Текст: Евгения Александровна Шестакова,
заместитель директора ГАУ ДПО ИРО
Марина Геннадьевна Булгакова,
руководитель центра развития воспитания ГАУ ДПО ИРО, кандидат исторических наук
Вера Викторовна Гибанова,
методист ГАУ ДПО ИРО
В 2020–2022 годы Иркутская область стала получателем субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств, возникающих при реализации государственной программы Иркутской области «Развитие образования» (далее – Программа) на 2019–2024 годы. Мероприятия Программы направлены на модернизацию технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и сетевых методических объединений в рамках ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Одним из основных мероприятий в комплексе мер, направленных на повышение качества общего образования посредством модернизации технологий и содержания обучения в условиях ФГОС, концепций преподавания отдельных предметов и поддержки сетевых методических объединений в 2020 году для системы образования Иркутской области, охватывающей 465 420 детей, включая 145 761 дошкольника и 319 659 школьников, обучающихся в 1 833 общеобразовательных организациях, является выявление и описание лучших практик модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС общего образования как своего региона, так и других регионов Российской Федерации. Одной из форм выявления и описания лучших практик модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС стал межрегиональный конкурс практик социализации «Социальный навигатор». История конкурса началась в 2018 году, когда в рамках в рамках исполнения Дорожной карты «ВОСПИТАНИЕ 2020» по Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года необходимо было провести мониторинг «Эффективность внедряемых, реализуемых практик социализации и моделей оценки их реализации» в образовательных организациях Иркутской области.
Во избежание формального подхода сотрудниками центра социализации, воспитания и инклюзивного образования Института развития образования Иркутской области» была разработана система изучения и распространения результативного опыта работы образовательных организаций в вопросах педагогического сопровождения процессов социализации обучающихся в виде регионального конкурса практик социализации «Социальный навигатор». Конкурс получил признание среди педагогического сообщества Иркутской области. Участники о Первом конкурсе практик социализации «Социальный навигатор» «Вы верите в то, что у каждого человека всегда есть выбор? Когда мы задаём такой вопрос, то невольно вспоминаем участие команды нашей школы в региональном конкурсе “Социальный навигатор”. Конкурс практик социализации дал возможность объединения сообщества: учащихся, педагогов, родителей. Готовясь к каждому этапу, мы постигали тайны взаимодействия и осваивали новые социальные роли. Но обо всём по порядку.
На первом этапе конкурса – “Банк практик” – необходимо было показать осознанный выбор учащимися возможностей своего профессионального развития в условиях реализации Школы социального опыта. Наш проект позволял реализовать практико-ориентированные формы сопровождения профессионального самоопределения в сочетании с социальным партнёрством с профессиональными образовательными организациями и предприятиями. Школа социального опыта – это школа профессионального самоопределения учащихся, школа установления преемственности всех уровней образования и деловых контактов: детский сад, школа, институт, организации и предприятия. Это возможность для всех участников приобрести не только опыт общения, но и знания о разных профессиях. Это формирование способности к осознанному выбору дальнейшего пути, способ реализации системно-деятельностного подхода в образовании и воспитании, формирования и развития универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных результатов на всех уровнях образования. Все эти характеристики позволили нашей практике соответствовать критериям конкурса. А критерии – это очень важно! После прохождения первого этапа команда в составе родителя, учащегося и педагога получила возможность участия в интерактивной игре “Ориентиры”. На “Конвейере практики” мы не только показали свои возможности, но и смогли открыть таланты команд-конкурентов. Особо запомнилась идея создания музыкальной группы в Тулуне. Но на самом деле все идеи команд были на высоте. К сожалению, на этом этапе мы испытали первые разочарования. Выбор ребятами успешных людей, на которых они хотели бы равняться, вызвал недоумение. Может быть, перед работой в группе им необходим был тренинг? И, пожалуй, никогда не забуду, что именно в этот день я узнала, кто такая Светлана Лобода. Несмотря на это, мы оказались в следующем этапе “Дебаты”, который проходил в рамках Байкальского международного салона образования в ноябре 2018 года в формате британских парламентских дебатов. Даже нам, взрослым, дебаты не показались игрой, все было по-настоящему, по взрослому. Наши ребята не сдерживали эмоций, убедительно отстаивая свою точку зрения. Наша команда стала победителем “Социального навигатора”. Но, поверьте, это не самое важное. Помните Паровозика из Ромашково, который советовал: “Если видишь красивое, если видишь хорошее – остановись…” Мы следовали этому совету и знакомились со школами посёлка Тангуй, города Шелехова, Черемхово. Их идеи нашли воплощение в создании нашего школьного сообщества». (О. А. Ефимова, директор МБОУ СОШ № 18 г. Братска) «В современном мире перед родителями актуальными остаются вечные вопросы: Как воспитать ребёнка настоящим человеком? Как сделать его счастливым? Как подготовить к жизненным трудностям? Как решить проблему отцов и детей? Усилия большинства родителей направлены на материальное обеспечение семьи, зачастую дети предоставлены сами себе. Формирование их жизненных ценностей и установок осуществляется под влиянием средств массовой информации, дворовых компаний, криминальных группировок, объединений. Повлиять на развитие и воспитание ребёнка может и должна школа. Школа – это институт социализации. А. С. Макаренко был убеждён, что социальное воспитание осуществляется через включение воспитанников в активную общественную жизнь. Важно понимать язык и действия современных подростков, их ценности и смысл жизни. Они могут совпадать с мыслями взрослых или не совпадать. Каким вырастет ребёнок, зависит от людей, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь, то есть с педагогами. Осознавая это, педагоги выстраивают маршрут совместной деятельности, что приводит к возникновению разнообразных практик. На конкурсе практик социализации в системе воспитания школы «Социальный навигатор» представлены практики социализации разных школ Иркутской области. Они продиктованы временем, имеют свою силу, так как участники занимаются реальными делами, приносящими пользу обществу. Эти идеи приобретают большую популярность у подрастающего поколения и вовлекают в свои ряды всё больше желающих. Конкурс позволил школьникам окунуться в общественную жизнь. Любой опыт, даже отрицательный, помогает развиваться, двигаться вперёд, позволяет анализировать, видеть положительные и отрицательные моменты, корректировать свою работу. Работая в командах, защищая свои проекты, учащиеся получили колоссальный опыт общения со сверстниками. Взрослые порадовались за участников-школьников, способных рассуждать, объяснять и доказывать, обсудили молодёжные тренды. Было организовано плодотворное сотрудничество «учитель-учащийся-родитель». Проанализировав работу второго этапа – «Ориентиры», мы пришли к выводу, что можно не ограничивать возраст учащихся. Ребята 5–6 классов представляли свои проекты ничуть не хуже, чем старшеклассники, а может, даже и убедительнее. Обучающимся очень понравилась командная работа, дружелюбная атмосфера, возможность посмотреть, как работают и над чем работают ребята других школ региона. Все практики, которые были представлены на конкурсе, направлены на развитие личности ребёнка. В каждом проекте мы отметили идеи, позволяющие нашему проекту стать шире и интереснее.
Выражаем благодарность организаторам конкурса за возможность ознакомиться с идеями и опытом педагогов региона, за атмосферу коллективного творчества и командного взаимодействия, за обретённую уверенность в выборе правильного направления в воспитании детей». (МБОУ «СОШ № 5» Ангарский городской округ:
Н. Г Швайко, учитель, В. К. Коняева, родитель,
В. Коняева, учащаяся 6а класса. Группа поддержки:
Е. В. Шеленжик, учитель, В. В. Шамсетдинова, учитель).
В 2020 году конкурс, благодаря реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», приобретает совершенно новое содержательное наполнение и новую географию – выходит в межрегиональное образовательное пространство, что связано с необходимостью выявления и тиражирования лучших практик социализации для повышения качества общего образования в соответствии с ФГОС, другими государственными требованиями, а также в целях обеспечения модернизации технологий. Цель конкурса – выявление, системное изучение и распространение результативного опыта работы общеобразовательных организаций в вопросах педагогического сопровождения процессов социализации обучающихся (приобретения обучающимися социального опыта, освоения базовых национальных ценностей, социальных ролей, норм, правил общественного поведения), способствующего включению обучающихся, в том числе с ОВЗ, в социальную среду; воспроизводство системы социальных связей и обеспечивающего модернизацию технологий, повышение качества общего образования в соответствии с ФГОС другими государственными требованиями. Межрегиональный конкурс практик социализации в системе воспитания школы «Социальный навигатор» проводился в 2020 году в два этапа: «Банк практик» и «Оnline-голосование».
В рамках первого этапа общеобразовательные организации представляли «пакетированные» практики социализации и результаты их реализации. Согласно Положению о конкурсе под практикой социализации понимается деятельность, способствующая закреплению знаний, приобретению (совершенствованию) навыков социального взаимодействия, созданию условий включения обучающего, в том числе с ОВЗ, в социальные практики и соответствующая выработке способа личного отношения (позиции, мнения) к социально значимой деятельности. Конкурс позволил выявить эффективность внедряемых, реализуемых практик социализации и моделей оценки качества работы образовательных организаций по социализации личности, направленных на повышение качества общего образования посредством модернизации технологий в условиях федеральных государственных образовательных стандартов.
