытывают затруднения в постановке проблемы урока, целеполагании, сочетании целей с результатами, формулировкой целей; самым сложным этапом остаётся мотивация. Управленческие кадры являются основой для развития образовательных организаций. При этом необходимо учитывать реальное отставание образовательных потребностей по повышению квалификации от потребностей современного общества. Модуль «Цифровая образовательная среда в контексте управления общеобразовательной организацией» выбрали две территории, тогда как данная тема является сегодня исключительно важной. ФГОС основан на психологических характеристиках ребёнка; деятельностный подход является основой знаний по психологии, нет мотивации без осознания возрастных потребностей современного ребёнка и знания ситуации его социального развития. Невозможно успешно реализовать ФГОС без знания психолого-педагогических характеристик обучающихся. Однако модуль «Проектирование системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ» выбран только двумя муниципалитетами.

    Инновационным в образовании и основой проверки качества образования является формирование навыков XXI века. Однако модуль «Формирование функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС» выбран к изучению лишь два раза, а модуль «Организационно-управленческие условия индивидуализации и дифференциация обучения» оказался невостребованным. Исходя из этого можно сделать вывод: управленческие работники не готовы в полной мере к происходящим изменениям в образовании. Из известного и нового не делают выбор в пользу последнего. Преподавательским составом института отмечено: руководители не владеют содержанием правовых актов, регламентирующих деятельность педагогов, системы образования; путают информационно-коммуникационную компетенцию с компьютерными навыками; существуют проблема смыслового чтения при выполнении заданий и проблема достижения метапредметных результатов; при проектировании современного урока 98 % руководителей согласились с тем, что не умеют выявлять проблему, затрудняются в постановке цели. Обновленный ФГОС рассматривается без психолого-педагогической составляющей, являющейся методологической базой. Слушатели не справились с заданием «смоделировать возможную деятельность учителя по заданному параметру». В образовательных организациях не сформированы единые подходы к системе оценки качества образования, девальвированы идеи внедрения ФГОС, существует проблема обновления содержания; образовательные технологии используются без учёта планируемых результатов. У педагогов недостаточно сформированы умение проектировать задания, направленные на развитие функциональной грамотности, умение обосновать собственную экспертную позицию и др. Проведенное обучение стало значимым событием для решения новых вызовов, стоящих перед системой образования. Искренняя благодарность авторам ДПП ПК – преподавателям ГАУ ДПО ИРО – за командный подход, мобильность, ценностное отношение к нашим слушателям; муниципальным органам управления образованием – за доверие, включённость в нашу команду, помощь в организации и проведении замечательных проектов, которые были представлены на итоговой региональной конференции управленческих практик.

    Мы в социальных сетях: