• Профессиональный разговор

    03 Фев 2021
     
    13:51
     

    Евгения Александровна Шестакова,
    заместитель директора ГАУ ДПО ИРО

    – Комплекс мер, направленных на повышение качества общего образования, сегодня реализуется в Иркутской области в том числе и в рамках государственной программы «Развитие образования». Какие из них Вы бы отнесли к приоритетным?


    – Сегодня, как никогда, важным является обеспечение полноценного развёртывания инновационных проектов как на уровне региона, так и на уровне отдельной школы. Данные проекты связаны с разработкой и созданием новых моделей, механизмов, образовательных программ, технических средств и технологий в области повышения качества образования. Это позволяет обеспечивать поступательное интенсивное развитие региональной системы образования по всем направлениям за счёт новых перспективных разработок, которые были получены на основе выполнения мероприятий конкурсных отборов, реализуемых в рамках государственной программы РФ «Развитие образования», экспериментальных проектов по мониторингу и сопровождению их внедрения в практику. В 2020 году Институт развития образования Иркутской области распоряжением регионального министерства образования был определён оператором реализации мероприятий государственной программы в статусе федеральной стажировочной площадки. В рамках соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету нашей области институтом реализовывались мероприятия по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. Также реализовывались мероприятия по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путём выполнения региональных проектов и распространения их результатов в субъектах Российской Федерации. Важным было направление по развитию кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». В комплексе реализованных мероприятий были найдены решения, позволяющие реализовывать систему непрерывного образования и условия для формирования гибких образовательных траекторий, что существенно выравнивает доступ к качественному образованию как обучающихся, так и педагогов, активизировать инновационные процессы посредством интеграции образовательной, научной и практической деятельности, обеспечить открытость деятельности и системное обновление содержания образования и технологий обучения.


    – Из проведённых мероприятий какие, на Ваш взгляд, отличались особой эффективностью?


    – Как и было запланировано за такой небольшой период Иркутской области удалось реализовать комплекс мер, направленных на повышение качества общего образования посредством модернизации технологий и содержания обучения в условиях ФГОС, концепций преподавания отдельных предметов и поддержки сетевых методических объединений Иркутской области. К эффективным мерам хотелось бы отнести разработку «Дорожной карты» внедрения и реализации принятых концепций учебных предметов (предметных областей) на период с 2020–2022 гг.; выявление и описание лучших региональных практик модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС общего образования посредством разработки концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), поддержки региональных программ развития образования и сетевых методических объединений; создание школьных информационно-библиотечных центров, отвечающих современным требованиям, и пополнение фондов школьных информационно-библиотечных центров электронными изданиями. Ещё хотелось бы отметить такие меры, как обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогических и управленческих работников общеобразовательных организаций, специалистов органов местного самоуправления муниципальных районов; оказание содействия в создании общественно — профессиональных объединений учителей-предметников (в том числе сетевое сообщество учителей бурятского языка) и обеспечение поддержки созданных сообществ; межрегиональная презентация и экспертиза лучших практик и участие носителей лучших практик во Всероссийских мероприятиях. Нам удалось осмыслить и обновить подходы к повышению качества образования в школах с низки-
    ми результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем комплексного сопровождения в рамках реализации региональной каскадной модели.

    По результатам деятельности в рамках мероприятий на территории Иркутской области была реализована региональная каскадная модель комплексного сопровождения школ с низкими результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, включающая адресную поддержку более тридцати муниципальных моделей (проектов) поддержки школ проекта (60 % от общего количества муниципалитетов Иркутской области). Распространены практики мониторинговых исследований (входного, промежуточного и итогового) результативности программ улучшения образовательных результатов на все школы региона, участвующих в проекте.

    Разработаны эффективные сетевые механизмы решения проблем качества образования в школах обоих типов через межрегиональное сотрудничество со школами с высокими результатами в сходных условиях.

    Организована образовательная трансфер-зона с целью распространения эффективных практик повышения качества образования, включая образовательные стажировки по обмену опытом между менеджерскими и педагогическими командами, в том числе и из других регионов РФ. Начата деятельность по созданию условий формирования и развития функциональной грамотности обучающихся через распространение в практике школ 1 и/или 2 типов методологии международного исследования качества обучения.

    С целью развития и продвижения русского языка как государственного языка РФ, изучения бурятского языка была организована техническая поддержка четырёх новых базовых (опорных) площадок: образовательные организации получили высокотехнологическое оборудование.