В конкурсе приняли участие 13 образовательных организаций из 4 субъектов Российской Федерации: Республики Хакасия (город Абакан), Новосибирской области (город Бердск), муниципальных образований Республики Бурятия (город Улан-Удэ, Заиграевский и Еравнинский районы), Иркутской области (города Ангарск, Зима, Тулун, Черемхово; Черемховский, Усольский, Балаганский районы). Представленные практики можно условно разделить по следующим направлениям: «Профориентация», «Духовно-нравственное образование», «Достижение личностных результатов при организации внеурочной деятельности, в том числе организации волонтёрства, экологическое воспитание, адаптация и социализация обучающихся с ОВЗ». Основные типы практик социализации, представленных на конкурс, – социально-культурная и социально значимая.
По результатам экспертной оценки был определён состав участников второго этапа конкурса «Online-голосование», в который были приглашены 6 образовательных организаций, набравших наибольшее количество баллов:
- МБОУ Большееланская СОШ, Усольский район Иркутской области;
- МБОУ Начальная школа-детский сад № 11 г. Зимы Иркутской области;
- МБОУ СОШ № 5 г. Ангарска Иркутской области;
- МБОУ «СОШ № 3 «Пеликан» г. Бердска Новосибирской области;
- МОУ «Школа № 30 г. Черемхово» Иркутской области;
- МБОУ «Буретская СОШ» Усольского района Иркутской области. Практики социализации, представленные участниками в 2-минутных видеороликах, были размещены в информационно коммуникационной сети «Интернет» для online-голосования через автоматизированную информационную систему «Процедура проведения экспертизы конкурсных материалов». В общественном голосовании приняли участие 1 927 человек; наи большую поддержку получила практика социализации МБОУ «СОШ № 3 «Пеликан» г. Бердска Новосибирской области «”Дни православной культуры в школе” в рамках Дней славянской письменности и культуры», которая набрала 726 голосов. Она же стала абсолютным победителем конкурса. Состав экспертной комиссии тоже очень сильно расширил свою географию. В экспертную комиссию конкурса были привлечены представители педагогической общественности 8 регионов Российской Федерации (Красноярский край, Республика Хакасия, г. Санкт-Петербург, Иркутская область, Новосибирская область, Томская область, Омская область, Республика Бурятия) и Республики Армения. Эксперты отметили, что представленные практики социализации разнообразны, лучшие практики в достаточной степени глубоки, интересны по содержанию, технологичны, дают возможность использовать представляемый опыт работы в других образовательных организациях.
Говорят эксперты
«Представленные в конкурсе социально-трудовые, социально-культурные, социально-бытовые, социально значимые практики социализации Иркутской и Новосибирской областей, Республик Хакасия и Бурятия, являются содержательным примером создания условий для реализации интересов детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, инициирования их самостоятельности, развития стремления к участию в социально значимой деятельности, приобретения и рефлексии позитивного социального опыта. Материалы конкурса о подходах, инструментах и механизмах социализации современных детей, подростков, молодёжи, несомненно, могут использоваться в качестве основы, навигаторов выявления и развития успешных практик социализации для различных регионов Российской Федерации». (Е. Г. Пригодич, директор автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Красноярский институт развития духовно-нравственной культуры», Заслуженный педагог Красноярского края)
«Педагогический феномен “социализация” закреплён в ФЗ № 273 как составляющая воспитания в образовании и вызывает неоднозначные подходы в образовательной теории и практике, в связи с чем педагогическое сообщество нуждается в единообразном подходе к передовым практикам социализации в системе образования. Для успешной социализации необходимо учить школьников вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому возникает вопрос о возможности управления данным процессом. Развитие и социализация личности не могут осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия – через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия. Многие образовательные учреждения при отсутствии технологии педагогического управления социализацией осуществляют эту работу порой на интуитивном уровне, что ведёт порой к негативным и необратимым последствиям. Вместе с тем теория социализации личности, её многогранность и постоянное усовершенствование изучаются не иначе как на практике. Представленные в конкурсе практики направлены на социальную включённость всех категорий обучающихся, что особенно важно, с ограниченными возможностями здоровья.
Практики социализации образовательных организаций заявлены их авторами как инструмент модернизации технологий и содержания образования в соответствии с ФГОС, другими государственными требованиями, направленными на повышение качества общего образования. Материалы конкурса практик социализации «Социальный навигатор» может быть использован в работе руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей, классных руководителей при анализе практик социализации, способствующих повышению качества образования и являющихся одним из инструментов модернизации технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов». (Т. А. Малых, кандидат педагогических наук, заместитель директора ГАУ ДПО ИРО)
«Я с большим удовольствием участвовала в составе экспертной комиссии межрегионального конкурса практик социализации в системе воспитания школы «Социальный навигатор». Хочется отметить разнообразную направленность практик, интересное и подробное описание, качественное и творческое содержание, все это даёт возможность использовать опыт участников в других образовательных организациях. Все практики позволяют активно и с интересом включаться в социальную среду, педагогам открываются возможности эффективного, разнообразного и творческого педагогического сопровождения социализации детей, а родители получают элементарное общение с ребёнком и возможность ближе познакомиться с его потребностями и взглядами. Благодарю организаторов конкурса за подготовку, интересный опыт, возможность участия в качестве эксперта. Участникам хочется пожелать интересной реализации практик и новых продуктивных практик». (Н. В. Коломеец, заместитель директора по НМР ГБОУ школы № 457 с углублённым изучением английского языка г. Санкт Петербурга)
Процедура проведения межрегионального конкурса практик социализации «Социальный навигатор» позволила стать инструментом для осмысления опыта и осознания недостатков в реализации практик, что поможет общеобразовательным организациям эффективнее планировать воспитательную работу с учётом обнаруженных затруднений. А также позволит определить актуальные подходы к модернизации технологий и содержания образования в соответствии с ФГОС, другими государственными требованиями путём анализа эффективных практик социализации.
Участники о конкурсе «Социальный навигатор» в 2020 году
«В 2020 году наша школа (МБОУ «Большееланская СОШ» Усольского районного муниципального образования) участвовала в межрегиональном конкурсе практик социализации в системе воспитания школы «Социальный навигатор» в номинации «Реализация практик и моделей успешной социализации обучающихся общеобразовательных организаций по основной образовательной программе». Школа представляла «Программу профессиональных проб для обучающихся 8–10 классов», которая успешно реализуется с 2017 года. Программа направлена на решение немаловажного вопроса для старшеклассников – профессионального самоопределения. Актуальность профориентационной помощи возрастает в связи с повышающимися требованиями современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. Своевременно оказанная старшеклассникам профориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности и правильного, осознанного выбора будущей профессии. Участие в конкурсе позволило пересмотреть Программу, увидеть проблемные места, определить новые формы работы, расширить круг профессий сельскохозяйственной направленности. А самое главное – участие в конкурсах, в «Социальном навигаторе» в том числе, способствует сплочению коллектива, помогает определить дальнейшие пути развития, повышает самооценку, ведь нам, небольшой сельской школе, пришлось конкурировать с образовательными организациями не только Иркутской области, но и других регионов. Мы убедились, что мы на верном пути. Большое спасибо всем организаторам конкурса, экспертам за труд и инициативу!» (Л. П. Измайлова, заместитель директора по УВР МБОУ «Большееланская СОШ»)
«В 2020 году наша школа представила модель успешной практики социализации обучающихся общеобразовательных организаций по основной образовательной программе «Юный партиот – будущее Росии!» на межрегиональном конкурсе практик социализации в системе воспитания школы «Социальный навигатор», организатором которого выступил Институт развития образования Иркутской области. Участие в конкурсе – это трудоёмкая и кропотливая работа, которая помогла нам систематизировать весь материал по данному направлению, выявить сильные и слабые стороны. Мы работали в команде, в команде учителей, детей и родителей, и это помогло нам подготовить материалы для участия в конкурсе на достаточно высоком уровне. Данный конкурс помог нашему коллективу осознать, что патриотическое воспитание в нашей школе занимает особую роль, наша система работы помогает нам воспитывать детей, которые с уважением относятся к истории своей страны и любят свою малую родину. Мы с удовольствием вместе с детьми и родителями ещё раз проанализировали все мероприятия, найдя в каждом плюсы и минусы. При этом мы работали на будущее: решали, что изменить, что улучшить в системе нашей работы по патриотичесокому воспитанию. Большим плюсом этого конкурса мы считаем возможность каждого учреждения получить объективную независимую оценку специалистов, а ещё (и это тоже важно) посмотреть систему работы других общеобразовательных учреждений и сравнить свою работу с другими. По итогам конкурса мы вышли в финал и заняли 4 место. Наверное, каждому бы хотелось стать победителем, но это прекрасный результат! Спасибо организаторам конкурса за возможность показать систему своей работы на региональном уровне и осознать то, что наш коллектив может получить высокую оценку экспертов». (Команда МБОУ «Буретская СОШ»)
Важным результатом конкурса стала рекомендация практик, выделенных экспертами к участию в работе межрегиональной экспертной онлайн-лаборатории лучших образовательных практик «Оценка метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся в условиях реализации концепций преподавания предметов», что позволило участникам позиционировать свой опыт достижения личностных результатов.
Из состава экспертной комиссии представители трёх регионов и Республики Армения также приняли участие в работе лаборатории.
Конкурс содержит не только эффективные практики социализации, но и показывает механизмы обмена практиками в межрегиональном образовательном пространстве, основанные на диалоге межрегиональной группы экспертов и использовании современных онлайн-платформ для организации партнёрского диалога реальных участников реальных практик.