    В рамках реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогов на основе адресной помощи в компенсации профессиональных затруднений педагогов в преподавании русского и бурятского языков, выявленных в ходе диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций педагогических работников, усовершенствованы три программы повышения квалификации («Вопросы использования русского языка как государственного языка Российской Федерации: создание языковой среды в образовательной организации», «Современные тенденции преподавания родного (бурятского) языка», «Преподавание родного (бурятского) языка в условиях билингвальной среды»); разработаны две программы повышения квалификации («Вопросы совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации в образовательной организации», «Особенности реализации государственной языковой политики: вопросы преподавания родных языков в образовательной организации»). По этим программам прошли обучение 3 160 человек, в том числе 1 690 педагогов Республики Тыва и 1 470 педагогов Иркутской области (717 управленческих и педагогических работников прошли повышение квалификации по вопросам совершенствования норм и условий полноценного функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации, 753 – по проблемам государственной языковой политики, по отдельным вопросам преподавания родных языков).

    Кроме программ повышения квалификации, в рамках мероприятий были разработаны методические рекомендации: «Методика обучения бурятскому языку», «Методические рекомендации по изучению обязательных предметных областей “Родной язык и литературное чтение на родном языке”, “Родной язык и родная литература” в образовательных организациях Иркутской области», «Пакет инструктивно-методических материалов по совершенствованию ДПП ПК для учителей родного языка всех уровней общего образования с учетом региональной специфики». Эти учебно-методические ресурсы получили положительную экспертную оценку (экспертные заключения от научно-исследовательского института «Современная дидактика»). С целью информационной поддержки педагогов и иных специалистов образовательных организаций по вопросам совершенствования норм и условий для полноценного функционирования русского языка на всех уровнях образования создана, обновляется и пополняется открытая региональная электронная библиотека методических ресурсов.

    – Среди проведённых мероприятий есть те, что направлены на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения. Можно ли говорить о первых положительных изменениях в этом направлении?


    – Конечно! В Иркутской области существует опыт поддержки школ с низкими результатами обучения и образовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Школы, получающие поддержку на региональном уровне в различных видах, значительно улучшают свои результаты. На основании аналитических данных, к 2020 году из 32 школ, участвовавших в проекте в 2017–2019 гг. на региональном уровне, 11 школ (34 %) вышли из первого (низкого) квинтеля по ИСБШ, качество обучения увеличилось в 10 школах (31 %). Только 3 школы (9 %) остались в фокус-группе. Это стало возможным потому, что содержание процесса повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Иркутской области разработано нашим институтом – оператором мероприятия – как совокупность пяти взаимосвязанных компонентов: индивидно группового, содержательно-целевого, функционально-деятельностного, пространственного и управленческого в рамках реализуемой региональной каскадной модели комплексного сопровождения. Сегодня региональная модель – это не только сеть школ, но и эффективно работающий институт региональных тьюторов, обеспечивающих сопровождение разработки и реализации программ повышения качества и муниципальных программ поддержки школ, а также разработку индивидуальных образовательных траекторий педагогов и управленцев. Назову и другие аспекты модели:


    ■ это команда муниципальных координаторов, обеспечивающих взаимодействие субъектов, координирующих процессы реализации программ и необходимые оценочные процедуры;


    ■ сеть Б(О)П (работающих в рамках всех реализуемых институтом направлений ГПРО), входящих в РТИК, собравшим подтвердившие свою ресурсность на федеральном уровне региональные практики;


    ■ сеть предметных и сетевых методических сообществ с собственной online-платформой для неформального образования и собственным облачным сервисом;


    ■ консолидированный банк управленческих практик, положенных в основу разработки и мониторинга программ улучшения результатов;


    ■ конкурсные процедуры для организации точечной грантовой поддержки школ за счет внебюджетной деятельности института;


    ■ отработанная практика «Марафона вариативных компетентностных проб», прошедшая федеральную экспертизу, работающая на обеспечение понимания ценности «обмена», выработки установки на принятие взаимной ответственности за передачу и освоение лучшей практики. И, конечно, разработанные муниципальные программы поддержки школ и школьные программы повышения качества образования.
    Если попробовать оцифровать преимущества модели, то, наверное, это может выглядеть так:


    ■ 82 % школ по итоговому мониторингу результативности программ в соответствии с разработанным региональным регламентом показали рефлексивный уровень реализации, а это значит, что организованные диагностические процедуры позволяют осуществлять систематическое стандартизированное наблюдение за динамикой изменений результатов школы, условиями деятельности, собирать данные и проводить анализ информации о результатах реализации программы, а самое главное, затем использовать её для корректировки программы и повышения качества принимаемых решений;
    ■ 92 % школ рассматривают внешнюю оценку как элемент системы поддержки школы в её совершенствовании, пройдя полноценно через разработанную региональную практику экспертизы, определяющую рисковые профили, квалифицирующую дефициты, оказывающую содействие в разработке программ повышения качества образования;
    ■ 87 % школ используют разработанные управленческие практики как инструмент внутришкольной оценки качества и самоанализа (положили их в основу разработки и мониторинга программ повышения качества);
    ■ 82 учреждения разной подведомственности являются партнёрами Института развития образования Иркутской области и школ в решении задачи профессионального развития руководителей и педагогов, разработки неформальных и стимулирующих практик общественного участия в управлении школой.


    – Зачем сегодня так активно создаются и поддерживаются сетевые общественно-профессиональные объединения учителей —
    предметников?


    – Деятельность педагогов в общественно-профессиональных объединениях – это прежде всего неформальное образование, показывающее сегодня высокие результаты личностного и профессионального развития на разных уровнях (от уровня школы до международного уровня). Благодаря создающейся открытой образовательной среде в объединениях каждый педагог имеет возможность внести свои предложения, проявить инициативу, организовать и провести образовательное событие, принять участие в разработке инструментария и проведения общественно-профес-сиональной экспертизы.

    В непринужденной творческой обстановке педагогам психологически комфортно осознавать свои профессиональные дефициты, планировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты развития, масштабировать эффективные образовательные решения в области образования. В условиях неформального образования у педагога появляется место профессиональных проб, формируется культура выбора, проявляется субъектность. Деятельность в объединении – это стартовая площадка развития и проявления возможностей и способностей педагогов. Таким образом, поддержка общественно-профессиональных объединений является одной из приоритетных задач профессионального развития, наряду с поддержкой формального образования педагогических и управленческих работников образования.

    – Замечательно, что одним из мероприятий государственной программы «Развитие образования» стало знакомство с лучшими образовательными, в том числе управленческими, практиками. Какие платформы были созданы для дальнейшего продвижения этих практик?

    – В рамках мероприятий государственной программы в регионе внедрены решения, направленные на реализацию нескольких ключевых задач функционирования современной системы образования. Так, внедрена платформа «Образование для жизни», разработанная ГАУ ДПО ИРО и предназначенная для предоставления региональной общественности виртуальной площадки для неформального взаимодействия, в том числе через возможность организации на платформе виртуальных профессиональных сообществ. Наполнение платформы контентом осуществляется силами и ресурсами сотрудников института и «доверенных» лиц из числа работников региональной системы образования посредством предоставления им специальных прав доступа, позволяющих обеспечить собственное функциональное пространство каждому. Текущие функциональные возможности позволяют разрабатывать страницы, публиковать записи, новости, анонсы, создавать опросы и формы обратной связи; объединять различные типы контента для создания виртуальных сообществ или страниц мероприятий. Для обобщения педагогических практик, имеющихся в регионе по различным аспектам функционирования системы образования, создан ресурс «Облачный сервис». Главная цель «Облачного
    сервиса» – аккумулирование и систематизация методических ресурсов, которые пригодились бы любому посетителю: учителю, обучающемуся, родителю, руководителю и др. Основная идея
    сервиса – представление материалов в виде «метро» с привязкой к пересечениям так называемых «тематических линий», сейчас их шесть: «Инклюзивная», «Линия практик», «Психолого-педагогическая», «Линия предмета», «Управленческая» и «Воспитательная». Помимо этого, каждый размещенный в сервисе ресурс содержит одну или несколько рубрик.

    Важными задачами стали обеспечение преемственности региональной, муниципальной и школьной программ повышения качества образования, нахождение в едином содержательном пространстве и удержание в фокусе собственных интересов, ресурсов и общих идей. Для их решения в регионе разработана и функционирует автоматизированная информационная система «ГПРО-Контроль», которая позволяет в едином пространстве контролировать исполнение программ повышения качества путём системного подхода к накоплению и обработке информации данных программ.

    – В каком ключе будет продолжена работа, начатая в 2020 году?


    – В рамках национального проекта «Образование» Министерством просвещения России запущен проект «500+», который создан в целях повышения качества образования, оказания адресной методической и консультационной помощи школам с низкими образовательными результатами, работающим в сложных социально-экономических условиях, а также учащимся, имеющим проблемы в обучении. Проект призван оказать содействие в достижении глобальной цели вхождению России в число 10 стран – лидеров по качеству общего образования. В 2020 году от Иркутской области участниками проекта стали 12 общеобразовательных организаций из 9 муниципальных образований. В 2021 году в проекте примут участие уже более 70 школ региона. В связи с этим стоит задача объединения наработанных ресурсов и опыта, потенциала сетевых и методических сообществ для разработки и реализации комплекса мер, методики адресной помощи, направленной на создание условий для повышения качества общего образования в образовательных организациях.

    Беседовала Елена Балкова

    Мы в социальных сетях: